Функции современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:33, реферат

Описание

Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, «предмет» деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание

Введение

Понятие и значение функции государства…………………….

Классификации функции государства (критерии и виды).
Современная классификация функций российского государства…………………………………………………………
Формы и методы осуществления государственных функций…

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ТГП Курсовая хор.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

    Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами государств. Современный уровень развития общества объективно требует  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств,  объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

    Важное место в межгосударственном  экономическом сотрудничестве занимают  международное разделение труда,  кооперирование и специализация  производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет ООН (Организация Объединенных  Наций) и ее специализированные  учреждения. Так, Экономический и Социальный совет ООН в своем составе имеет  ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных, экономических отношений. Сферой международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд и др.

    Экономическое сотрудничество эффективно  осуществляется в рамках сообщества  тех государств, которые территориально  связанны друг с другом. Экономическое  сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

    В политической области сотрудничество  государств проявляется  прежде  всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

    Европейское сообщество имеет  общие межгосударственные законодательные,  исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена  взаимными интересами объединившихся  государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

    Возникшее в 1991 году Содружество  Независимых Государств (СНГ) строится  в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование  бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других – дело времени, разумное использование  опыта мировой цивилизации.

    Основным международным органом,  координирующим политические интересы  современны государств, является  ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности.

    Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства и другие.

    Культурное и научно-техническое  сотрудничество осуществляется  в различных формах и на  различных межгосударственных уровнях.  В ООН такое сотрудничество  координируют  специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).

    К внешним функциям  государства относится  сотрудничество в  области охраны  окружающей среды. Это сотрудничество объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Эта деятельность проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов.

    Оборонная деятельность государства  составляет важное направление  его деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

    Понятие функции обороны страны  емко и многогранно. Оно включает  в себя всю систему  государственных  мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддерживанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

 

    Оборонная деятельность базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений, а именно:

  1. Укрепление оборонной мощи страны
  2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности
  3. Охрана государственных границ
  4. Организация гражданской обороны
  5. Военное обучение запаса вооруженных сил

    Взаимодействие функций обороны  с другими функциями государства можно представить на некоторых примерах.

    Взаимодействие функции обороны  с экономической функцией выражается  в том, что посредством эффективной  экономической деятельности государство  обеспечивает вооруженные силы  современной боевой техникой  и оружием, осуществляет  строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность.

    Взаимодействие функции обороны  с социальной функцией государства  позволяет удовлетворять социальные  нужды и потребности военнослужащих  и их семей.

    Посредством взаимодействия функции обороны страны с функциями охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской  дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.

    Благодаря  тесному взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности страны, а с другой – обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех странах внутренней жизни страны.

    Таким образом, функции государства  – это цельная, взаимосвязанная  деятельность всей системы государственных  органов, направленная на гармоничное  экономическое, социальное и духовное  развитие общества, при  неприменном   взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

   

    Современная классификация функций российского государства.

    Как известно, в юридической литературе существует множество классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения.

    С переходом нашей страны к  рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждением демократической государственности происходит эволюция и внешних и внутренних функций российского государства.

    По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современных функций российского государства являются саморегулирование, самоорганизация, самодеятельность.  Он считает, что государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом, регулирование некоторых общественных процессов осуществляется жесткими императивными методами (налоговой политикой, установлением правил конкуренции и др.)*.

    Анализ реальной действительности  позволяет сделать вывод, что  современному     российскому    государству   присущи    следующие

 

*Тихомиров  Ю.А. Государственность: крах или  воскрешение // государство и право.  – 1992. - № 9. – с. 31.   

внутренние  функции:

  • обеспечение народовластия;
  • экономическая;
  • социальные функции;
  • налогообложение;
  • экологическая функция;
  • функция охраны прав и свобод граждан;
  • обеспечение законности и правопорядка.

    Л.А. Морозова выделяет в качестве  самостоятельных функций  обеспечение  народовластия; налогообложения  и взимания налогов. Внешние  же  функции претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны окружающей среды, а также, как считает Л.А. Морозова, функция интеграции в мировую экономику*.

    Касаясь функции обеспечения народовластия, следует отметить, что теория государства и права до самого последнего времени пыталась обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государственных, через которые осуществляется функция народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом, уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществления народом своей власти непосредственно, через референдум.

    Обладая верховенством  в системе  государственной организации, представительные  органы сосредотачивают  в  своих руках государственное руководство обществом, выполняют функции публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание функций обеспечения народовластия составляют:

    - реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчество);

    - обеспечение государственного суверенитета;

    - официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем  политической власти, государство  представляет собой юридическую  личность, субъекта права.

     Вместе с тем осуществление  функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых  отношений  между  государством и

 

*Морозова  Л.А. Функции российского государства  на современном этапе // Государство  и право. – 1993. - № 6. – с. 98-108

обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним.

    - защита конституционного строя,  которая реализуется как специальными  органами (Конституционным судом), так  и непосредственно народом путем  осуществления права на сопротивление  любой попытке насильственного  изменения конституционного строя.

    Экономическая функция современного российского государства существенно отличается от хозяйственно-организаторской. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства сейчас имеет определенные пределы, а именно сводится к:

   а) выработке экономической политики;

   б) управлению предприятиями и  организациями, составляющими государственную  собственность;

   в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, обеспечению равноправия всех форм собственности, правовой защите собственности и др.;

   г) регулирование внешнеэкономических  отношений государства.

    Как известно, в периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в России, не может быть результативной без активного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда – большое количество законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые в стране.

Информация о работе Функции современного государства