Объем
проверочных мероприятий зависит
от степени секретности сведений,
к которым оформляется допуск.
Проверка проводится с целью выявления
оснований, которые могут послужить
причиной отказа в допуске к государственной
тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной
тайне для гражданина или должностного
лица такими основаниями являются:
- признание
его судом недееспособным, ограниченно
дееспособным или рецидивистом, нахождение
его под судом или следствием за государственные
и иные тяжкие преступления, наличие у
него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у
него медицинских противопоказаний для
работы с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, согласно перечню,
утверждаемому федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области здравоохранения
и социального развития;
- постоянное
проживание его самого и (или) его близких
родственников за границей и (или) оформление
указанными лицами документов для выезда
на постоянное жительство в другие государства;
- выявление
в результате проверочных мероприятий
действий оформляемого лица, создающих
угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение
его от проверочных мероприятий и (или)
сообщение им заведомо ложных анкетных
данных.
Если
при проверке обнаруживается хотя бы
одно из указанных оснований, гражданину
или должностному лицу должно быть отказано
в допуске к государственной тайне. Решение
об отказе принимается руководителем
органа государственной власти, предприятия,
учреждения или организации в индивидуальном
порядке с учетом результатов проверочных
мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать
это решение в вышестоящую организацию
или в суд.
4. Определение
видов, размеров и порядка предоставления
гражданину или должностному
лицу социальных гарантий. Для должностных
лиц и граждан, допущенных к государственной
тайне на постоянной основе, устанавливаются
следующие социальные гарантии:
- преимущественное
право при прочих равных условиях на оставление
на работе при проведении организационных
и (или) штатных мероприятий;
- процентные
надбавки к заработной плате в зависимости
от степени секретности сведений, к которым
сотрудник имеет доступ;
- дополнительная
процентная надбавка к заработной плате
за стаж работы для сотрудников структурных
подразделений по защите государственной
тайны.
Правила
выплаты ежемесячных процентных
надбавок к должностному окладу (тарифной
ставке) граждан, допущенных к государственной
тайне на постоянной основе, и сотрудников
структурных подразделений по защите
государственной тайны утверждены
постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.02.2006 г. № 573 (ред. от 06.06.2008
г) «О предоставлении социальных гарантий
гражданам, допущенным к государственной
тайне на постоянной основе, и сотрудникам
структурных подразделений по защите
государственной тайны». Данные гарантии
отражаются в трудовом договоре (контракте)
работника (должностного лица), заключаемом
исключительно по окончании проведения
проверочных мероприятий.
5. Ознакомление
гражданина или должностного
лица с нормами законодательства
Российской Федерации о государственной
тайне, предусматривающими ответственность
за его нарушение. Должностные лица и граждане,
виновные в нарушении законодательства
Российской Федерации о государственной
тайне, несут уголовную, административную,
гражданско-правовую или дисциплинарную
ответственность в соответствии с действующим
законодательством (ст. 26 Закона о государственной
тайне).
6. Принятие
решения руководителем органа
государственной власти, предприятия,
учреждения или организации о
допуске оформляемого лица к сведениям,
составляющим государственную тайну.
Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона
о государственной тайне руководители
несут персональную ответственность за
подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим
государственную тайну, а также за создание
условий, при которых граждане знакомятся
только с теми сведениями и в таких объемах,
которые необходимы для выполнения ими
должностных (функциональных) обязанностей.
3.
Оформление допуска
к государственной тайне
Подготовка
материалов на граждан, оформляемых на
допуск к особой важности, совершенно
секретным и секретным сведениям, осуществляется
управлениями (отделами) кадров, а в случае
их отсутствия – работниками, ведущими
кадровую работу в организации. Направлять
граждан в подразделения по защите государственной
тайны и органы безопасности по вопросам
оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции
о порядке допуска)
При оформлении
допуска используются следующие
формы документов, образцы которых
приведены в Приложении к Инструкции
о порядке допуска:
форма
1. Номенклатура должностей работников,
подлежащих оформлению на допуск к
особой важности, совершенно секретным
и секретным сведениям (по заполнении
секретно);
форма
1.1. Список членов организации, которым
оформляется допуск к государственной
тайне (утверждается руководителем организации);
форма
2. Анкета (заполняется оформляемым
гражданином собственноручно);
форма
3. Карточка (по заполнении секретно);
форма
4. Список на оформляемого гражданина и
его близких родственников;
форма
5. Учетная карточка на допуск по первой
и второй формам допуска;
форма
6. Список лиц, подлежащих допуску к
секретным сведениям по организации;
форма
7. Отметка органов ФСБ России
о проведении проверочных мероприятий
для оформления допуска по третьей
форме допуска;
форма
8. Карточка на допуск гражданина по третьей
форме допуска;
форма
9. Типовой договор (контракт) об оформлении
допуска к государственной тайне
(приложение к трудовому договору);
форма
10. Журнал учета карточек на допуск
работников по первой и второй формам.
Оформление
допуска на практике вызывает немало
вопросов, обусловленных большим
количеством форм и строгим порядком
их заполнения, отправки в органы безопасности
и последующего хранения. Рассмотрим
процедуру оформления поэтапно.
- Создание
в организации перечня должностей, при
назначении на которые граждане обязаны
оформлять допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну. Данный перечень
определяется номенклатурой должностей
(форма 1), утверждаемой руководителем
организации или его заместителем, после
согласования ее с органом безопасности.
В номенклатуру включаются только те должности,
по которым допуск граждан к указанным
сведениям действительно необходим для
выполнения ими должностных
(функциональных) обязанностей. В номенклатуру
могут включаться должности работников,
допуск которых к сведениям соответствующей
степени секретности обусловлен выполнением
ими заданий в других организациях, куда
они командируются на основании распоряжений
вышестоящих организаций, соглашений
или договоров, предусматривающих выполнение
совместных работ. Изменения и дополнения
в номенклатуру должностей вносятся по
мере необходимости, согласовываются
и утверждаются в установленном порядке.
Номенклатура должностей пересматривается
не реже одного раза в пять лет (п. 13 Инструкции
о порядке допуска).
- Граждане,
оформляемые на допуск к государственной
тайне, заполняют анкету (форма 2), в которой
они обязаны указывать достоверные данные.
Анкета оформляемого на допуск гражданина
подписывается работником кадровой службы
и заверяется печатью организации.
- Работники
отдела кадров в ходе беседы с оформляемым
гражданином сверяют указанные в анкете
данные с его личными документами (паспорт,
военный билет, трудовая книжка, диплом
об образовании, свидетельство о рождении
и т.д.), уточняют ответы на отдельные вопросы
анкеты, выявляют представляющие интерес
сведения, не предусмотренные вопросами
анкеты, выясняют у гражданина, имел ли
он за последний год отношение к секретным
работам, документам и изделиям, давал
ли он обязательство по неразглашению
сведений, составляющих государственную
тайну, работал ли (служил) на режимных
объектах, запрашивают необходимые справки
и документы, знакомят гражданина с содержанием
типового договора (контракта) об оформлении
допуска к государственной тайне (форма
9). О результатах беседы работники кадровой
службы обязаны информировать в устной
или письменной форме руководителя подразделения
по защите государственной тайны, особенно
если в ходе беседы или в анкетных данных
выявлены обстоятельства, влияющие на
принятие решения о допуске гражданина
к государственной тайне, или установлено,
что он ранее работал с особой важности
или совершенно секретными сведениями.
- Подразделение
по защите государственной тайны организации
дает оценку первичным материалам на оформляемого
гражданина, представляемым кадровой
службой. При необходимости оно запрашивает
дополнительные сведения с прежних мест
работы и карточку (форма 3) из подразделения
по защите государственной тайны организации,
где оформляемый гражданин работал в течение
последнего года, и также анализируют
их в целях определения целесообразности
проведения проверочных мероприятий органами
безопасности.
- При оформлении
третьей формы допуска на граждан, оформляемых
на третью форму допуска, отделом кадров
составляются общие (в алфавитном порядке)
списки лиц, подлежащих допуску к секретным
сведениям (форма 6).
Помимо
этого руководители организаций, не
включенных в перечень объектов, на
которых допуск к секретным сведениям
осуществляется только после проведения
проверочных мероприятий органами безопасности,
могут направлять в органы безопасности
материалы на граждан, допускаемых по
третьей форме допуска, в случае, когда
имеются обоснованные сомнения в достоверности
их анкетных данных. При этом в орган безопасности
направляется сопроводительное письмо
с указанием обстоятельств, влияющих на
принятие решения о допуске соответствующего
гражданина, его анкета (форма 2), три экземпляра
списка на оформляемого гражданина (форма
4), один экземпляр списка лиц, подлежащих
допуску к секретным сведениям (форма
6), и другие материалы, необходимые для
принятия решения по данному вопросу.
При этом о проведении проверочных мероприятий
органами безопасности делается отметка
в листе согласования (форма 7) или на списках
(форма 6), возвращаемых в организацию вместе
с сопроводительным письмом. В этом случае
входящий номер, проставляемый соответствующим
органом безопасности на списке (форма
6), является и номером допуска.После этого
решение о допуске гражданина по третьей
форме допуска оформляется распоряжением
руководителя организации, при этом делается
отметка в списке лиц, подлежащих допуску
к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей
записью в графе 10 карточки на допуск (форма
8).
- При оформлении
первой и второй формы допуска При оформлении
гражданина по первой или второй форме
допуска помимо анкеты гражданина (форма
2) организацией подготавливаются и направляются
в органы безопасности следующие документы:
Мотивированное письмо о необходимости
оформления допуска гражданина к государственной
тайне (готовится подразделением по защите
государственной тайны). В письме указываются
должность, на которую оформляется гражданин,
ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре
должностей, количество лиц, допущенных
по данной должности к сведениям, составляющим
государственную тайну, отмечаются обстоятельства,
влияющие на принятие решения о допуске,
и дается их оценка. Если оформляемый гражданин
ранее был допущен к данным сведениям,
указывается номер допуска, дата окончания
проведения проверочных мероприятий и
наименование органа безопасности, который
их проводил, а в случае переоформления
допуска – причина переоформления. Один
экземпляр карточки (форма 3) (готовится
подразделением по защите государственной
тайны). Данная карточка с момента заполнения
является секретным документом и регистрируется
в журнале учета карточек на допуск работников
по первой и второй формам допуска (форма
10) ответственными за их хранение лицами.
На каждого гражданина, оформляемого по
первой или второй формам допуска, заводится
только одна карточка, которая при его
переходе на работу в другие организации
пересылается по получении письменного
запроса от соответствующего подразделения
по защите государственной тайны. Новая
карточка заводится на работника, только
если ранее заведенная карточка была уничтожена
по причинам, определенным Инструкцией
о порядке допуска. Два или три экземпляра
списка на оформляемого гражданина и его
близких родственников (отца, мать, братьев,
сестер и детей старше 16 лет), а также на
жену (мужа), в том числе бывших (форма 4)
(готовятся отделом кадров по согласованию
с органом безопасности). Один или два
экземпляра учетной карточки на допуск
по первой и второй формам допуска (форма
5) (готовится подразделением по защите
государственной тайны по согласованию
с органом безопасности). Карточка (форма
3) с отметкой органа безопасности о проведении
проверочных мероприятий, связанных с
допуском гражданина по первой или второй
форме допуска, возвращается без сопроводительного
письма в организацию. Ее следует хранить
в подразделении по защите государственной
тайны организации в специальной картотеке,
составленной в алфавитном порядке (при
необходимости такие картотеки могут
вестись по структурным подразделениям
организации). После этого решение о допуске
гражданина по первой или второй форме
допуска оформляется распоряжением руководителя
организации с отметкой в графе 8 карточки
(форма 3) и заверяется его подписью и печатью
организации.
- Взаимные
обязательства организации и оформляемого
лица отражаются в специальном договоре
(контракте) об оформлении допуска к государственной
тайне, заключение которого осуществляется
с соблюдением всех требований гражданского
и трудового законодательства РФ. Данный
документ служит приложением к трудовому
договору
4.
Уголовно-правовая защита
государственной тайны
Необходимость
уголовно-правовой защиты информации
военного содержания вызывается тем, что
нарушения установленных правил
поведения в информационном пространстве
способны привести к раскрытию охраняемой
законом государственной и военной тайны,
их разглашение может повлечь угрозу обороноспособности
и безопасности государства, нанести значительный
ущерб экономическим интересам страны.
На военнослужащего,
как субъекта, наделенного специальным
правовым статусом в соответствии с Федеральным
законом "О статусе военнослужащих",
возлагается специальная обязанность
по сохранности государственной и военной
тайны. В нормах же Уголовного кодекса
1996 г. этой проблеме не уделено должного
внимания. В УК РФ вообще отсутствуют нормы
об ответственности за разглашение сведений,
составляющих военную тайну.
Недостаточная
теоретическая разработка вопросов
уголовно-правовой защиты государственной
и военной тайны вызывает необходимость
их исследования, выявления соотношений
между сведениями, составляющими эти тайны,
а также их взаимосвязи с нормами других
отраслей права (уголовно-процессуального,
административного, военного).
В связи
с возможностью прохождения военной
службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации иностранных граждан представляется
необходимым и своевременным в органах
государственной власти и военного управления
рассмотреть вопрос о порядке допуска
их к сведениям, составляющим военную
тайну.
Статистика
роста преступлений, связанных с разглашением
государственной тайны, объективно свидетельствует
о необходимости научного исследования
вопросов обеспечения режима сохранности
сведений, имеющих различные грифы секретности.
Недостаточно определенный в настоящее
время статус сведений военного характера,
относимых ранее к военной тайне, влечет
возможность их доступности и использования
во вред интересам военной безопасности.
Правовая
регламентация институтов государственной
и военной тайны в различные
исторические периоды развития нашего
государства обеспечивала надежную их
охрану.
После
принятия в 1993 г. Федерального закона "О
государственной тайне" часть военных
сведений под грифом "секретно" перешла
в категорию государственной тайны, но
огромная масса сведений военного характера,
с которых был снят гриф секретности, осталась
без какой-либо правовой охраны. Этот факт
существенно снизил режим сохранности
конфиденциальных военных сведений, не
подлежащих оглашению, и, как следствие
этого, в 90-х гг. по стране прокатилась
волна шпионских скандалов. Уголовный
кодекс Российской Федерации 1996 г., в отличие
от УК РСФСР 1960 г., не содержит нормы об
ответственности за разглашение военной
тайны либо утрату документов, содержащих
сведения, составляющие военную тайну;
такое положение отрицательно сказывается
на сохранности документов, имеющих непосредственное
отношение к жизнедеятельности Вооруженных
Сил, других войск и воинских формирований.