Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:27, контрольная работа
1. понятие функций государства.
2. классификация функций государства.
Омский Государственный Университет
им Ф. М. Достоевского
Юридический
факультет
Контрольная
работа
По предмету
Проблемы
теории государства и права
Тема
№2 Функции государства.
Омск, 2010
План:
1. Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а так же рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.2
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось по сей день. Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3
Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось в работах Г. Кельзена.
Иногда понятие функции ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов».4 При таком подходе в первом случае упускается из поля зрения возможность воздействия государства на общественные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.
О втором случае, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
1.
Функция государства не любое,
а именно основное, главное направление
его деятельности, без которого
государство на данном
2.
В функциях предметно
3.
Выполняя свои функции,
4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5.
Реализуются функции в
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.
Все
функции конкретных государственных
органов подчинены функциям государства,
не могут им противоречить. Поэтому
деятельность государственных органов
должна протекать в русле основных
функций государства.
Функции государства тесно связаны с функциями права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо
социального право имеет
Общие черты функций государства:
Функции
государства имеют комплексный,
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, еще больше возрастать.
В
функциях государства прослеживается
прямая связь не только с социально-классовой
сущностью и содержанием
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
2. Рассмотрим основные виды функций государства
Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние- в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.
Внутренние
функции государства
В
силу этого при определении перечня
внутренних функций государства
в научной и учебной
В
настоящее время при
Среди них называются: установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная, функция финансового контроля.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.
В современной России происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства. В чем это проявляется?
Во-первых, с разрушением «мировой системы социализма», отпадает необходимость в развитии взглядов на функции, касающиеся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социологическими» странами. Теперь они именуются функциями «равноправного» партнерства.
Во-вторых,
изменилась политическая и идеологическая
ориентация России по отношению к
бывшим колониям западных и других
«цивилизованных» государств, а также
по отношению к национально-
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российское государства, а следовательно, и его функции должны состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.
На
основе данных принципов и положений
могут устанавливаться и
Наряду с критериями классификации функций государства и с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.
Следует отметить, что данная классификация насколько традиционна, настолько же и спорна. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга? Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.
По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны. Например, в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает функция обороны, наряду с экономическими и некоторыми другими функциями.