Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:19, доклад
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»
2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Функциональная характеристика государства
3. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1 Общесоциальное содержание функций
3.2 Классовое содержание функций
3.3 Национальное содержание функций
4. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
4.1 Внутренняя и внешняя функции
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.3 Национальное содержание функций
Наряду
с классовым содержанием
Это также
очень важная характеристика государства.
Она связана с той
Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.
Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.
Анализ национального содержания функций государства демонстрирует социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организованной форме.
4. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу или группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.
В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
Каждая
функция государства является объективно
необходимой для данного
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.
Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Эта функция имеет своё содержание, способы и структуры, своё обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах её воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
4.1 Внутренняя и внешняя функции
В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
Внутренние
функции государства проявляют
себя в экономической, политической,
социальной, идеологической сферах жизни
общества. Та или иная функция более
или менее ярко проявляется на
соответствующем этапе
Внешние функции – защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. – также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращённую не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.
Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в определённой степени своё значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.
Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Имеет право
на существование и такая
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Рассматривая функции, нельзя обойти вопрос о формах и методах их осуществления. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций права. Они бывают правовые и неправовые (организационные).
Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К правовым формам относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность. Правовые формы связаны с изданием юридических актов.
Среди неправовых
форм выделяют организационно-
В настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере).
Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения.
Принуждение
всегда призвано обеспечить исполнение
правил поведения посредством
Убеждение представляет такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определённого примера. Среди экономических методов убеждения выделяют прогнозирование, планирование, инвестирование.
Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов. Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
Выполнение функций обеспечивается государственным механизмом. Государственный механизм – это система органов и учреждений государства, подразделяемых на: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооружённые силы, милиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат является составной частью государственного механизма, состоит из его представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии. В систему государственного механизма входят: