Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:27, контрольная работа

Описание

1. понятие функций государства.
2. классификация функций государства.

Работа состоит из  1 файл

кр_птгп.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

     Омский  Государственный Университет 

     им  Ф. М. Достоевского

     Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

     По  предмету

     Проблемы  теории государства и права 
 
 

     Тема  №2 Функции государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Омск, 2010

     План:

  1. понятие функций государства.
  2. классификация функций государства.
 

     1. Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а так же рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1

     В отечественных и зарубежных академических  источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

     Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной  юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.2

     Не  всеми авторами такое представление  о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном  виде оно в значительной мере сохранилось по сей день.  Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3

     Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось в работах Г. Кельзена.

     Иногда  понятие функции ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по  управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в  их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов».4 При таком подходе в первом случае упускается из поля зрения возможность воздействия государства на общественные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

     О втором случае, предпринимается ничем  не оправданная попытка смешения функций государства в целом  с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

     Функции государства – это основные направления  его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и  задачи государства по управлению обществом  в присущих ему формах и присущими  ему методами.

     Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

     1. Функция государства не любое,  а именно основное, главное направление  его деятельности, без которого  государство на данном историческом  этапе либо на протяжении всего  своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

     2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

     3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом,  а его деятельность приобретает  практическую направленность.

     4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

     5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах  и особыми, характерными для  государственной власти методами.

     Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние  раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через  функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных  органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.

     Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому  деятельность государственных органов  должна протекать в русле основных функций государства. 

     Функции государства тесно связаны с  функциями права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

     Помимо  социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений.

 Общие черты функций государства:

 Функции  государства имеют комплексный,  синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства  никогда  не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую  сущность и содержание конкретного  государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

     Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему  переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, еще больше возрастать.

     В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой  сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или  ином этапе его развития основными целями и задачами.

     Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

2. Рассмотрим основные виды функций государства

     Наиболее  распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние- в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

     Внутренние  функции государства представляют собой основные направления разнообразной  внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения  стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы.

     В силу этого при определении перечня  внутренних функций государства  в научной и учебной юридической  литературе их нередко не только напрямую связывают с различными сферами  жизни общества, но и полностью  отождествляют с ними. Такой была позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя, а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.

     В настоящее время при рассмотрении функций государства также иногда допускается их отождествление со сферами  жизни общества. Но оно имеет частичный  характер. Дело заключается в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей  системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются и такие, которые не совпадают с ними.

     Среди них называются: установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная, функция финансового контроля.

     Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

     В современной России происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства.  В чем это проявляется?

     Во-первых, с разрушением «мировой системы  социализма», отпадает необходимость  в развитии взглядов на функции, касающиеся взаимоотношений России с составлявшими  эту систему «социологическими» странами. Теперь они именуются функциями «равноправного» партнерства.

     Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к  бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также  по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим исчезла  функция поддержки этого движения.

     Основное  кредо внешнеполитической и иной деятельности Российское государства, а следовательно, и его функции  должны состоять в непременном приоритете российских национальных интересов  и ценностей, в уважении интересов  и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.

     На  основе данных принципов и положений  могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция обороны; поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

     Наряду  с критериями классификации функций  государства и с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.

     Следует отметить, что данная классификация  насколько традиционна, настолько  же и спорна. Еще в 60-е годы в  отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства  и чем они отличаются друг от друга? Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.

     По  мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны. Например, в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает функция обороны, наряду с экономическими и некоторыми другими функциями.

Информация о работе Функции государства