Функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:33, реферат

Описание

Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, «предмет» деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание

Введение

Понятие и значение функции государства…………………….

Классификации функции государства (критерии и виды).
Современная классификация функций российского государства…………………………………………………………
Формы и методы осуществления государственных функций…

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ТГП Курсовая хор.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

    Но следует отметить, что кроме  правовых форм и  методов  реализации функций государства,  в России существуют, к сожалению,  антиправовые формы осуществления функций государства. Например, расстрел мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся с демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских чинов, что ОМОН не будет избивать невинных людей, применение силы остается реальностью в милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и, следовательно, антиправовые  методы должны регулироваться и подвергаться контролю.

    По этой причине основные принципы  применения силы и огнестрельного  оружия должностными лицами по  поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, требуют от государств – членов ООН законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения соответствующих правовых норм до сведения населения.

    Ю.П. Соловей в статье «Правовое  регулирование применения милицией  силы» отмечает, что «перестроечные  процессы явственно обнаружили  отмечавшуюся ранее лишь некоторыми  специалистами несостоятельность  правового регулирования применения  милицией силы и огнестрельного оружия. Причем речь шла не только о его формах, представленных исключительно ведомственными, а не законодательными,  как того требовала специфика предмета регулирования, актами. Нуждается само содержание такого регулирования в серьезном пересмотре из-за его противоречивости и двусмысленности, а потому и работники милиции и законопослушные граждане не могли чувствовать себя достаточно защищенными»*.

    С принятием Закона РСФСР о  милиции от 18 апреля 1991 г., посвятившего, как и его аналоги, действующие в странах ближнего зарубежья, применению милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия отдельный раздел, принудительная  милицейская власть обрела необходимую ей легитимность.

   Из анализа новых законодательных норм, которые регламентируют применение российской милицией физической силы и специальных средств следует, что содержания термина «физическая  сила»   Закон о  милиции   не  раскрывает, а  указывает 

     

*Соловей  Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // государство и право. – 1993. - № 4. – с.107.

лишь  на «боевые приемы борьбы» как  на разновидность физической силы. Что следует понимать под этим термином согласно Закону о милиции? Думается, что это не сопровождающие применением  специальных средств и огнестрельного оружия физические действия  сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также повреждении или  временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества, в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц, или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником милиции своего законного требования.

    Применением силы являются и  принудительное извлечение из  салона автомобиля управляющего  им водителя, имеющего внешние  признаки опьянения, который отказывается  подвергнуться медицинскому освидетельствованию,  взлом замка квартиры, когда находящиеся в ней отказываются  открыть дверь милиции; физические усилия, направленные на сдерживание, оттеснение или рассредоточение толпы в ходе поддержания порядка на митингах, демонстрациях или в случае их незаконности, ликвидации подобных нарушений и т.п.

    Критерии применения физической  силы не должны носить характера  наказания, пытки или издевательства, и российский  Закон о милиции,  подразумевающий это, должен был   бы вобрать в себя соответствующие  международно-правовые нормы текстуально.  Так, Б.А. Золотухин предлагая дополнить ст. 5 Закона о милиции двумя частями следующего содержания: «Сотруднику милиции запрещается осуществлять, подстрекать или терпимо относится к любому представляющему собой жесткие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания. К запрещенным настоящей статьей видам обращения и наказания не относятся боль и страдание, которые возникают в результате законных действий милиции, неотделимы от них или вызываются ими случайно»*.

    В соответствии со ст. 13 Закона о милиции «сотрудники имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений, задержания лиц, их совершивших, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей».

 

*См.: III сессию Верховного Совета РСФСР. Бюллетень № 15 совместного заседания Совета Республик и Совета Национальностей от 27 февраля 1991 г., М., с. 67. 

     Отказ законодателя от самостоятельного  регулирования объема специальных  средств принуждения, находящихся  на вооружении милиции, привел к тому, что кое-где этот вопрос стал решаться местными органами. Например, в Благовещенске милицию вооружили электрошоковыми дубинками корейского производства, на Ставрополье в руках милиционеров – нагайка.

    Специальные средства милиция  может использовать на законных основаниях тогда, когда участники несанкционированных митингов прибегают к насильственным действиям.

     Главной целью функций государства  является установление такого  порядка в общественной жизни,  который бы максимально соответствовал предписанию правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

 

    Заключение.

    В заключение хочется сказать,  что функции государства выражают  его сущность, его роль в решении  основных вопросов общественной  жизни и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

    Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных  задач, стоящих перед государством  на том или ином этапе его  развития,  и представляют собой  средство реализации этих задач.  Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

    Генеральной функцией государства  является реализация общих дел,  обеспечивающих объективные предпосылки  человеческого существования. К  их числу относятся:

  • социально-культурные условия;
  • экономические условия;
  • политические условия.

    Вся функциональная деятельность  государства направлена на достижение  цели: блага человека, его нравственного,  материального и физического  благополучия, правовой и социальной  защищенности личности.

    Таким образом, функции государства  – это основные направления  его деятельности, в которых выражается  сущность и социальное назначение  государственного управления обществом.  Функции государства – это  цельная, взаимосвязанная деятельность  всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Государственно-организованное  общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

    Литература:

 
  1. Декларация  прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением ВС РСФСР  от 22.11.91 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР –1991.- №52. –ст.1865.
 
  1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под  ред. Б.Н. Топорнина.– М.: Юрид. лит.,1994.
 
  1. Закон РСФСР  о милиции от 18.04.91 г. // Ведомости  СНД и ВС РФ. – 1991. - №  16. – ст. 503.
 
  1. Гавриленко  Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под  ред. В.И. Шабайлова.–Минск.: Наука и  техника.,1991.–ст.92-104.
 
  1. Загайнов  Л.И. Экономические функции Советского государства. – М.: Юрид. лит.,1986.– Особ.ст.16-17.
 
  1. Лившиц  Р.З. Государство и право в современном  мире. // Теория права: Новые идеи. Вып.1 – М.:1991.– с.13-16.
 
  1. Морозова  Л.А. Функции российского государства  на современном этапе // Государство и право.– 1993.№6. – с.98-108.
 
  1.  Комаров  С.А. Общая теория государства  и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996 –312с.
 
  1. Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право.–1993.№4.–с.106-116. Особ.с.111. 
 
  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: БЕК, 1995.–301с.
 
  1. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.,1995.–384с.
 
  1. Тихомиров Ю.А. государственность: крах или воскрешение // Государство и право.–1992.№9. –  с.31.
 
  1. Шендрик М.П. Социалистическое общенародное государство: социально-философский очерк. –  М.: Мысль. – 1985.-Особ. с.147-187.

Информация о работе Функции современного государства