Но следует отметить, что кроме
правовых форм и методов
реализации функций государства,
в России существуют, к сожалению,
антиправовые формы осуществления
функций государства. Например, расстрел
мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске,
в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся
с демонстрантами. Но вопреки заверениям
высоких милицейских чинов, что ОМОН не
будет избивать невинных людей, применение
силы остается реальностью в милицейской
практике и в наше время. Социальная роль
милиции, органов безопасности, внутренних
войск, государственных инспекций не может
быть правильно понята вне ее полномочий
прибегать в случае крайней необходимости
к физическому принуждению. Это говорит
о нарушении прав человека, и, следовательно,
антиправовые методы должны регулироваться
и подвергаться контролю.
По этой причине основные принципы
применения силы и огнестрельного
оружия должностными лицами по
поддержанию правопорядка, принятые
VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями, требуют
от государств – членов ООН законодательного
нормирования «силовой» полицейской деятельности
и доведения соответствующих правовых
норм до сведения населения.
Ю.П. Соловей в статье «Правовое
регулирование применения милицией
силы» отмечает, что «перестроечные
процессы явственно обнаружили
отмечавшуюся ранее лишь некоторыми
специалистами несостоятельность
правового регулирования применения
милицией силы и огнестрельного оружия.
Причем речь шла не только о его формах,
представленных исключительно ведомственными,
а не законодательными, как того требовала
специфика предмета регулирования, актами.
Нуждается само содержание такого регулирования
в серьезном пересмотре из-за его противоречивости
и двусмысленности, а потому и работники
милиции и законопослушные граждане не
могли чувствовать себя достаточно защищенными»*.
С принятием Закона РСФСР о
милиции от 18 апреля 1991 г., посвятившего,
как и его аналоги, действующие в
странах ближнего зарубежья, применению
милицией физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия отдельный
раздел, принудительная милицейская
власть обрела необходимую ей легитимность.
Из анализа новых законодательных
норм, которые регламентируют применение
российской милицией физической силы
и специальных средств следует, что содержания
термина «физическая сила» Закон
о милиции не раскрывает,
а указывает
*Соловей
Ю.П. Правовое регулирование применения
милицией силы // государство и право. –
1993. - № 4. – с.107.
лишь
на «боевые приемы борьбы» как
на разновидность физической силы.
Что следует понимать под этим
термином согласно Закону о милиции?
Думается, что это не сопровождающие
применением специальных средств и
огнестрельного оружия физические действия
сотрудника милиции, направленные против
отдельных лиц либо имущества состоящие
в ограничении телесной неприкосновенности
этих лиц, свободы их действий, передвижения
или распоряжения какими-либо предметами,
а также повреждении или временном
изъятии принадлежащего кому-либо имущества,
в целях прекращения активного противоправного
поведения этих лиц, или, в случае их противоправного
бездействия, самостоятельного исполнения
сотрудником милиции своего законного
требования.
Применением силы являются и
принудительное извлечение из
салона автомобиля управляющего
им водителя, имеющего внешние
признаки опьянения, который отказывается
подвергнуться медицинскому освидетельствованию,
взлом замка квартиры, когда находящиеся
в ней отказываются открыть дверь милиции;
физические усилия, направленные на сдерживание,
оттеснение или рассредоточение толпы
в ходе поддержания порядка на митингах,
демонстрациях или в случае их незаконности,
ликвидации подобных нарушений и т.п.
Критерии применения физической
силы не должны носить характера
наказания, пытки или издевательства,
и российский Закон о милиции,
подразумевающий это, должен был
бы вобрать в себя соответствующие
международно-правовые нормы текстуально.
Так, Б.А. Золотухин предлагая дополнить
ст. 5 Закона о милиции двумя частями следующего
содержания: «Сотруднику милиции запрещается
осуществлять, подстрекать или терпимо
относится к любому представляющему собой
жесткие, бесчеловечные или унижающие
достоинство виды обращения и наказания.
К запрещенным настоящей статьей видам
обращения и наказания не относятся боль
и страдание, которые возникают в результате
законных действий милиции, неотделимы
от них или вызываются ими случайно»*.
В соответствии со ст. 13 Закона
о милиции «сотрудники имеют право применять
физическую силу для пресечения преступлений,
задержания лиц, их совершивших, если ненасильственные
способы не обеспечивают выполнения возложенных
на милицию обязанностей».
*См.: III
сессию Верховного Совета РСФСР. Бюллетень
№ 15 совместного заседания Совета Республик
и Совета Национальностей от 27 февраля
1991 г., М., с. 67.
Отказ законодателя от самостоятельного
регулирования объема специальных
средств принуждения, находящихся
на вооружении милиции, привел к
тому, что кое-где этот вопрос стал решаться
местными органами. Например, в Благовещенске
милицию вооружили электрошоковыми дубинками
корейского производства, на Ставрополье
в руках милиционеров – нагайка.
Специальные средства милиция
может использовать на законных основаниях
тогда, когда участники несанкционированных
митингов прибегают к насильственным
действиям.
Главной целью функций государства
является установление такого
порядка в общественной жизни,
который бы максимально соответствовал
предписанию правовых норм, заложенным
в них принципам социальной справедливости.
Заключение.
В заключение хочется сказать,
что функции государства выражают
его сущность, его роль в решении
основных вопросов общественной
жизни и, прежде всего, в удовлетворении
разнообразных интересов населения страны.
Функции государства устанавливаются
в зависимости от основных
задач, стоящих перед государством
на том или ином этапе его
развития, и представляют собой
средство реализации этих задач.
Содержание задач государства определяется
различными внутренними и внешними факторами.
Генеральной функцией государства
является реализация общих дел,
обеспечивающих объективные предпосылки
человеческого существования. К
их числу относятся:
- социально-культурные
условия;
- экономические
условия;
- политические
условия.
Вся функциональная деятельность
государства направлена на достижение
цели: блага человека, его нравственного,
материального и физического
благополучия, правовой и социальной
защищенности личности.
Таким образом, функции государства
– это основные направления
его деятельности, в которых выражается
сущность и социальное назначение
государственного управления обществом.
Функции государства – это
цельная, взаимосвязанная деятельность
всей системы государственных органов,
при непременном взаимодействии и сотрудничестве
с другими государствами. Государственно-организованное
общество в современных условиях может
прогрессивно развиваться лишь при координации
функциональной деятельности образующих
его государств.
Литература:
- Декларация
прав и свобод человека и гражданина.
Принята постановлением ВС РСФСР
от 22.11.91 г. // Ведомости СНД и ВС
РСФСР –1991.- №52. –ст.1865.
- Конституция
Российской Федерации: Комментарий / Под
ред. Б.Н. Топорнина.– М.: Юрид. лит.,1994.
- Закон РСФСР
о милиции от 18.04.91 г. // Ведомости
СНД и ВС РФ. – 1991. - № 16. – ст.
503.
- Гавриленко
Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под
ред. В.И. Шабайлова.–Минск.: Наука и
техника.,1991.–ст.92-104.
- Загайнов
Л.И. Экономические функции Советского
государства. – М.: Юрид. лит.,1986.– Особ.ст.16-17.
- Лившиц
Р.З. Государство и право в современном
мире. // Теория права: Новые идеи. Вып.1
– М.:1991.– с.13-16.
- Морозова
Л.А. Функции российского государства
на современном этапе // Государство
и право.– 1993.№6. – с.98-108.
- Комаров
С.А. Общая теория государства
и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт,
1996 –312с.
- Соловей Ю.П.
Правовое регулирование применения
милицией силы // Государство и право.–1993.№4.–с.106-116.
Особ.с.111.
- Спиридонов
Л.И. Теория государства и права: Учебник.
– М.: БЕК, 1995.–301с.
- Хропанюк
В.Н. Теория государства и права /
Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.,1995.–384с.
- Тихомиров
Ю.А. государственность: крах или воскрешение
// Государство и право.–1992.№9. –
с.31.
- Шендрик
М.П. Социалистическое общенародное государство:
социально-философский очерк. –
М.: Мысль. – 1985.-Особ. с.147-187.