Борьба
с правонарушениями —важная, но не
главная сторона правоохранительной
деятельности государства. Государство
призвано реально обеспечить, в том
числе с помощью специальных
органов (суда, прокуратуры и т. д.
), такой порядок в общественной
жизни, который бы полностью отвечал
требованиям правовых норм, заложенным
в них началам свободы и
справедливости. Поддержание стабильного
правопорядка в стране — задача
всего государства, всей системы
его органов. Принудительная сторона
государственной деятельности постепенно
утрачивает свою силу при гармоничных,
объективно обусловленных экономических,
политических, социальных и нравственных
отношениях граждан и государства.
Она преобразуется в правовой
порядок цивилизованного общества.
5. Природоохранительная (экологическая)
функция — жизненно важная деятельность
любого современного государства, мирового
сообщества в целом. Земля как
объект совместного проживания требует
к себе наиболее рационального и
нравственно - чуткого отношения. В
современных государствах разработано
обширное природоохранительное законодательство,
которое четко регулирует деятельность
людей и различных организаций
в области использования природной
среды (приняты законы об охране животного
мира, атмосферного воздуха, природных
ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих
странах разработаны и действуют
национальные программы по охране окружающей
среды, предусматривающие применение
активных мер воздействия к нарушителям
ее целостности, вплоть до полного устранения
источников загрязнения или вредных
отходов производства. В США, например,
действует Закон о национальной
политике в области охраны окружающей
среды, разработаны долгосрочные программы
по предупреждению загрязнения атмосферы,
водоемов и почвы производственными
и бытовыми отходами. Предусмотрены
конкретные предупредительные меры
по ограждению окружающей среды от
отрицательного влияния деятельности
людей. При президенте США функционирует
консультативный орган — Совет
по качеству окружающей среды, действует
также Федеральное агентство
по охране природного мира, наделенное
широкими полномочиями по контролю за
выполнением природоохранительного
законодательства. В Великобритании,
Казахстане, России, на Украине, во Франции,
ФРГ, Швеции и других странах существуют
специализированные министерства и
ведомства по контролю и регулированию
деятельности в области окружающей
среды, функционирует целая система законодательных
актов, которые предусматривают жесткие
меры юридической ответственности за
нарушения их требований. Наряду с высшими
и местными органами государственной
власти контроль за точным и строгим соблюдением
природоохранительного законодательства
осуществляют и органы прокурорского
надзора. 6. Функция государства по обороне
страны от внешнего нападения —составляет
важное направление его деятельности.
История подтверждает, что на всех этапах
развития государственно-организованного
общества существовала объективная необходимость
защиты от внешних агрессоров свободы
и независимости страны, ее суверенитета
и территориальной целостности. Войны
в защиту Отечества, за освобождение территории
государства от оккупантов с точки зрения
международного права считаются законными
и справедливыми. Функция бороны страны
осуществляется экономическими, политическими,
дипломатическими и военными средствами.
В мирное время - это всесторонняя подготовка
страны к отражению возможного нападения
извне. В военное время эта функция принимает
форму прямой вооруженной борьбы с противником,
в ходе которой происходит объединение
всех сил страны для достижения победы.
Подавляющее большинство современных
государств восприняло оборонительную
доктрину, суть которой состоит в создании
оптимальной достаточности сил и средств
для предотвращения возможной агрессии
со стороны другого государства или группы
государств. Такой подход к вопросам военного
противоборства в значительной мере снижает
возможность возникновения войн в жизни
народов, предполагая в будущем перспективу
их постепенного исчезновения. Понятие
функции обороны страны емко и многогранно.
Оно включает в себя всю систему государственных
мероприятий по укреплению обороноспособности
страны, поддержанию боевой мощи вооруженных
сил как в мирное, так и в военное время.
Оборонная
деятельность государствабазируется
на его военной доктрине и складывается
из пяти основных направлений.
1. Укрепление
оборонной мощи страны. Высокую
обороноспособность государства
обеспечивает развитая и эффективная
экономика, опирающаяся на новейшие
достижения научно-технического
прогресса, что позволяет удовлетворять
не только материальные потребности
общества, но и производить все
необходимое для укрепления оборонного
потенциала страны. Современная
экономика обеспечивает необходимый
уровень развития военной промышленности,
производства новейших образцов
техники и оружия, создания запасов
стратегического сырья и продовольствия
и других компонентов оборонного
потенциала государства. 2. Повседневное
совершенствование вооруженных
сил, постоянное повышение их
боеспособности и боеготовности.
Каждое государство постоять
заботится о том, чтобы его
вооруженные силы были мощными,
мобильными, располагали современными
средствами защиты, профессионально
использовали все виды военной
техники и оружия, имели высокую
боеспособность и боеготовность,
действовали в режиме законности
и положений международного права.
3. Охрана государственных границ.
Эта деятельность осуществляется
пограничными войсками или другими
специальными подразделениями и
направлена на обеспечение пограничного
режима, определяемого законодательством
конкретного государства.
4. Организация
гражданской обороны. Государства
проводят рад оборонных мероприятий
в мирное время в цепях противостояния
возможному нападению извне и
обеспечения устойчивого функционирования
экономики страны в военное
время. Эта деятельность предусматривает
эвакуацию жителей из населенных
пунктов, по которым наиболее
вероятны удары оружием массового
поражения. Она связана с созданием
специальных защитных сооружений,
проведением спасательных и восстановительных
работ.
5. Военное
обучение запаса вооруженных
сил(резервов). Во многих странах
организуется периодическая военная
переподготовка лиц, состоящих
на воинском учете. Это позволяет
случае межгосударственных военных конфликтов
быстро развертывать вооруженные силы
и пополнять их квалифицированным личным
составом. Государство организует также
вневойсковую подготовку, которая проводится
в средних и высших учебных заведениях.
ВНЕШНИЕ
ФУНКЦИИ государства представляют
собой основные направления его
деятельности на международной арене.
Они призваны решать следующие внешние
задачи государства: установление и
поддержание нормальных отношений
с другими государствами и
обеспечение обороны страны от возможной
внешней агрессии. В соответствии
с указанными задачами различаются
две основные внешние функции
государства: взаимовыгодное сотрудничество
со всеми другими государствами
мирового сообщества и оборона страны
от нападения извне. Взаимовыгодное
сотрудничество с другими государствами
— это разнообразная деятельность
государства, направленная на установление
и развитие равноправных экономических,
политических, культурных и других
отношений, гармонично сочетающих интересы
данного государства с конкретными
и общими интересами всех государств.
Современный уровень развития общества
объективно требует интеграции хозяйственной,
политической и культурной жизни
всех цивилизованных государств, объединения
их общих усилий для более эффективного
решения внутренних проблем каждого
государства в отдельности и
мирового сообщества в целом. Такое
сотрудничество предполагает широкий
и взаимовыгодный подход к интеграционным
вопросам, умение совместными усилиями
находить наиболее рациональные решения,
отвечающие интересам не только данной
страны, но и всех участников сотрудничества.
Важное место в межгосударственном
экономическом сотрудничествезанимают
международное разделение труда, кооперирование
и специализация производства, обмен
новейшими технологиями, координация
товарооборота, развитие кредитно-финансовых
связей. Общую координацию международного
экономического сотрудничества осуществляет
Организация Объединенных Наций
и ее специализированные учреждения.
Так, Экономический и Социальный
Совет ООН в своем составе
имеет ряд органов, которые призваны
в масштабах мирового сообщества
регулировать вопросы межгосударственных
экономических отношений, а именно:
Совет по торговле и развитию, Экономический
комитет, региональные экономические
комиссии, комитеты по жилищному вопросу,
строительству и планировке, природным
ресурсам, науке и технике. Сферой
международного экономического и социального
сотрудничества занимаются такие специализированные
учреждения ООН, как Международная
организация труда, продовольственная
и сельскохозяйственная организация,
Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития и
другие.
Экономическое
сотрудничество эффективно осуществляется
в рамках сообщества тех государств,
которые территориально связаны
друг с другом. В качестве примера
можно привести Европейское сообщество,
целью которого является достижение
всестороннего сотрудничества в
экономической, политической и военной
областях; постоянное и равномерное
развитие; скорейшее повышение уровня
жизни; более тесные связи народов,
входящих в данное содружество государств.
Эти государства договорились устранить
все ограничения в торговле между
ними, ввести общий таможенный тариф
в торговле с третьими странами,
устранить препятствия для свободного
передвижения лиц, капиталов и услуг,
проводить общую политику в области
транспорта, энергетики и хозяйства,
установить единые правила конкуренции
и другое. Европейское сообщество
заключило целый ряд конвенций
со странами других континентов, с которыми
оно тесно сотрудничает. В последнее
время участники Европейского сообщества
одобрили новые договоры о валютно-экономическом
неполитическом союзах. В частности,
большинство стран-участниц сообщества
договорились к 1 января 1999 года перейти
к общей валюте и единой системе
обороны. В рамках сообщества функционирует
ряд кредитных учреждений, в задачу
которых входит финансирование мероприятий
общей экономической и социальной
политики (Европейский инвестиционный
банк, Европейский фонд развития и
другие).
Экономическое
сотрудничество осуществляется также
на основе двусторонних договоров между
государствами. Однако такое сотрудничество
ограничено экономическими возможностями
только данных государств.
В политической
областисотрудничество государств
проявляется прежде всего в вопросах
мира и войны. Современный уровень
развития мирового сообщества государств
позволяет избежать глобальных вооруженных
конфликтов. Политическое сотрудничество
между государствами осуществляется
на всех уровнях государственной
власти: межпарламентском, межправительственном,
на уровне органов местного самоуправления.
Европейское сообщество имеет общие
межгосударственные законодательные,
исполнительные и судебные органы,
компетенция которых ограничена
взаимными интересами объединившихся
государств. Подобные межгосударственные
образования обладают конфедеративными
и отчасти федеративными признаками,
поскольку имеют общие законодательные
и управляющие органы. Возникшее
в 1991 году Содружество Независимых
Государств (СНГ) строится в основном
на принципах экономического сотрудничества,
вне которого существование бывших
субъектов Союза Советских Социалистических
Республик чрезвычайно затруднительно
в силу сложившихся многолетних
органически неразрывных экономических
взаимосвязей. Переход к более
организованному государственному
сотрудничеству между ними в области
политической, социальной, культурной
и других — дело времени, разумного
использования опыта мировой
цивилизации. Основным международным
органом, координирующим политические
интересы современных государств, является
ООН. Вопросами политического урегулирования
конфликтов, в том числе и военных,
занимается Совет Безопасности—
постоянный орган ООН. В его компетенцию
входит широкий круг полномочий по
поддержанию международного мира и
безопасности, развитию сотрудничества
в самых разнообразных сферах
межгосударственных отношений. Содействуют
поддержанию политической стабильности
и безопасности в мире и региональные
международные организации: Лига арабских
государств, Организация африканского
единства, Организация американских
государств и другие. Многие вопросы
политического характера государства
решают непосредственно дипломатическим
путем, на основе дву- или многосторонних
переговоров. Культурное и научно-техническое
сотрудничествоосуществляется в различных
формах и на различных межгосударственных
уровнях. В Организации Объединенных
Наций такое сотрудничество координируют
специализированные учреждения по вопросам
образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),
Международное агентство по атомной
энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные
же вопросы культурного и научно-технического
сотрудничества решаются на основе двусторонних
или многосторонних договоров между
государствами, а также неправительственными
организациями (например, Всемирной
организацией демократической молодежи,
Международным советом научных
союзов, Международным союзом архитекторов,
Международным союзом студентов). В
рамках международного и научно-технического
сотрудничества осуществляются обмен
научной информацией, произведениями
искусства, достижениями музыкальной
и сценической культуры, взаимная
подготовка специалистов, различного
рода фестивали, конференции по проблемам
науки и культуры, непосредственные
контакты между учеными, деятелями
культуры, спортсменами.
Сотрудничество
в области охраны окружающей среды
объединяет усилия большинства государств
по поддержанию нормальной экологической
обстановки на планете. Эта деятельность
имеет всеохватывающий характер
и направлена на создание таких экологических
условий, которые необходимы для
существования и развития человеческой
жизни. Она активно проводится как
по линии специализированных учреждений
ООН, так и в рамках региональных
и других межгосударственных органов.
Для охраны окружающей среды используются
новейшие достижения государств в области
космонавтики, медицины, биологии, электроники.
Внешняя
деятельность государств современности
базируется на международно-правовых
нормах, максимально учитывает коренные
интересы и национальные особенности
всех народов, входящих в мировое
сообщество.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Сейчас
членение функций на внутренние и
внешние утратило в известной
степени свое значение, т. к. многие
внутренние функции приобретают
внешний характер (например, экологическое
направление деятельности государства),
и наоборот. Более важным становится
выделение глобальных функций государства,
характеризующих деятельность современного
государства в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах, в
области создания и использования
ядерной, информационной технологии, в
области защиты прав и свобод человека
и других современных глобальных
государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
Особую
проблему представляет решение вопроса
о централизации и децентрализации
функций государства, который имеет
несколько аспектов. В условиях тоталитарного
и, как правило, унитарного государства
происходит чрезмерная централизация
функций—большинство вопросов решается
в центре. В условиях федеративного
государства, создания новых государственных
образований, например СНГ, с неизбежностью
встают вопросы разграничении сфер
деятельности между центром и
субъектами федерации, между надгосударственными
органами и органами государства. При
этом возникает целый ряд противоречий,
касающихся раздела собственности,
четкого определения границ (государственных
и административных), двойного гражданства,
свободы передвижения граждан и
многих других вопросов.
Например,
в пределах Российской Федерации
возникают проблемы децентрализации
функций. Необходимо разграничить сферы
деятельности полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ
и органами власти на местах как
бы трех уровней: органами власти республик,
входящих в состав Российской Федерации,
органами власти автономных областей
и округов и органами власти краев,
областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.