Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». На мой взгляд, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1)Понятие функций государства 6
2)Классификация функций государства 9
2.1)Внутренние функции государства 10
2.2)Внешние функции государства 20
3)Формы осуществления функций государства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Функции по решению глобальных проблем.

Также в последнее время к основным функциям государства добавляют функции по решению глобальных проблем современности. В последние годы они занимают не последнее место на мировой арене проблем. В компетенцию государства входит решение этих проблем. Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине 20 века перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего. Рассмотрим некоторые из них:

Содействие  обеспечению международного мира.

  Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового. уничтожения и новейших военных технологий.

Кроме этого, данная функция охватывает обеспечение  сотрудничества государств в таких  сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с  контрабандой, наркобизнесом, международным  терроризмом, а также участие  мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. 

Интеграция  в мировую экономику.

Функция интеграции в мировую экономику  основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Эта взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно – технические, торговые, кредитные, транспортные и др. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении  мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.

Она базируется на ряде принципов, таких как:

1) суверенитет  государства над его природными  ресурсами — каждое государство  свободно в распоряжении ими;

2) свобода  выбора форм интеграционных связей;

3) равенство  взаимовыгодное сотрудничество, исключение  дискриминационных мер. Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций.

Культурное  и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Борьба  с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности.8

Торговля  и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой  перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Взаимовыгодное  сотрудничество с  другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

           Формы осуществления функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.   Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства — это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций — это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции. Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства — это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций — это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции. И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная  деятельность — это издание  представительными и законодательными  государственными органами законов  и иных нормативных актов, которые  являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями. При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная  деятельность — это оперативная  повседневная реализация органами  исполнительной власти (государственного  управления) государственных функций  в различных сферах общественной жизни — развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная  деятельность — это осуществление  правосудия всеми звеньями судебной  системы страны.

4. Контрольно-надзорная  деятельность — это деятельность  всех разновидностей органов  государственного надзора и контроля  за законностью на территории  страны. Особое место в данной  группе занимает система прокурорского  надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви — законодательная (представительная), исполнительная и судебная. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

• правотворческая  деятельность — издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных  актов, отдельных правовых норм;

• правоприменительная  деятельность — это реализация, исполнение законов и подзаконных  нормативных актов путем издания актов применения права.

 В  рамках правоприменительной деятельности  выделяются следующие виды государственной  деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность — связана с разрешением  повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность — это властная оперативная  работа государственных органов  по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам  прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная  форма — подразделяется на  следующие виды осуществления  государственных функций:

• организационно-регламентирующая деятельность — направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

• организационно-хозяйственная  деятельность — это текущая хозяйственная  работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

• организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных  функций государства.                            

                                             

                                            Заключение.

 Государство  - это выделившаяся из общества  и обусловленная его социально-экономическим  укладом, традициями, культурой политическая  организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества. Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.         К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

- устойчиво  сложившаяся предметная деятельность  государства в важнейших сферах  общественной жизни;

- непосредственная  связь между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

- направленность  деятельности государства на  выполнение крупных задач и  достижение целей, встающих на  каждом историческом этапе развития  общества;

- определенные  формы реализации функций государства  (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

В будущем  будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет  решать. В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества. Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств. 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ: 

1) Под  редакцией профессоров  Пиголкина  А.С. и  Дмитриева Ю.А., Теория  государства и права,   2-е  издание, переработанное и дополненное,  Высшее образование,2008. 

2)ГнатенкоА. «О классификации функций государства». // Закон и право.- 2008.С. 32-34. 

3)Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005, с. 40 – 45. 

Информация о работе Функции государства