Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:
проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
выявить признаки государства;
обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.
Введение 3
1.Понятие и признаки государственной власти. Роль
аппарата (механизма) государства. 6
2.Легитимность и легальность государственной власти. 17
2.1. Легитимность государственной власти: значение и формы. 17
2.2. Легальность государственной власти. 23
3. Соотношение легитимности и легальности власти. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 34
Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению. А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии.
Роль Конституции
играет немаловажную роль в проявлении
легитимации и легализации
Способы конституционной
легализации государственной
Определяя легальность
или нелегальность
На разных исторических этапах роль легализации и легитимации приобретает особое значение. Это относится и к современной России. Наиболее отчетливо об этом свидетельствовали октябрьские события в Москве 1993 г., ставшие результатом противоборства законодательной и исполнительной ветвей власти, каждая из которых заявляла о своей исключительной легитимности (оспаривалась также легальность ряда мероприятий той и другой, хотя сама легализация ветвей власти не ставилась под сомнение). В федеративном государстве эта проблема всегда связана с отношениями федерации и ее субъектами, особенно при осуществлении попыток сецессии (выхода из состава федерации). Так было в свое время в период Гражданской войны в США (1861 — 1865 гг.), когда 11 южных штатов создали свою конфедерацию, в Пакистане (военные действия в связи с образованием в 1971 г. на части его территории государства Бангладеш), в Нигерии (провозглашение несостоявшейся Биафры в 1960-х гг.) и т.д. Уровень легализации и легитимации государственной власти, способы этих процессов изменчивы и разнообразны. Легализация путем декретов, имеющих конституционное значение, уступает по степени легализации путем принятия конституции на референдуме (голосование избирателей). Принятие временных конституций (например, в ЮАР в 1994 г.) характеризует обычно лишь переходные процессы легализации (в той же ЮАР определен пятилетний срок для принятия постоянной конституции, ибо она должна закрепить уже сложившиеся отношения после ликвидации режима апартеида — правления белого меньшинства). Уровень легитимации государственной власти обычно определяется участием населения в выборах высших и местных органов государства, его голосованием по поставленным на референдумах вопросам о доверии к тем или иным институтам, олицетворяющим государственную власть (такие референдумы неоднократно проводились в 90-х гг. и в России), данными опросов граждан. Данные эти бывают изменчивы, рейтинг представителей государственной власти может быстро повышаться и падать иногда в зависимости от преходящих настроений избирателей.
Таким образом, из всего выше сказанного следует, что легализация государственной власти не может рационально осуществляться, так как одно зависит от другого.
Государственная власть – концентрированное выражение воли и силы, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обе обеспечивает стабильность и порядок в обществе, применяя эффективные меры, в основу которых положены легитимация и легализация государственной власти.
Принципы легальности и легитимности формирования государственной власти являются ключевыми принципами правового государства, а также выступают критериями реализации прав граждан. От стабильности законодательства напрямую зависит возможность осуществления народного суверенитета.
Таким образом, с общетеоретических позиций легитимация государственной власти представляет собой делегирование, передачу власти обществом его особой организации — государству, его структурам. Эта передача осуществляется на предполагаемых условиях, что государственная власть будет соответствовать представлениям людей о ее деятельности, их ожиданиям. Но в отличие от легализации эти представления коренятся не в правосознании (хотя и оно участвует в этом), а в моральном сознании, коренящемся в понятиях справедливости, добра. Легитимация, как правило, включает легализацию, но может и не включать ее, и, напротив, внешне легальная власть может быть в представлениях народа нелегитимной. Легитимность может находиться в противоречии с формальной легальностью, если юридические законы не соответствуют законам справедливости, общечеловеческим ценностям, сложившимся установкам большинства населения
1 Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2007. – С.5.
2 Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2.
3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1984. – С.246.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21 С. 311-312.
5 Черданцев А. Ф. государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2
6 Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Известия вузов. Правоведение. 1992. №2.
7 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
8 В. Е. Чиркин. Государствоведение. М.: 1996.
9 В. Е. Чиркин. Государствоведение. М.: 1996.
10 Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право.- 1995.- №8.
11 Конституция РФ 1993г.
12 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
13 Чиркин В.Е. Государствоведение. / В.Е. Чиркин, М.: 1999.
14 Данильян О. Г. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М. : Эксмо, 2007.
15 Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право.- 1995.- №8.
16 Данильян О. Г. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М. : Эксмо, 2007
17 Лейст О. Э. Три концепции права// Советское государство и право. 1992. №2.
18 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
19 Чичерин Б.Н. Философия права. / Б.Н. Чичерин, СПб.: 1998.
20 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
21 Чиркин В.Е. Государствоведение. / В.Е. Чиркин, М.: 1999.
22 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. / В.Е. Чиркин, М.: 1996.
Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность власти