Функции государства: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:19, доклад

Описание

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»
2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Функциональная характеристика государства
3. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1 Общесоциальное содержание функций
3.2 Классовое содержание функций
3.3 Национальное содержание функций
4. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
4.1 Внутренняя и внешняя функции
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

эссе.docx

— 39.13 Кб (Скачать документ)

Правительство Российской Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

Эссе по дисциплине

«Правоведение»

Тема: Функции государства: понятие и виды

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 09М4

Иванова И.В.

 

Проверил:

доцент

Макарейко Н.В.

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

2. ПРИЗНАКИ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

     2.1 Функциональная характеристика государства

3. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

     3.1 Общесоциальное содержание функций

     3.2 Классовое содержание функций

     3.3 Национальное содержание функций

4. МЕТОД  КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

     4.1 Внутренняя и внешняя функции

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство - это выделившаяся из общества и  обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Познание  же государства предполагает изучение не только его статики, но и динамики, то есть того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается и как выполняет своё социальное назначение.

 

1. ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА»

Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства в теории государства используется понятие «функции государства», характеризующее именно то, что и как государство «делает».

В теории государства «функция» означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства – это  рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определённом направлении и обеспечивающие её средства и способы. Другими словами, функции государства - это главные социально-значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.

Понятие «функция государства» появилось и  стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подходу к государству выделялись классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции..

На современном  этапе развития отечественной теории государства и права также  сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменением классовых характеристик государства и соответственно его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной: на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества и существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы).

Выполняя  определенные функции, государство  посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

В функциях государства выражаются его сущность и та роль, которую оно играет в основных направлениях общественного  развития и удовлетворения потребностей граждан.

С учетом сказанного функции государства  можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

 

2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Теоретическое описание, обобщение выполняемых  функций различными государствами позволяет отнести различные стороны деятельности государства именно к функции. В настоящее время к этим признакам относятся:

  • прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни – экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
  • непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
  • направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач; достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
  • деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идёт о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

2.1 Функциональная характеристика государства

Функциональная  характеристика позволяет изучать  не только государство конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа.  Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определённой связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределённого, причинно-следственного  характера, не жёстко детерминировано  новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость всё же характеризует те функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) всё же достаточно «чутки» к глобальным изменениям  основных характеристик государства.

Инны  е же функции, как и основные, в  некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного  общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции.

Таким образом, в государственности того или  иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. В частности, но появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.

Наименее  изменчиво и наиболее стабильно  то общесоциальное содержание функций государства, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе и геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.

Именно  в этом смысле государственная организация  общества приобретает большую социальную ценность.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Каждая  функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Содержание  функций изменяется под влиянием различных факторов. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.

3.1 Общесоциальное содержание функций

Уже ранние города-государства берут на себя общезначимые социальные функции, и, прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создаёт цивилизацию.

Именно  общесоциальные функции характеризуют  в наибольшей степени деятельную сторону государства, что умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественной истории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким  общесоциальным функциям относятся  обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и много другое.

3.2 Классовое  содержание функций

Наиболее  изменчивыми, жёстко привязанными к  социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции государства.

Классовые функции – это те направления  деятельности государства, которые  в наиболее полной, яркой степени  выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную  власть.

Таким образом, речь идёт о широком понимании  классов как определённых социальных, организованных структур общества.

К классовым  функциям относится прежде всего  подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом – карательных органов государства – армии, полиции) своих классовых противников. Причём подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением, а на последующих этапах государственности - экономическим путём: с помощью систем налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путём эмиссий, инфляций. С помощью трудового законодательства, устанавливающего жёсткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

Следует отметить, что именно те или иные классовые функции объявлялись на предыдущем этапе отечественной истории государства наиболее значимыми, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что на некоторых этапах государственности, например на социалистическом, эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.

При этом игнорировалось, что классовые функции  не позволяют решать многие общесоциальные, «вечные» проблемы жизни общества и даже загоняют эти жизненно важные, общесоциальные проблемы в тупик, ведут к «банкротству государства».

Игнорировалось  и то обстоятельство, что, осуществляя классовые функции, государство формирует особый слой, «номенклатуру», правящую элиту, которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определённой социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

Информация о работе Функции государства: понятие и виды