Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:51, курсовая работа
Государственная служба, выступая от имени и по поручению государства, выполняет важную управленческую функцию, претворяя в жизнь принятые политические решения. Но практика государственного управления показывает, что государственной службой как управляющей системой тоже необходимо управлять. Это прерогатива государства, его органов власти.
Государственная служба, выступая от имени и по поручению государства, выполняет важную управленческую функцию, претворяя в жизнь принятые политические решения. Но практика государственного управления показывает, что государственной службой как управляющей системой тоже необходимо управлять. Это прерогатива государства, его органов власти.
Формирование системы управления государственной службой Российской Федераций вызвано к жизни потребностью современного этапа развития государства и общества. Для того чтобы сделать качественный скачек вперед во всех областях социально-экономического развития, наше общество должно быть стабильным, сильным. Для этого необходимо эффективное государство. Главным условием и механизмом решения этой задачи выступает государственная служба, эффективность которой, в свою очередь, зависит от качества ее управляющей системы. Поэтому формирование системы управления государственной службой является на сегодняшний момент одним из самых приоритетных направлений реформирования системы государственной службы России.
В процессе организации и функционирования государственной службы управляющая система, взаимодействуя с правовой, организационной, кадровой, финансовой и другими системами государственной службы, является определяющей по отношению к ним, поскольку именно она посредством своих организационных механизмов приводит в действие все вышеперечисленные системы и подсистемы государственной службы.
Это свидетельствует об исключительной важности изучения данной проблемы, необходимости формирования и развития система управления государственной службой в Российской Федерации и определения на этой основе путей ее рационального реформирования.
Государство осуществляет управление практически всеми публичными сферами жизни и деятельности общества, в том числе и государственной службой, т.е. системой государственных органов предназначенных для выполнения государственных задач, для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Таким образом, государственное управление гораздо шире управления государственной службой; управление государственной службой часть государственного управления, причем приоритетная.
Управление государственной службой существует везде, где существует государство, независимо от политического режима, было у нас и в условиях императорской России (Инспекторский департамент), и в советскую эпоху (организационные отделы партийных комитетов), есть оно и сегодня.
Управление государственной службой — это сознательное и целенаправленное регулирующее воздействие государства на государственную службу как систему в целях качественной реализации её функций и задач. То есть речь идет прежде всего о проведении единой государственной политики в сфере деятельности государственного аппарата и работы с его персоналом, о формировании темы, обеспечивающей создание, сохранение и совершенствования структуры государственной службы, поддержание режима профессиональной деятельности государственных служащих.
Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон:
1) как практическую деятельность специально созданных госу-
дарственных органов и соответствующих должностных лиц по вы-
работке и реализации основных направлений развития и реформи-
рования государственной службы, по совершенствованию института
государственной службы;
2) как функцию государственных органов, которая осуществля-
ется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными органами и их структурными подраз-
делениями.
Следовательно, можно сформулировать цели управления государственной службой. Цель, как известно, — это идеально достигаемый результат. Стратегическая цель управляющей системы любого государства состоит в обеспечении эффективности управления государственной службы как механизма государственного управлении, претворяющего в жизнь задачи и функции государства. Исходя из того что современная Россия — федеративное государство, важнейшей целью управления нашей государственной службой является обеспечение единства государственной службы (а значит и государственной власти) по ее уровням и видам. Учитывая тот факт, что, согласно Конституции Российской Федерации, наша страна демократическое, правое государство, одной из главных целей управления государственной службой выступает обеспечение взаимодействия государства и структур гражданского общества.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ.
Система управления ответственна за выполнение главной задачи – построения, организации и функционирования государственной службы, за согласованность и координацию действий государственных органов, за упорядоченность организационно –кадровых процессов в государственной службе.
Структура системы управления государственной службой РФ не определена нормативно, в действующим законодательстве установлено лишь её уровневое деление. Исходя из целей, задач, концептуальных основ и практики управления государственной службой РФ, можно сказать, что структурно система управления включает в себя три вида классификации: уровневую, видовую( функциональную) и объектную.
Согласно действующему законодательству в современной России существует два уровня управления государственной службой: « система управления государственной службой создаётся на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации…» На Федеральном уровне в России сложилась определённая система управлении я государственной службой , возглавляемая президентской государственной структурой - Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы, имеющей исполнительно- распорядительную функцию.
Органы по вопросам государственной гражданской службы субъектов РФ – это государственные органы созданные в субъекте РФ и обеспечивающие осуществление его полномочий по руководству и социально – правовому регулированию своей государственной гражданской службы.
Подход к организации региональных структур управления государственной службой многообразен и анализ их деятельности показывает, что политика и работа региональных властей в области управления государственной службой пока не отличается своей системностью , нормативной и организационной проработанностью. Довольно часто государственные органы по управлению государственной службой в каком- либо субъекте руководят и муниципальной
службой.
Нормативно –правовая база субъектов и их отношения с центром ещё слабо разработана. По многим вопросам государственно службы указы президента РФ регулируют федеральный уровень, рекомендуя субъектам Федерации создавать нормативные акты, не противоречащие федеральному законодательству.
Фактически главную роль в управлении государственной службой в регионах играют первые руководители органов исполнительной власти. Первые лица, главы администраций областей, краёв, республик наделены широкими полномочиями, имеющими прямое отношение к государственной службе. В соответствии с конституцией республики или Уставом области они самостоятельно формируют аппарат администрации своего субъекта Федерации, утверждают его штатное расписание. Поэтому система регионального управления государственной службой далека от идеала. Среди факторов , снижающих результативность деятельности органов управления государственной службой в субъектах Федерации выделяются:
низкий статус указанных структур в системе государственного и муниципального управления в силу их незначительных полномочий.
Концептуальная и нормативная неопределённость системы управления государственной службой субъектов Федерации;
Слабая разработанность нормативно –правовой базы управления государственной службой;
Организационная неопределённасть и неупорядоченность системы управления государственной службой и её аппаратом( в разных областях, краях, округах указанные структуры имеют не только различные наименования, штат, но и функции, полномочия);
Главные функции, т.е.совершенствование организации функционирования государственной службы, или не зафиксированы в нормативно-правовых документах, или не выполняются в должной мере;
Проблемы с кадровым обеспечением органов управления государственной службой( отсутствие квалифицированных управленцев-кадровиков)
Всё это негативно влияет как на систему управления, так и на всю организацию государственной службы в субъектах РФ.
Система управления государственной службой Российской Федерации представляет собой совокупность уровней управления, видов (подсистем) управления и объектов управления. Их взаимодействие направлено на качественное обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового, профессионального и иного развития государственной службы. Особое вниманий в рамках этой системы должно быть уделено эффективному взаимодействию федеральных и региональных органов управления государственной службы.
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБОЙ РОССИИ.
Анализ показывает, что существующая у нас организация управления государственной службой ещё далека от совершенства, не вполне адекватна современным потребностям государства и общества; отличается довольно низким уровнем рационализации правленческих процессов; непрозрачна для контроля, особенно социального; недостаточно демократична и отличается тенденцией закрытости; неповоротлива и затратна. Эти негативные черты, отмечаемые в руководящих документах( федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации» и послание Президента РФ Федеральному Собранию в 2001-2005г.), делают систему управлении государственной службой в РФ недостаточно эффективной. Объективный анализ показывает, что для сложившейся системы управления российской государственной службой характерны некоторые проблемы и негативные тенденции.
Главная проблема, как уже говорилось, это нарушение единства и целостности системы управления на федеральном и региональном уровнях и, как результат, отсутствие должной ее эффективности. Следствием этого выступают недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции. Можно сказать, что, в целом работа нашего государственного аппарата пока еще плохо организована. А организация — это функция управления.
В числе негативных тенденций в этой области следует назвать:
• недооценку в определенных властных кругах важности фор-
мирования системы управления государственной службой на
этапе ее становления;
• отсутствие общепризнанной и верифицированной для России
модели управления государственной службой;
• отсутствие разработанного и апробированного механизма
управления государственной службой, слабое понимание его
сущности;
• затянувшиеся споры о необходимости полномочного феде-
рального государственного органа по управлению государст-
венной службой и фактическое отсутствие его.
Сравнительный анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность структур, занимающихся вопросами государственной службы и кадров, а также практики их работы, выявил и дующие общие недостатки:
1) отсутствие координации и дублирование функций по уровням
видам государственной службы и ветвям власти;
2)неприоритетность вопросов организации и развития государственной службы в перечне функций и кадровых управлений или департаментов; функции совершенствования организации государственной службы или не зафиксированы в нормативно – правовых документах или не выполняются в должной мере;
3)недооценка значения работы по совершенствованию организационных структур
управленческих органов, управленческих технологий и информационных процессов
4)отсутствие программ и мер контроля за совершенствованием
системы управления государственной службой РФ.
На сегодняшний день, несмотря на принимаемые меры, соответствующие государственные структуры пока не смогли коренным образом повлиять на повышение качества и эффективности организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации.
Невысокую результативность деятельности существующих органов управления государственной службой предопределили следующие факторы:
• их сравнительно низкий правовой статус в системе органов
государственной власти Российской Федерации;
• незначительные полномочия указанных структур и особенно подчеркнуть отсутствие у них распорядительных функций;
• некачественный подбор и слабая профессиональная подготовка
кадровых работников. В управлениях и отделах государственной
службы и кадров должны работать профессионалы
высшей квалификации.
Исследование существующей системы управления государственной службой Российской Федерации позволило выявить дующие причины неэффективности механизма управления государственной службой: