Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Реализация государственной политики выражается в претво­рении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает норма­тивно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает вы­работку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность вы­полнения мероприятий зависит от реалистичности поставлен­ных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………
Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….
Глава 3. Реализация государственной политики в современной России ……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список источников и литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

госуд.политика.docx

— 50.97 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………

Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….

Глава 3. Реализация государственной политики в современной России ……………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список источников и литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цели, задачи и функции  государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через  разработку и проведение государственной  политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной  власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей  развития общества в целом и отдельных  его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется  преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан  в ее формировании и реализацию через  институты гражданского общества. В  обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование  этих терминов фиксирует разные подходы  к ее разработке, подтверждает, что  в современных условиях грань  между субъектами и объектами  государственной политики все менее  заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Методология  и процесс реализации государственной  политики

Содержание государственной  политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют  органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества. Процесс  формирования и реализации государственной  политики называется «политическим  циклом» и включает несколько  этапов. Содержание первого этапа (инициирование  политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение  основных ее целей и направлений. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о  политике/программе с определением источников финансирования. На третьем  этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.

Мировой опыт свидетельствует  о существовании различных моделей  разработки государственной политики.

1. Модель «сверху –  вниз» предполагает, что государственные  решения принимаются на высших  уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.

2. Модель «снизу – вверх»  предполагает, что формирование  государственной политики начинается  с низовых структур управления  при активном привлечении граждан, общественных институтов.

3. «Централизованная модель»  предполагает, что политика формируется  и реализуется силами бюрократического  аппарата без привлечения институтов  гражданского общества, без учета  общественного мнения.

 

4. «Демократическая модель»  предполагает, что при сохранении  централизованного управления государство  создает условия для активизации  деятельности граждан, используя  механизмы привлечения к разработке  государственной политики граждан и общественных объединений.

Ни одна из основных моделей  разработки государственной политики не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных  по масштабу и характеру проблем  применяются различные подходы  к решению проблем или стили  формирования государственной политики.

1. Перспективный подход - планированию и реализации политики  предшествует анализ тенденций  и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»).

2. Реагирующий подход - конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.

3. Рациональный подход  основан на использовании экономико-математических  методов и принципа рациональности.

4. Антикризисный подход - все усилия субъектов политики  направлены на преодоление критической ситуации.

Независимо от типа и модели государственной политики, от того, какой подход к решению проблем  лежит в ее основе, государственная  политика должна удовлетворять определенным показателям: реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; иметь комплексный характер и  рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; должна быть эффективной и результативной; должна пользоваться доверием населения.

Государственная политика начинается с анализа ситуации и выявления  списка проблем. В государственной  политике проблема понимается как противоречие между постоянно возникающими человеческими  потребностями и возможностью государства  и общества их удовлетворять . Появление или наличие какой-то проблемы не означает, что она обязательно будет решаться органами государственной власти. Общественная проблема попадает в поле зрения субъектов политики посредством механизма формирования политической повестки дня, который заключается в продвижении конкретного общественного вопроса в плоскость официального признания, рассмотрения и обсуждения. Политическая повестка дня - совокупность актуальных социальных проблем, отражающих потребности общества или отдельных групп интересов, на которые субъекты государственного управления готовы обратить внимание и способны реагировать.

Мировая наука фиксирует  несколько точек зрения по поводу формирования политической повестки дня. Современный американский политолог  Дж. Андерсон считает, что повестка дня образуется из требований, которые  политики выбирают сами, поняв, что  пришла пора на них прореагировать или создать видимость такой  реакции. Американский политолог Э. Дауне обосновал пять основных стадий «цикла поддержания внимания к вопросу»:

1) предпроблемная стадия – проблема обозначилась, находится на периферии общественного сознания, интерес к ней проявляется со стороны экспертов и групп интересов; 2) этап «тревожного открытия и эйфорического энтузиазма» – интерес к проблеме резко возрастает, появляются призывы к ее решению; 3) этап уяснения «цены вопроса» – общество осознает, каких затрат требует решение проблемы; если затраты слишком велики, интерес к проблеме угасает; 4) постпроблемная стадия – проблема оттесняется в «сумеречную зону» другими насущными проблемами; 5) стадия «группы поддержки» – группа интересов или группа поддержки этой проблемы инициирует начало нового цикла. Канадский политолог Л. Пал пришел к заключению, что нет единой формулы, объясняющей почему та или иная ситуация воспринимается как проблема, становится публичной, выводится на официальный уровень. Можно сказать, что выделение проблемы носит открытый характер.

Общественная ситуация приобретает  статус государственной проблемы на основании следующих критериев: она должна быть поддержана общественным мнением и должна лоббироваться  достаточно влиятельной группой  интересов; информация о ней должна быть доступной, т. е. озвученной через  СМИ; проблема должна признаваться органами публичной власти и получить «институциональную»  формулировку; проблема должна быть решаема  в сложившихся условиях и при  имеющихся в распоряжении органов власти ресурсов.

Формирование политической повестки дня связано с процессом  рационализации и оптимизации государственной  политики, т. е. с выявлением приоритетных сфер, проблем и целей, которым  нужны поддержка и участие  государства. Сложилось несколько  подходов к определению приоритетов  политики:

политический подход –  выбор зависит от расстановки  политических сил, взаимоотношений  между политическими партиями и  обществом;

субъективный подход –  выбор происходит исходя из разрыва  между социальными потребностями  и возможностями их удовлетворения (чем больше разрыв, тем вероятнее  выбор);

объективный подход – выбор  основан на количественных показателях, например, степень серьезности проблемы, ее последствия и пр.

Механизмами и инструментами  выбора приоритетов являются: метод  аналогий, разработка сценариев, анализ предпочтений, экспертные заключения.

            Государственная политика есть преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов. Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Процесс реализации политики - это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, который следует отличать от выполнения политики как результата. На этапе разработки государственной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т. е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно- управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономическую компоненту, систему управления персоналом. Выполнение политики может осуществляться как: линейный процесс реализации планов; действия по определенным правилам; система взаимосвязанных мероприятий.

Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной  политики;

федеральные конституционные  законы, правовые акты Президента РФ, Правительства  РФ, положения о государственных  органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

подзаконные акты, нормативные  документы федеральных органов  исполнительной власти, отражающие вопросы  регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к  качеству исполнения и результатам  деятельности;

распоряжения органов  государственного управления (административного  и оперативного характера), судебные решения.

Важными элементами политического  цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной  политики. Контроль государственной  политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях  выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним, в последнем выделяют вертикальный и горизонтальный уровни. В сфере  государственного управления существуют такие виды контроля, как: президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский. Разновидностями  контроля являются проверка, исполнение, надзор. Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного  руководства и пр.). Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры  и процедуры). К контрольным технологиям  относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр.

Мониторинг - процесс регулярного  сбора и анализа информации о  ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные  и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Мониторинг слагается  из информационной, аналитической и  оперативной подсистем. В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Мониторинг проектов, целевых  программ проводится с использованием таких групп индикаторов, как  прямые и косвенные, количественные и качественные, специальные, сложные  индикаторы и индексы. Собранная  информация анализируется – определяются типы и характер ошибок, отклонений, их влияние на достижение целей. Выработка  рекомендаций по их устранению, внесению изменений в стратегию политики, ее содержание – задача оперативной системы. Результаты мониторинга помогают уполномоченным на то органам в принятии решений о будущем политики/программы.

Оценка реализации государственной  политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов  завершенной или находящейся  на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных  результатах, определение изменений  и современного состояния, оценка выгод  и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл  оценки состоит в возможности  усовершенствовать политику и определить ее результаты.

Оценка государственной  политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики. Промежуточные и обобщающие оценки различают по форме; мета-оценка объединяет результаты нескольких исследований. Оценка политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых  ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов  выполнения; последствий и эффектов. Оценочные исследования делят на две группы: научные исследования - требуют значительных затрат времени, денег и квалифицированных специалистов (социологические опросы, наблюдение, экспертные оценки, моделирование, проведение экспериментов и т. д.); традиционные формы - близки политическому и административному  контролю за ходом принятия решений (парламентские слушания; отчеты руководителей; государственный аудит; разработка бюджета и др.).

Информация о работе Государственная политика