Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». На мой взгляд, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1)Понятие функций государства 6
2)Классификация функций государства 9
2.1)Внутренние функции государства 10
2.2)Внешние функции государства 20
3)Формы осуществления функций государства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

                                         

                          СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ.

1)Понятие функций государства 6

2)Классификация функций государства 9

2.1)Внутренние функции государства 10

2.2)Внешние функции государства 20

3)Формы осуществления функций государства 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

                                              Введение.

Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». На мой взгляд, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

Назначение  курсовой работы по этой теме состоит  в следующем: для того чтобы сложилось  правильное и полное представление  о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать  их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.

Вопрос  о функциях государства на любом  этапе развития является  одним  из важнейших в общей теории государства.

Это связано, во-первых, с тем, что в  функциях  проявляется  сущность государства, его социальное  назначение.  Поэтому  познание  функций  служит предпосылкой познания главного и  определяющего  в  государстве.

Во-вторых, функции государства  определяют  его  структуру.  Иными  словами,  структура государственной  деятельности   определяется   системой   тех   общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое  воздействие,  и  её невозможно характеризовать в отрыве  от  системы  регулируемых  государством общественных  отношений.  Изменение  функций  неизбежно  ведёт  к  изменению структуры.

Исходя  из вышесказанного, можно утверждать, что государство, прежде всего, это  аппарат подавления, основной функцией которого является функция государственного управления.

В идеале принято считать, что генеральной, основной целью деятельности государства являются блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной социальной и правовой защищенности каждой личности. Но в реальности эта цель трудновыполнима, потому  даже в самом «демократичном государстве»  всегда образуется определенная «олигархическая» группа (из управления государством), преследующая свои собственные интересы и неспособная на обеспечение.

Развитие  общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

Цель  моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2010 году, а также более углубленно изучить функции государства для применения накопленных знаний на практике.

В рамках курсовой работы будут рассмотрены  понятие и эволюция, классификации и содержание, а также методы осуществления функций Российского государства. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдала предпочтение учебникам написанным под руководством М.Н. Марченко, А.В. Венгерова, статье Л.А. Морозовой по теме «Функции Российского государства на современном этапе» и др. На мой взгляд в книгах этих авторов наиболее тщательно рассмотрены вопросы, затрагиваемые при рассмотрении темы «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства».

Я думаю, что знание таких понятий, как  функции государства, является сегодня  совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.

Для того чтобы сложилось правильное и  полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура  государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. 
 
 
 
 

             

                        Понятие функций государства.

Термин  “функции государства” применяется  для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

 В  функциях государства выражается  его сущность, та реальная роль, которую государство играет в  решении основных вопросов общественного  развития и прежде всего в  удовлетворении разнообразных интересов  населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Содержание  задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание  каждой функции государства складывается  из совокупности однородных аспектов  государственной деятельности. Сходные  стороны государственной деятельности  объединяются в одну функцию  исходя из специфики и характера  тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В  отличие от функций многочисленных  государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для  определенной деятельности, функции  государства охватывают его деятельность  в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции  государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции  государства необходимо также  отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции  государства нельзя отождествлять  с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага  человека, его нравственного, материального  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Государство всегда должно выступать как верховный  хранитель и защитник законных интересов  личности. Через личность государство  содействует общественному прогрессу  в целом, совершенствует и обогащает  всю систему общественных отношений. Таким образом, функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Все основные направления деятельности государства  в зависимости от того, в какой  сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

По продолжительности  действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

                
 

              Классификация функций государства.

Функции государства - главные направления  его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Изучение  эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в  этой области предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правового  материала, который накопила теория государства в этой области. Для  этого, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлении и процессов попросту невозможно. В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и т.д.

По мнению Венгерова А.Б. «…Классификация  функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов  вызывает признание »1.  Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д.

В научных  и практических целях функции  государства могут быть квалифицированы  по разным критериям:

- по сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, духовные, экологические;

- по способу осуществления функций они бывают регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей – и охранительные (или правоохранительные) – установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;

- по продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например ликвидация стихийных действий);

- в зависимости от территориального масштаба различают функции в федеративном (конфедеративном) и в унитарном государстве. В федеративном государстве — это функции федерации в целом и субъектов федерации, В унитарном государстве — функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации — координирующая функция всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории - каждого из участников данного союза государств.

Информация о работе Функции государства