Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Теория государства и права, как наука изучает государство с различных сторон и аспектов. Определялись социальное назначение и устройство государства, его качественные характеристики как политической, территориальной, структурной организации общества, форма правления, национально - территориальное (национально - государственное) и административно - территориальное устройство, политический режим.

Содержание

Введение..................................................................................................................................................................3 Понятие, содержание и признаки функций государства................................................3
Эволюция функций государства.........................................................................................................6
Классификация функций государства........................................................................................... 9
Некоторые вопросы функционирования современного Российского государства........................................................................................................................23 Заключение.........................................................................................................................................................24 Список использованной литературы.............................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 40.58 Кб (Скачать документ)

Борьба  с правонарушениями —важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство  призвано реально обеспечить, в том  числе с помощью специальных  органов (суда, прокуратуры и т. д. ), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал  требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и  справедливости. Поддержание стабильного  правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы  его органов. Принудительная сторона  государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. 5. Природоохранительная (экологическая) функция — жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как  объект совместного проживания требует  к себе наиболее рационального и  нравственно - чуткого отношения. В  современных государствах разработано  обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций  в области использования природной  среды (приняты законы об охране животного  мира, атмосферного воздуха, природных  ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют  национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям  ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных  отходов производства. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы  по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными  и бытовыми отходами. Предусмотрены  конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США функционирует  консультативный орган — Совет  по качеству окружающей среды, действует  также Федеральное агентство  по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного  законодательства. В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции и других странах существуют специализированные министерства и  ведомства по контролю и регулированию  деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора. 6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения —составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Войны в защиту Отечества, за освобождение территории государства от оккупантов с точки зрения международного права считаются законными и справедливыми. Функция бороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. Подавляющее большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность государствабазируется  на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.

1. Укрепление  оборонной мощи страны. Высокую  обороноспособность государства  обеспечивает развитая и эффективная  экономика, опирающаяся на новейшие  достижения научно-технического  прогресса, что позволяет удовлетворять  не только материальные потребности  общества, но и производить все  необходимое для укрепления оборонного  потенциала страны. Современная  экономика обеспечивает необходимый  уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов  техники и оружия, создания запасов  стратегического сырья и продовольствия  и других компонентов оборонного  потенциала государства. 2. Повседневное  совершенствование вооруженных  сил, постоянное повышение их  боеспособности и боеготовности.  Каждое государство постоять  заботится о том, чтобы его  вооруженные силы были мощными,  мобильными, располагали современными  средствами защиты, профессионально  использовали все виды военной  техники и оружия, имели высокую  боеспособность и боеготовность,  действовали в режиме законности  и положений международного права. 3. Охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется  пограничными войсками или другими  специальными подразделениями и  направлена на обеспечение пограничного  режима, определяемого законодательством  конкретного государства.

4. Организация  гражданской обороны. Государства  проводят рад оборонных мероприятий  в мирное время в цепях противостояния  возможному нападению извне и  обеспечения устойчивого функционирования  экономики страны в военное  время. Эта деятельность предусматривает  эвакуацию жителей из населенных  пунктов, по которым наиболее  вероятны удары оружием массового  поражения. Она связана с созданием  специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных  работ.

5. Военное  обучение запаса вооруженных  сил(резервов). Во многих странах  организуется периодическая военная  переподготовка лиц, состоящих  на воинском учете. Это позволяет  случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведениях.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства представляют собой основные направления его  деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние  задачи государства: установление и  поддержание нормальных отношений  с другими государствами и  обеспечение обороны страны от возможной  внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются  две основные внешние функции  государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами  мирового сообщества и оборона страны от нападения извне. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами  — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными  и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни  всех цивилизованных государств, объединения  их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого  государства в отдельности и  мирового сообщества в целом. Такое  сотрудничество предполагает широкий  и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничествезанимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен  новейшими технологиями, координация  товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций  и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе  имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический  комитет, региональные экономические  комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным  ресурсам, науке и технике. Сферой международного экономического и социального  сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная  организация труда, продовольственная  и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития и  другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны  друг с другом. В качестве примера  можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в  экономической, политической и военной  областях; постоянное и равномерное  развитие; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранить  все ограничения в торговле между  ними, ввести общий таможенный тариф  в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области  транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции  и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций  со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее  время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономическом  неполитическом союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились к 1 января 1999 года перейти  к общей валюте и единой системе  обороны. В рамках сообщества функционирует  ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий  общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и  другие).

Экономическое сотрудничество осуществляется также  на основе двусторонних договоров между  государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями  только данных государств.

В политической областисотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень  развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных  конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной  власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Европейское сообщество имеет общие  межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные  и управляющие органы. Возникшее  в 1991 году Содружество Независимых  Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних  органически неразрывных экономических  взаимосвязей. Переход к более  организованному государственному сотрудничеству между ними в области  политической, социальной, культурной и других — дело времени, разумного  использования опыта мировой  цивилизации. Основным международным  органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности—  постоянный орган ООН. В его компетенцию  входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и  безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений. Содействуют  поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Многие вопросы  политического характера государства  решают непосредственно дипломатическим  путем, на основе дву- или многосторонних переговоров. Культурное и научно-техническое  сотрудничествоосуществляется в различных  формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной  энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между  государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной  организацией демократической молодежи, Международным советом научных  союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В  рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен  научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной  и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам  науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями  культуры, спортсменами.

Сотрудничество  в области охраны окружающей среды  объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической  обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических  условий, которые необходимы для  существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как  по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области  космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Внешняя деятельность государств современности  базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности  всех народов, входящих в мировое  сообщество. 
 
    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 
    СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Сейчас  членение функций на внутренние и  внешние утратило в известной  степени свое значение, т. к. многие внутренние функции приобретают  внешний характер (например, экологическое  направление деятельности государства), и наоборот. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в  области создания и использования  ядерной, информационной технологии, в  области защиты прав и свобод человека и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую  проблему представляет решение вопроса  о централизации и децентрализации  функций государства, который имеет  несколько аспектов. В условиях тоталитарного  и, как правило, унитарного государства  происходит чрезмерная централизация  функций—большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного  государства, создания новых государственных  образований, например СНГ, с неизбежностью  встают вопросы разграничении сфер деятельности между центром и  субъектами федерации, между надгосударственными  органами и органами государства. При  этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных  и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и  многих других вопросов.

Например, в пределах Российской Федерации  возникают проблемы децентрализации  функций. Необходимо разграничить сферы  деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как  бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Информация о работе Функции государства