Функции государства: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:19, доклад

Описание

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»
2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1 Функциональная характеристика государства
3. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1 Общесоциальное содержание функций
3.2 Классовое содержание функций
3.3 Национальное содержание функций
4. МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
4.1 Внутренняя и внешняя функции
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

эссе.docx

— 39.13 Кб (Скачать документ)

3.3 Национальное  содержание функций

Наряду  с классовым содержанием функций  государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организационного общества всегда имело и национальное содержание функций.

Это также  очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью  государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий объект всемирной истории.

Национальное  содержание функций государства  близко к общесоциальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, политических процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

Национальная  характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, то есть в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах. 

Анализ  национального содержания функций  государства демонстрирует социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организованной форме.

 

4. МЕТОД  КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу или группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

В научных  и практических целях функции  государства могут быть классифицированы по разным критериям.

  1. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение – их исчезновением.
  2. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за её пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Внутренние  и внешние функции любого государства  тесно связаны, поскольку внешняя  политика, определяющая линию поведения  с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

  1. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, политические, социальные и осуществляемые в духовной сфере.
  2. Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Такое деление весьма условно, так как критерий такого разграничения чётко не определён.

Каждая  функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства  равно важны, но этот не исключает  возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых  следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления  становятся для государства основными. К основным функциям можно отнести управленческо-обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния) функции.

  1. К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Особенность данной классификации состоит в  том, что она отражает процесс  реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Эта функция имеет своё содержание, способы и структуры, своё обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах её воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

4.1 Внутренняя  и внешняя функции

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Внутренние  функции государства проявляют  себя в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни  общества. Та или иная функция более  или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности. К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны;
  • политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;
  • социальная, направленная на совершенствование общественных отношений, обеспечение всестороннего развития личности, её социальной защищённости, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная, в основе которой – формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка, заключающаяся в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая), направленная на защиту окружающей среды.

Внешние функции – защита общества от нападений  извне, мирное сотрудничество с другими  государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. – также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращённую не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Сейчас  членение функций на внутренние и  внешние утратило в определённой степени своё значение, так как  многие внутренние функции приобретают  внешний характер (например, экологическое  направление деятельности государства), и наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций  государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической  сферах, в области создания и использования  ядерной, информационной технологий, в  области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Имеет право  на существование и такая всеобъемлющая  функция государства, как функция  управления в сфере предпринимательства, которая связана с правовым регулированием бизнеса, финансового менеджмента, движения денег и др.

 

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Рассматривая  функции, нельзя обойти вопрос о формах и методах их осуществления. Формы  осуществления представляют собой  деятельность конкретных государственных  органов по реализации функций права. Они бывают правовые и неправовые (организационные).

Под правовыми  формами понимается весь механизм правового  регулирования, которым располагает  государство. К правовым формам относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность. Правовые формы связаны с изданием юридических актов.

Среди неправовых форм выделяют организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную (сюда может  входить и оперативно-техническая деятельность), организационно-идеологическую (воспитательную) деятельность. Под организационно-регламентирующей деятельностью понимается деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства (кадровая работа, подготовка документов). Организационно-хозяйственная работа раскрывается через хозяйственную и оперативно-техническую деятельность. Это может быть работа, связанная с составлением отчетов, статистикой, контролем. Организационно-идеологическая форма представляет собой воспитательную деятельность, связанную с формированием общественного мнения, обучением, разъяснением существующих норм и правил. Организационные формы чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов.

В настоящее  время особое внимание уделяется  договорной форме осуществления  функций государства (договоры в  государственной, хозяйственной, социальной сфере).

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения.

 

Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определённых мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение – это такой метод, при котором желаемое поведение  обеспечивается возможностью применения силы или угрозы её применения. Экономические  методы принуждения – это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие налоговые ставки).

Убеждение представляет такой метод осуществления  функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в  форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определённого  примера. Среди экономических методов  убеждения выделяют прогнозирование, планирование, инвестирование.

Не отказываясь  от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов. Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

  • метод нормативного правового регулирования;
  • метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
  • метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
  • метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов;
  • методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;
  • метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Выполнение  функций обеспечивается государственным  механизмом. Государственный механизм – это система органов и  учреждений государства, подразделяемых на: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооружённые  силы, милиция, налоговая полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат  является составной частью государственного механизма, состоит из его представителей и осуществляет свою деятельность при  широком их участии. В систему государственного механизма входят:

Информация о работе Функции государства: понятие и виды