Функции государства и формы их осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития.
Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности.

Содержание

Введение
Основная часть.
Глава 1. Понятие функций государства:
1.1. Понятие функций государства
1.2. Виды функций государства
Глава 2. Функции государства:
2.1. Внутренние функции государства
2.2. Внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.43 Кб (Скачать документ)

Правовая функция - обеспечение  правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения  и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция - обеспечение  политической стабильности, выработка  программно-стратегических целей и  задач развития общества.

Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление  контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование  экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция - обеспечение  солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв  общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех  категорий граждан, которые в  силу объективных причин не могут  самостоятельно обеспечить достойный  уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного  строительства, здравоохранения, системы  общественного транспорта.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция - создание условий  для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого  информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных  отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие  в решении глобальных проблем  человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений - государственному управлению.

Формы осуществления функций государства - это внешние проявления функций  государства, а также, деятельность государственных органов и должностных  лиц, посредством которых реализуются  функции государства.

Можно выделить правовые и организационные  формы осуществления функций  государства.

Правовая форма  есть деятельность по реализации функций государства, путем правотворческой, правоприменительной и правоохранительной   деятельности.

Организационная форма предполагает реализацию функций государства  путем управленческой, хозяйственной, идеологической деятельности.

Методы осуществления функций  государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государственной  власти реализуют функции государства.

Исследователями выявляются такие  методы осуществления функций государства:

метод регулирования нормативными правовыми актами- процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Метод регулирование нормативными правовыми актами делятся на:

Императивный (субординации) - воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.

 

Диспозитивный (координации) - при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.

 

 Поощрительный - субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).

Рекомендательный - субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться, и может свободно уклониться от исполнения

метод принуждения - это метод воздействия, который имеет две модификации: морально – психологический и физический. Метод принуждения по своей сути похож на метод убеждения. Ведь в двух методах главная задача коммуникатора – это то, чтобы собеседник принял его точку зрения. Как при методе убеждения, так и при методе принуждения человек начинает обосновывать свою личную точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего собеседника. 

метод компромисса – это соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок

метод рекомендации – это ориентация на конкретный вариант поведения  или действий, желательных с точки  зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому  варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

метод контроля - это форма юридической  деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия  осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом  выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных  и правовых актов и непосредственно  принимают меры по предупреждению и  пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан.

метод надзора - это автономная форма  юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом  соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в  связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в  целях обеспечения и укрепления законности и т д.

метод пропагандистского влияния на общество – это арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. С помощью средств массовой информации формируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иных интересы и намерения.      

Заключение

Итак, мы дали понятие  функций государства, а также  рассмотрели основные функции государства.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Судьба России зависит от того, сможет ли она благополучно довести до конца начатый процесс  реформирования. Опыт всех стран, вставших на путь реформ, в том числе и посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), свидетельствует о том, что минимизировать социальные издержки, связанные с процессом изменения системных качеств общества, можно лишь в том случае, если политика реформирования основывается не только на тщательном учете исторических и культурных особенностей нации, ее ментальности, но и на способности широких слоев населения воспринимать идеи реформы как свои собственные. Важнейшим условием успешной модернизации является способность властей находить конструктивные способы решения возникших противоречий не путем подчинения интересов одних социальных групп другими, а через согласие, расширение сферы сотрудничества и диалога разных групп.

Актуально и по сей день высказывание о том, что  в России, к сожалению, социальный фактор реформ как бы выпал из поля зрения реформаторов, а суть реформы  свелась в основном к преобразованиям  форм собственности и созданию рыночных институтов. Реформа понималась и до сих пор понимается ее инициаторами просто как смена экономических типов хозяйствования. Отсутствие долгосрочной стратегии экономического и социального развития страны, недооценка негативных социальных последствий реформ, поспешные действия привели по демонтажу существующих социальных институтов, к тому, что по многим показателям социального развития страна оказалась отброшенной на десятки лет назад, а ее отставание от развитых стран резко возросло. В соответствии с классификацией ООН по уровню социального развития Россия в настоящее время занимает в списке 137 государств лишь 37-е место, что ставит ее в ряд с развивающимися странами.

Поэтому в настоящее  время назрела острая необходимость  сформулировать и обнародовать четкое видение того, как и куда должно двигаться общество, какие задачи оно перед собой ставит и какие  действия органов государственной  власти и рядовых граждан необходимы для их достижения, то есть нужна  единая государственная стратегия  по достижению устойчивого развития России, возможно, ее следует принять  в виде рамочного закона на федеральном  уровне, затем в каждом субъекте Российской Федерации также необходимо разработать и принять нормативные правовые акты по переходу к устойчивому развитию, но принятие данных актов еще не панацея от всех кризисных явлений, на наш взгляд, в данных документах должна быть прописана персональная ответственность за ненадлежащее исполнение тех или иных положений по переходу к устойчивому развитию.

Главной целью  Российского государства должно быть обеспечение благополучия граждан  России на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне способны наиболее полно работать все механизмы, которые  можно классифицировать следующим  образом: политические, административные, экономические, экологические и  т.д. А на государственном уровне различные направления деятельности по обеспечению устойчивого развития могут быть сформулированы в виде экономической, социальной и экологической  политики. Поэтому сама концепция  устойчивого развития и будет  являться инструментом достижения цели, так как она разработана с  учетом интересов будущих поколений.  

 

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

1.  Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

Литература:

1.  Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. М., 2001. С. 10.

2.  Бринчук М.М. Экологическая функция российского государства: проблемы реализации // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. профессора А.К. Голиченкова М.: Тиссо, 2002. С. 8.

3.  Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2008. С. 608.

4.  Ляпунов Ю.И. Основные теоретические проблемы уголовно-правовой охраны природы с СССР / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 8.

5.  Матузов Н.И., Малько А.В.  Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 544.

6.  Мышко Ф.Г. Обеспечение экологической безопасности России: теоретические, правовые и организационные проблемы. М., 2001. С. 43.

7.  Оболонский А.В. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 320.

8.  Проблемы охраны природы в СССР / Под общ. ред. О.С. Колбасова. Минск, 1975.

9.  Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства / Журнал российского права, № 3, 2002.

10.  Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 304.

11.  Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С. 576.

12.  Черноголовкин Н.В. Функциональные характеристики социалистического государства // Советское государство и право. 1973. N 7. С. 16 - 17.

13.  Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 107.

 

 

 

 

 


Информация о работе Функции государства и формы их осуществления