Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа
Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………
Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….
Глава 3. Реализация государственной политики в современной России ……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список источников и литературы………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………
Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….
Глава 3. Реализация государственной
политики в современной России ………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………….
Введение
Цели, задачи и функции
государства, главного элемента политической
системы общества, раскрываются через
разработку и проведение государственной
политики. Государственная политика
как процесс – целенаправленная
деятельность органов публичной
власти по решению общественных проблем,
достижению социально значимых целей
развития общества в целом и отдельных
его сфер. В современном правовом
поле, научной литературе используются
близкие по смыслу понятия – «государственная
политика» и «общественная
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики
Содержание государственной
политики составляет совокупность целей,
задач, приоритетов развития, программ,
которые разрабатывают и
Мировой опыт свидетельствует
о существовании различных
1. Модель «сверху –
вниз» предполагает, что государственные
решения принимаются на высших
уровнях государственного
2. Модель «снизу – вверх»
предполагает, что формирование
государственной политики
3. «Централизованная модель»
предполагает, что политика формируется
и реализуется силами
4. «Демократическая модель»
предполагает, что при сохранении
централизованного управления
Ни одна из основных моделей разработки государственной политики не встречается в «чистом» виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики.
1. Перспективный подход -
планированию и реализации
2. Реагирующий подход - конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.
3. Рациональный подход
основан на использовании
4. Антикризисный подход - все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.
Независимо от типа и модели
государственной политики, от того,
какой подход к решению проблем
лежит в ее основе, государственная
политика должна удовлетворять определенным
показателям: реагировать на изменения,
происходящие в обществе и государстве;
иметь комплексный характер и
рассматривать любую проблему во
взаимосвязи с другими
Государственная политика начинается с анализа ситуации и выявления списка проблем. В государственной политике проблема понимается как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью государства и общества их удовлетворять . Появление или наличие какой-то проблемы не означает, что она обязательно будет решаться органами государственной власти. Общественная проблема попадает в поле зрения субъектов политики посредством механизма формирования политической повестки дня, который заключается в продвижении конкретного общественного вопроса в плоскость официального признания, рассмотрения и обсуждения. Политическая повестка дня - совокупность актуальных социальных проблем, отражающих потребности общества или отдельных групп интересов, на которые субъекты государственного управления готовы обратить внимание и способны реагировать.
Мировая наука фиксирует несколько точек зрения по поводу формирования политической повестки дня. Современный американский политолог Дж. Андерсон считает, что повестка дня образуется из требований, которые политики выбирают сами, поняв, что пришла пора на них прореагировать или создать видимость такой реакции. Американский политолог Э. Дауне обосновал пять основных стадий «цикла поддержания внимания к вопросу»:
1) предпроблемная стадия – проблема обозначилась, находится на периферии общественного сознания, интерес к ней проявляется со стороны экспертов и групп интересов; 2) этап «тревожного открытия и эйфорического энтузиазма» – интерес к проблеме резко возрастает, появляются призывы к ее решению; 3) этап уяснения «цены вопроса» – общество осознает, каких затрат требует решение проблемы; если затраты слишком велики, интерес к проблеме угасает; 4) постпроблемная стадия – проблема оттесняется в «сумеречную зону» другими насущными проблемами; 5) стадия «группы поддержки» – группа интересов или группа поддержки этой проблемы инициирует начало нового цикла. Канадский политолог Л. Пал пришел к заключению, что нет единой формулы, объясняющей почему та или иная ситуация воспринимается как проблема, становится публичной, выводится на официальный уровень. Можно сказать, что выделение проблемы носит открытый характер.
Общественная ситуация приобретает статус государственной проблемы на основании следующих критериев: она должна быть поддержана общественным мнением и должна лоббироваться достаточно влиятельной группой интересов; информация о ней должна быть доступной, т. е. озвученной через СМИ; проблема должна признаваться органами публичной власти и получить «институциональную» формулировку; проблема должна быть решаема в сложившихся условиях и при имеющихся в распоряжении органов власти ресурсов.
Формирование политической повестки дня связано с процессом рационализации и оптимизации государственной политики, т. е. с выявлением приоритетных сфер, проблем и целей, которым нужны поддержка и участие государства. Сложилось несколько подходов к определению приоритетов политики:
политический подход – выбор зависит от расстановки политических сил, взаимоотношений между политическими партиями и обществом;
субъективный подход –
выбор происходит исходя из разрыва
между социальными
объективный подход – выбор основан на количественных показателях, например, степень серьезности проблемы, ее последствия и пр.
Механизмами и инструментами выбора приоритетов являются: метод аналогий, разработка сценариев, анализ предпочтений, экспертные заключения.
Государственная политика есть преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов. Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Процесс реализации политики - это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, который следует отличать от выполнения политики как результата. На этапе разработки государственной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т. е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно- управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономическую компоненту, систему управления персоналом. Выполнение политики может осуществляться как: линейный процесс реализации планов; действия по определенным правилам; система взаимосвязанных мероприятий.
Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:
Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;
федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;
видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;
подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;
государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;
распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.
Важными элементами политического
цикла являются контроль, мониторинг,
оценка реализации государственной
политики. Контроль государственной
политики проводится уже на ранних
стадиях ее реализации в целях
выявления отклонений от принятых норм
и принятия мер по их устранению.
Он может быть внешним и внутренним,
в последнем выделяют вертикальный
и горизонтальный уровни. В сфере
государственного управления существуют
такие виды контроля, как: президентский,
парламентский, административный, судебный
и гражданский. Разновидностями
контроля являются проверка, исполнение,
надзор. Цели контроля зависят от конкретной
ситуации (контроль в интересах граждан,
политического или
Мониторинг - процесс регулярного
сбора и анализа информации о
ходе реализации политики, включающий
механизм реагирования на возможные
и реальные угрозы и отклонения от
намеченного плана. Мониторинг слагается
из информационной, аналитической и
оперативной подсистем. В основе
мониторинга лежит система
Оценка реализации государственной
политики - совокупность способов изучения
и измерения фактических
Оценка государственной
политики складывается из таких элементов,
как оценка процесса реализации, оценка
последствий, оценка результатов, оценка
экономической эффективности, оценка
уровня удовлетворенности граждан,
оценка инструментов, методов реализации
политики. Промежуточные и обобщающие
оценки различают по форме; мета-оценка
объединяет результаты нескольких исследований.
Оценка политики требует рассмотрения
пяти элементов последней: затрачиваемых
ресурсов; проводимых мероприятий; полученных
продуктов или услуг; результатов
выполнения; последствий и эффектов.
Оценочные исследования делят на
две группы: научные исследования
- требуют значительных затрат времени,
денег и квалифицированных