Государственная Дума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести сравнительный анализ Государственной Думы на двух этапах: дореволюционном и современном, исследовать влияние процесса становления многопартийности и избирательной системы в дореволюционной России на формирование и функционирование Государственной Думы сейчас, а также выявить перспективы влияния российского парламента на эффективность государственной власти и особенности ее деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………..………….……..2
Предыстория формирования Государственной Думы…………………..4
Порядок выборов в Государственную думу………………………….…..6
Структура Государственной Думы……………………………………....11
Статус депутата Государственной Думы………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа3.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление 

      Введение…………………………………………………..………….……..2

      Предыстория формирования Государственной Думы…………………..4

      Порядок выборов в Государственную думу………………………….…..6

      Структура Государственной Думы……………………………………....11

      Статус  депутата Государственной Думы………………………………..22

      Заключение………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Тема  моей курсовой работы – «Сравнительный анализ Государственной Думы на дореволюционном и современном этапах».

      Важнейшая роль в процессе демократизации российского  общества принадлежит Федеральному Собранию – парламенту Российской Федерации, состоящему из двух палат  Совета Федерации и Государственной Думы и, прежде всего, Государственной Думе – его нижней палате как представительному и законодательному органу власти. Государственная Дума является главным законодательным органом, ее деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России, и поэтому для того, чтобы лучше понять принцип ее работы необходимо обратиться к истории вопроса о создании Государственной  Думы.

      Данная  тема хорошо исследована и освещена в литературе: существует множество книг и монографий по ней, но она продолжает представлять интерес для рассмотрения, как с точки зрения истории, так и политологии.

      Например, структура, функции и принципы работы Государственной Думы дореволюционного периода хорошо изучены и отражены в книгах: Авреха А.Я., Грунта А.Я., Янина В. Л., Виттенберга Б.М.

      Большое внимание разработке проблем современного российского парламентаризма и  особенностям работы парламентских  фракций в законотворческой деятельности Государственной Думы уделяется в работах и публикациях Автономова А.С., Гранкина И.В., Ильина М.В., Краснова Ю.К., Крашенинникова П.В., Косопкина А.С., Лапаевой В.В., Любимова А.П., Нефедевой Т.И., Пискотина М., Романова P.M., Рыбкина И.П., Сахарова Н.А., Степанова И.М., Хабриевой Т.Я. и др.

      Для написания своей работы я выбрал сравнительный метод (сопоставление Думы дореволюционного периода и современности), так именно он позволяет выявить как общие моменты, так и различия в структуре.

      Особое  внимание я уделил порядку выборов в Думу, потому что принцип выборов на дореволюционном этапе существенно отличается от принципа выборов в Думу на современном этапе

      Цель  исследования: провести сравнительный анализ Государственной Думы на двух этапах: дореволюционном и современном, исследовать влияние процесса становления многопартийности и избирательной системы в дореволюционной России на формирование и функционирование Государственной Думы сейчас, а также выявить перспективы влияния российского парламента на эффективность государственной власти и особенности ее деятельности.

      Задачи  исследования:

  • сопоставить Государственные Думы по следующим пунктам: структура, порядок выборов, структура статус депутатов;
  • охарактеризовать особенности их деятельности;
  • раскрыть закономерности влияния российской избирательной системы и многопартийности на формирование и деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; определить возможные перспективы формирования Правительства России на основе парламентского большинства

      Объектом  исследования является Государственная Дума на дореволюционном и современном этапах.

      Предметом данного исследования являются закономерности и особенности формирования и функционирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

      Структура курсовой работы состоит из введения, трёх  глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

      Предыстория формирования Государственной Думы 

      Учреждение  Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

      В рескрипте 18 февраля 1905 года император  Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений". Однако,  выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.1

      Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в  многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

      17 октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного  порядка", в котором были намечены  основы новой конституционной  формы управления Россией: 1) населению  дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.2

      В развитие начал манифеста 17 октября  были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

      Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную  палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Порядок выборов в Государственную  думу  

      Государственная дума в дореволюционном этапе избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов. В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало.

      Выборы  в первую и вторую Думы проходили  на основании "Положения о выборах  в Государственную думу" от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу".4

      Выборы  были многоступенчатыми, проводились  по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской, 4) рабочей.  Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей. 5

      Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный  ценз - владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз - наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

      Городские избиратели в столицах и 24 крупных  указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании - членов Думы.

      Избиратели  в уездах и всех других городах  образовывали два разряда: 1) крупные  землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые - трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

      Для крестьян и рабочих предусматривалась  сложная многоступенчатая система  выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах - уполномоченных, последние на уездных сходах - выборщиков от волостей.

      По  рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горнозаводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек  избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.

      Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских  избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.

      Выборы  в третью и четвертую Государственные  думы проходили на основании высочайшего  манифеста от 3 июня 1907 года "О  роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона.

      Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной  буржуазии. При этом городская курия  делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция).6

      Теперь  в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии - на 1000 избирателей, во 2-м разряде - на 15 тысяч, в крестьянской курии  на 60 тысяч, в рабочей - на 125 тысяч. Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

      Казачьему населению было предоставлено право  отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков. Совершенно лишены избирательных  прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.7

      В соответствии с Конституцией РФ в  Государственную Думу на современном  этапе  избирается 450 депутатов. Из них: 1) 225 депутатов избираются по одномандатным  избирательным округам (1 округ - 1 депутат), образуемым на основе единой нормы  представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, кроме избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов; 2) 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.8

      Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов  Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу. Гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении др. избирательных действий в порядке, предусмотренном ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами.

Информация о работе Государственная Дума