Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа
Теория государства и права, как наука изучает государство с различных сторон и аспектов. Определялись социальное назначение и устройство государства, его качественные характеристики как политической, территориальной, структурной организации общества, форма правления, национально - территориальное (национально - государственное) и административно - территориальное устройство, политический режим.
Введение..................................................................................................................................................................3 Понятие, содержание и признаки функций государства................................................3
Эволюция функций государства.........................................................................................................6
Классификация функций государства........................................................................................... 9
Некоторые вопросы функционирования современного Российского государства........................................................................................................................23 Заключение.........................................................................................................................................................24 Список использованной литературы.............................................................................................25
Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.
Интернационализация
мировой экономики, всеобщее переплетение
экономических интересов, появление
и господство транснациональных
компаний, иные экономические факторы
планетного значения - еще одна сфера,
оказывающая влияние на эволюцию
функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству
и, наконец, к партнерству проходит
большинство государств современного
мира во внешнеэкономической
К новой
эволюции функций государств подталкивает
и развивающаяся информатизация
общества, создание баз данных, все
планетных информационных систем, формирование
общепланетного информационного пространства.
Но, безусловно, самое мощное влияние
на эволюцию функций государств оказывает
объективная потребность
Указанная
выше эволюция функций затрагивает
в той или иной степени все
без исключения, современные государства.
Вместе с тем происходит эволюция
функций, затрагивающая отдельные
государства, особенно в экономической
области, в частности тогда, когда
конкретные общества развиваются в
направлении рыночной экономики, переходят
от социалистических, распределительных
отношений к товарно-денежным, от
тоталитарных режимов к либерально-
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ
ГОСУДАРСТВА
Изучение
эволюции функций государства, практическое
использование научных знаний в
этой области предполагает прежде всего
упорядочение всего государственно-
Для этого, как отмечалось выше в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства. Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.
Действительно,
в научных и практических целях
функции государства могут быть
классифицированы по разным критериям.
По времени действия они делятся
на постоянные, осуществляемые государством
на всех этапах его существования, и
временные, появление которых вызвано
специфическими условиями общественного
развития, а прекращение - их исчезновением.
По сферам политической направленности
(внутренняя и внешняя политика)
функции государства
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.
К числу
критериев можно отнести
Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти—средств массовой информации Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
Классификация
функций, опирающаяся на разделение
властей не у всех ученых-юристов
вызывает признание. Дело в том, что
это, как считают многие ученые, собственно,
не функция государства, а функция
осуществления государственной
власти или ветвей власти: правотворчество,
управление, судебная деятельность и
т. д. Происходит, по их мнению, смешение
функций государства и
Функции
же государства - это деятельность государства,
взятого в своей целостности,
с единой политической, структурной,
территориальной организацией. Поэтому
в теории государства наиболее распространено
и признаваемо членение функций
на внутренние и внешние, т. е. определение
деятельности государства по отношению
к обществу, особой организацией которого
и является государство (внутренняя
функция), и по отношению к другим
государственно организованным обществам,
другим государствам (внешняя функция).
ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ —это основные направления деятельности государства по управлению внутрення жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая
функциявыражается в выработке
и координации государством
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Существует
два основных экономических метода
государственного регулирования: 1) определенная
и достаточно жесткая налоговая
политика, которая позволяет государству
успешно решать его социальные задачи,
а также перераспределять часть
национального дохода в целях
более сбалансированного
Стимулирующее
воздействие на экономику оказывают
и местные органы государства. Они
обеспечивают приток капитала и развитие
бизнеса на подопечной территории с
целью получения больших
2) Экономическая
деятельность государства
2. Социальная
функциягосударства призвана
В правовом
государстве распределение
В бывших
тоталитарных государствах, где происходит
становление правовых основ общественной
и государственной жизни, социальное
регулирование по принципу уравниловки
постепенно вытесняется. Уравниловка,
как явление примитивно-
социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.
Только
в условиях свободы и экономической
самостоятельности
3. Функция
финансового
Высший
финансовый контроль за доходами и
расходами является, как отмечалось,
прерогативой парламента. На местах эти
функции выполняют местные