Государственная власть: легитимность и легальность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:
проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
выявить признаки государства;
обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и признаки государственной власти. Роль
аппарата (механизма) государства. 6
2.Легитимность и легальность государственной власти. 17
2.1. Легитимность государственной власти: значение и формы. 17
2.2. Легальность государственной власти. 23
3. Соотношение легитимности и легальности власти. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Разницу между  легитимностью и легальностью можно  понять на следующем примере. Правительство  любого суверенного государства  имеет право при определенных обстоятельствах начать военные  действия против какой-то державы, тогда  как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению. А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии.

Роль Конституции  играет немаловажную роль в проявлении легитимации и легализации государственной  власти. Так еще в древнем Риме термин «конституция» употреблялся для обозначения правовых актов императора, но в те времена не существовало юридической базы для создания основных законов. Конституция имеет исключительно важное значение для легализации государственной власти, создаваемой ею системы государственных органов. В некоторых случаях международное признание нового государства бывает связано с принятием основного закона, конституции. Демократический способ принятия конституции рассматривается как одно из основных доказательств легализации и легитимации существующего порядка управления. Однако неверно полагать, что принятие конституции само по себе имеет решающее значение в деле установления нового общественного и государственного строя22. Например, в условиях коммунистических режимов в Болгарии, Румынии, СССР, Чехословакии, других стран в конституциях провозглашалась полнота власти советов, перечислялись обширные права граждан, упоминались такие гарантии прав, которые не могли себе позволить даже экономически развитые страны Запада (например, ликвидация безработицы), но действительность не соответствовала этим положениям (провозглашалась свобода объединения, но создать партию с иными целями, кроме поддержки социализма, было нельзя: такая деятельность каралась законом как уголовное преступление, это же относилось к свободе слова, демонстраций и т.д., вопреки положениям конституций существовала и скрытая безработица).

Способы конституционной  легализации государственной власти зависят прежде всего от порядка  разработки и принятия конституции. Хотя с формальной точки зрения принятие конституции само по себе свидетельствует об определенной стабильности власти, не всякий способ принятия основного закона легализует государственную власть в подлинном смысле этого слова и тем более делает ее легитимной.

Определяя легальность  или нелегальность государственной  власти, меру ее легализации, важно  установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют  общепринятым принципам права, в  том числе международного права. Общепризнанные принципы и нормы последнего некоторыми конституциями (например, США) объявлены верховным правом страны, согласно другим основным законам, при некоторых условиях (например, на условиях взаимности) ратифицированные данным государством акты международного права, имеют приоритет над внутренним правом (это положение действует и в России). Акты легализации должны соответствовать также общечеловеческим ценностям из чего следует неразрывная связь легализации и легитимации власти. При несоответствии (например, если конституция существует, но она закрепляет антидемократический режим) внешняя легализация становится на деле ложной легализацией, это — лжелегализация не соответствующей интересам народа государственной власти.

На разных исторических этапах роль легализации и легитимации приобретает особое значение. Это относится и к современной России. Наиболее отчетливо об этом свидетельствовали октябрьские события в Москве 1993 г., ставшие результатом противоборства законодательной и исполнительной ветвей власти, каждая из которых заявляла о своей исключительной легитимности (оспаривалась также легальность ряда мероприятий той и другой, хотя сама легализация ветвей власти не ставилась под сомнение). В федеративном государстве эта проблема всегда связана с отношениями федерации и ее субъектами, особенно при осуществлении попыток сецессии (выхода из состава федерации). Так было в свое время в период Гражданской войны в США (1861 — 1865 гг.), когда 11 южных штатов создали свою конфедерацию, в Пакистане (военные действия в связи с образованием в 1971 г. на части его территории государства Бангладеш), в Нигерии (провозглашение несостоявшейся Биафры в 1960-х гг.) и т.д. Уровень легализации и легитимации государственной власти, способы этих процессов изменчивы и разнообразны. Легализация путем декретов, имеющих конституционное значение, уступает по степени легализации путем принятия конституции на референдуме (голосование избирателей). Принятие временных конституций (например, в ЮАР в 1994 г.) характеризует обычно лишь переходные процессы легализации (в той же ЮАР определен пятилетний срок для принятия постоянной конституции, ибо она должна закрепить уже сложившиеся отношения после ликвидации режима апартеида — правления белого меньшинства). Уровень легитимации государственной власти обычно определяется участием населения в выборах высших и местных органов государства, его голосованием по поставленным на референдумах вопросам о доверии к тем или иным институтам, олицетворяющим государственную власть (такие референдумы неоднократно проводились в 90-х гг. и в России), данными опросов граждан. Данные эти бывают изменчивы, рейтинг представителей государственной власти может быстро повышаться и падать иногда в зависимости от преходящих настроений избирателей.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что легализация государственной власти не может рационально осуществляться, так как одно зависит от другого.

 

Заключение

Государственная власть – концентрированное выражение  воли и силы, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обе обеспечивает стабильность и порядок в обществе, применяя эффективные меры, в основу которых положены легитимация и легализация государственной власти.

Принципы легальности  и легитимности формирования государственной  власти являются ключевыми принципами правового государства, а также выступают критериями реализации прав граждан. От стабильности законодательства напрямую зависит возможность осуществления народного суверенитета.

Таким образом, с общетеоретических позиций  легитимация государственной власти представляет собой делегирование, передачу власти обществом его особой организации — государству, его структурам. Эта передача осуществляется на предполагаемых условиях, что государственная власть будет соответствовать представлениям людей о ее деятельности, их ожиданиям. Но в отличие от легализации эти представления коренятся не в правосознании (хотя и оно участвует в этом), а в моральном сознании, коренящемся в понятиях справедливости, добра. Легитимация, как правило, включает легализацию, но может и не включать ее, и, напротив, внешне легальная власть может быть в представлениях народа нелегитимной. Легитимность может находиться в противоречии с формальной легальностью, если юридические законы не соответствуют законам справедливости, общечеловеческим ценностям, сложившимся установкам большинства населения

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М. : «Омега-Л», 2010. – 39 с.
  2. Алексеев С. С. Государство и право: Учеб. пособие . – М.:ТК Велби, Проспект, 2007. – 152 с.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. / А. Б. Венгеров. – 7-е изд.. – М. : «Омега-Л», 2010. – 607 с.
  4. Данильян О. Г. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М. : Эксмо, 2007 – 416 с.
  5. Ильин И.А. Теория права и государства. Ч.1. Понятие о государстве. / И.А. Ильин, М.: 2003.
  6. Ильин И.А. О сущности правосознания. Гл. 14. Аксиомы власти. / И.А. Ильин, М.: 1993.
  7. Лейст ОЭ. Три концепции права // Советское государство и право. 1992. №2.
  8. Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М. : Проспект, 2009. – 752 с.
  9. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2.
  10. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
  11. Чиркин В.Е. Государствоведение. / В.Е. Чиркин, М.: 1999.
  12. Чичерин Б.Н. Философия права. / Б.Н. Чичерин, СПб.: 1998.

1 Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2007. – С.5.

2 Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2.

3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1984. – С.246.

4  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21 С. 311-312.

5  Черданцев А. Ф. государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2

6 Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2.

7 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.

8 В. Е. Чиркин. Государствоведение. М.: 1996.

9 В. Е. Чиркин. Государствоведение. М.: 1996.

10 Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право.- 1995.- №8.

11 Конституция РФ 1993г.

12 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.

13 Чиркин В.Е. Государствоведение. / В.Е. Чиркин, М.: 1999.

14 Данильян О. Г. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М. : Эксмо, 2007.

15 Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право.- 1995.- №8.

16 Данильян О. Г. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М. : Эксмо, 2007

17 Лейст О. Э. Три концепции права// Советское государство и право. 1992. №2.

18 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.

19 Чичерин Б.Н. Философия права. / Б.Н. Чичерин, СПб.: 1998.

20 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.

21 Чиркин В.Е. Государствоведение. / В.Е. Чиркин, М.: 1999.

22 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.

 


Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность власти