Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:
проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
выявить признаки государства;
обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.
Введение 3
1.Понятие и признаки государственной власти. Роль
аппарата (механизма) государства. 6
2.Легитимность и легальность государственной власти. 17
2.1. Легитимность государственной власти: значение и формы. 17
2.2. Легальность государственной власти. 23
3. Соотношение легитимности и легальности власти. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 34
Харизматическая легитимация основывается на авторитете лидера, которому приписываются исключительные черты. Власть харизматического лидера оправдывается преклонением перед ним большинства населения, которым он воспринимается в качестве своего вождя. В данном случае между лидером и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи, а слова и дела такого лидера окружаются ореолом непогрешимости. В своей деятельности он, как правило, начинает руководствоваться несуществующими обычаями или действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Однако неудачи харизматического лидера могут привести к потере его популярности среди масс и, следовательно, к утрате им легитимности своей власти. К тому же при харизматической власти всегда остро стоит проблема ее наследования.
Рационально-правовая легитимация, или легальный тип установления политико-правовых отношений основывается на добровольном признании юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. Конституция определяет основные нормы, которыми четко регламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы остаются открытыми изменениям, но тоже по установленным процедурам. Таким образом, в системах подобного типа власть легитимируется, оправдывается действующим законодательством.
На практике редко используется только одна из указанных форм, обычно они применяются в комплексе.
Также существуют принципы легитимации, важнейшими из которых являются: суверенитет народа и права человека.
Принцип суверенитета народа выражается в праве граждан на коммуникацию между собой и с правящей элитой и участие в выработке общих решений, которые затрагивают их собственные интересы. Реализация этого принципа обеспечивает гражданскую (публичную) автономию населения страны от власти и защиту их интересов от произвола властей. Что же касается принципа прав человека, он находит свое выражение в классических правах человека, обеспечивающих гражданам жизнь, свободу и их личную (моральную) автономию. Вместе эти принципы обеспечивают собой легитимное господство законов и с точки зрения индивида как гражданина (принцип суверенитета народа), и с точки зрения индивида как личности (принцип прав человека).
Как отмечает Л.С.
Санистебан, действующие принципы легитимности
устанавливают необходимый
Власть, которая принимается народными массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться, а не навязывается им силой, называется легитимной. Такая легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая.
Таким образом, легитимация государственной власти представляет собой делегирование, передачу власти обществом его особой организации — государству, его структурам15. Эта передача осуществляется на предполагаемых условиях, что государственная власть будет соответствовать представлениям людей о ее деятельности, их ожиданиям. Эти представления коренятся в моральном сознании, коренящемся в понятиях справедливости, добра.
Государственная власть играет ключевую роль в жизни современного общества. Ее социальное значение очевидно: в силу специфики государственно-властных полномочий, власть, в лице государственно-властных органов обладает не только правом издания предписаний, но и правом применения принуждения за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Посредством данных полномочий, власть реализует многочисленные механизмы взаимодействия между государством и личностью. Эти механизмы имеют различные направления. С одной стороны, это процесс самоограничения власти, путем установления компетенции государственных органов, а с другой – гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, путем их провозглашения и закрепления в законодательных актах.
По мнению С. Алексеева, с одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов. С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, как подчеркивает С. Алексеев, особенно власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора»16. Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочнения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта сила способна создавать «неправовую» реальность.
Одной из важнейших функций государственной власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения.
С этой точки зрения государственная власть это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Государственность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.
Термин «легализация» происходит от латинского, что в переводе означает законный, т.е. основано на законе, что непосредственно связано с правом. Но право – это не нормы закона и не их осознание уже потому, что ряд норм и текстов закона практически неосуществимы из-за их абстрактности без установления конкретизирующих их норм и правил17. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность и узаконенность. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом. Легализация – это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности18. Такое узаконение может осуществляться различными путями. Так, в средние века, чтобы выглядеть законным преемниками власти своих предшественников, императоры, короли и другие царствующие особы вели, а иногда и придумывали или подделывали родословные. Государственная власть и ее высшие субъекты освящались, что придавало им статус – данный от Бога. На сегодняшний день, одной из наиболее распространенной формой приобретения легальности власти должностных лиц являются их выборы гражданами. Но чтобы это осуществить, сами выборы должны быть легальными, т.е. проводится в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства, что является проявлением и легитимности. Можно выделить три эволюционных формы легальности: протогосударственная, государственная и конституционная19.
Ограничения государственной власти достигаются правовыми средствами. Однако, с одной стороны, государство издает законы, но оно подчиняется им (речь идет о демократическом, а не тоталитарном государстве), пока они не изменены или отменены. С другой стороны, для того, чтобы быть подлинным правом, а не узакониванием произвола, правовые нормы должны отвечать определенным требованиям и прежде всего в наше время соответствовать общечеловеческим, общегуманным ценностям.
Легализация соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом. Обоснование властных полномочий коренится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть.
Определяя легальность
или нелегальность
Легализация государственной власти соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом (в некоторых странах. Обоснование властных полномочий коренится в данном случае в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях20. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть.
Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление), так как захват государственной власти является незаконным действием. Во-вторых, законной должна быть ее организация, т.е. организация с участием народа. В-третьих, законными должны быть сферы полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в личную жизнь противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. И также, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти.
За противоправные действия, связанные с заменой неконституционным путем законного руководства государством, за узурпацию (присвоение) власти, за сосредоточение реальной государственной власти в руках партий и иных общественных организаций, за преступления против установленного законом порядка управления общественные организации, органы государства, должностные лица, граждане несут ответственность по закону.
Нарушение принципа законности государственной власти, правовой основы ее деятельности влечет ответственность. Такая ответственность может быть политической, уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной.
Таким образом, получается, что между писаным правом и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит пласт опосредующих звеньев в виде различных правовых и неправовых механизмов.
Легитимность и легальность власти – однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной деятельности может стать нелегитимной21.
Легитимная, но не легальная власть как бы получает полномочия от народа на то, чтобы сделать жизнь лучше, а уже потом устанавливает законы. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и затем может прибегнуть к незаконным средствам и методам в своей деятельности.
Любая власть стремится выглядеть в глазах своего народа как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимации является одним из главных предметов заботы, правящего класса. Одним из распространенных приемов данного процесса является замалчивание негативных результатов своей деятельности и любое проявление реальных и мнимых успехов. Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности и желания своих граждан, декларирует свои намерения на борьбу с антиобщественностью, а на самом деле преследуют свои цели, зачастую «покрывая» преступность в собственных рядах.
Степень легализации государственной власти и ее легитимации является подвижной величиной, особенно это относится ко второй. Первая более устойчива, поскольку зависит от юридических факторов (наличие конституции или отсутствие ее, демократические, недостаточно демократические или совсем недемократические способы принятия конституции, оформляющей эту власть, соответствующие международным стандартам прав человека действия государственных органов или нарушающие эти стандарты и т. д.), тогда как вторая связана иногда с быстрой реакцией людей на те или иные действия государственных органов, удачные или неблаговидные поступки представителей власти.
Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность власти