Государственная тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:24, реферат

Описание

Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, надежная зашита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие государственной тайны…………………………………………… 4
2.Порядок допуска к государственной тайне……………………………………7
3. Оформление допуска к государственной тайне……………………………..12
4. Уголовно-правовая защита государственной тайны………………………..17
5.Ответственность за нарушение режима государственной тайны …………..21
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

 

      Введение

 

     Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, надежная зашита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.

     Понятием  государственной тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических интересов государства, обороноспособности и военной безопасности. В современных условиях необходимость защиты государственных и военных интересов обусловлена рядом обстоятельств:

     во-первых, постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений, и прежде всего в военной сфере. Осуществляется разработка новых образцов вооружения и военной техники, в систему обеспечения обороноспособности страны внедряются новые технологии;

     во-вторых, остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации, и прежде всего сведений, составляющих государственную и военную тайну;

     в-третьих, интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных  органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;

     в-четвертых, даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и  военную тайну, способны нанести  большой ущерб государственным  интересам, повлечь осложнение международных  отношений, поставить государственные  органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности. 

Цель  реферата - проанализировать, тему государственная  тайна.

Задачи: во-первых, понять вообще, что такое государственная тайна, что к ней можно отнести, во-вторых, рассмотреть какие категории граждан могут иметь доступ к государственной тайне, в–третьих, описать как осуществляется доступ, какие для этого нужны документы, рассмотреть ответственность за нарушение государственной тайны,  проанализировать правовую защиту государственной тайны.

 

      1. Понятие государственной тайны

 

Вопросы, связанные с государственной  тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения иностранных разведок являются «защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Под понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д.» Огромных бюджетных вложений требует сегодня разработка научного открытия, это деньги, которые государство отрывает от пенсионеров, детских учебных заведений и многих других, ради завтрашнего дня, поскольку завтрашнее благополучие неразрывно связано с инвестициями в научно-технический процесс сегодня.

     Во  всем мире под государственной тайной рассматривали сведения, относящиеся  к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. Федеральный закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. под государственной тайной понимает защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.1

     Рассмотрим чем отличается коммерческая тайна от государственной. Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами.

     Государственную тайну составляют предусмотренные  в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом. Статья 5 Закона относит к государственной тайне следующие сведения в военной области:

  • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использованию мобилизационных ресурсов;
  • о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
  • о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, технических средствах и методах его защиты от несанкционированного применения;
  • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
  • о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
  • о дислокации, действительных наименований, организационной структуре, вооружении и численности объединений, соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации.

     Указом  Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении  перечня сведений отнесенных к государственной  тайне» этот перечень уточнен и конкретизирован.

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Условие о неразглашении государственной  тайны может быть предусмотрено  в трудовом договоре только с работником, которому сведения, составляющие такую  тайну, станут известны в связи с  исполнением им своей трудовой функции.

Следует отметить, что с лицами, которые  по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной  тайне, трудовой договор заключается  только после оформления допуска  по соответствующей форме. 

     2.Порядок  допуска к государственной  тайне 

Согласно  ст. 2 Закона о государственной тайне  допуск к государственной тайне  – это процедура оформления права  граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск  организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий  и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности .

Лицензия  выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

    • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
    • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
    • наличие сертифицированных средств защиты информации.

    Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут  быть назначены на эти должности  только после оформления допуска  по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

    В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

    • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
    • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
    • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

    При этом наличие допуска к сведениям  более высокой степени секретности  является основанием для доступа  к сведениям более низкой степени  секретности.

    Порядок допуска должностных лиц и  граждан к государственной тайне  определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

    Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

    1. Принятие  на себя гражданином или должностным  лицом обязательств перед государством  по нераспространению доверенных  сведений, составляющих государственную тайну.

    2. Согласие  гражданина или должностного  лица на частичные, временные  ограничения прав. В соответствии  со ст. 24 Закона о государственной  тайне должностное лицо или  гражданин, допущенные или ранее  допускавшиеся к государственной  тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3 ;
    • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
    • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

    3. Письменное  согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных ­мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Информация о работе Государственная тайна