Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:18, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
в) исследовать историю государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
д) рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;
е) выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 4
1.2 Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 7
1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 10
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 15
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России 20
2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 26
Заключение 35
Перечень сокращений, 37
Список использованных источников 38
- определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
- по представлению федерального органа исполнительной власти, указанного в части 3 настоящей статьи, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
- определяет порядок наблюдения за экспортом и импортом отдельных видов товаров;
- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
- принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
- устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
- утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
Среди ведомственных органов государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляют следующие органы:
а) Министерство промышленности и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий, в том числе, согласно постановлению Правительства РФ «О Министерстве промышленности и торговли РФ», функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
б) Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Главное назначение ФТС - защита экономической безопасности России;
в) Центральный банк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровня двухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельности представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций, разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкам на осуществление валютных операций;
д) Торгово-промышленная палата РФ - объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. В сфере внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленная палата и входящие в её структуру объединения оказывают российским предприятиям содействие в патентовании своих изобретений за границей, организуют экспертизу экспортных товаров, занимаются рекламой российских товаров в зарубежных странах, оказывают услуги иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России, изыскивают нетрадиционные товары для экспорта, организуют выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России;
е) Министерство финансов РФ - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации. В сфере внешнеэкономической деятельности Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности, издаёт нормативные документы по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
Региональные органы власти включают в себя Администрации регионов и органы местного самоуправления. К их компетенции относится заключение договоров с зарубежными партнёрами на приобретение и реализацию продукции, участие в научных и культурных проектах.
Структура
органов власти, осуществляющей внешнеэкономическую
деятельность, не является эффективной,
их многочисленность часто приводит к
конфликту интересов и несогласованным
действиям.
2.3
Особенности и
проблемы государственного
регулирования
Государственное
регулирование
- количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;
- ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;
- в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;
- на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;
- особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;
- соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.
Среди
проблем, стоящих перед РФ в области
внешнеэкономической
- неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;
- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;
- противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;
- низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;
- спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;
- малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
- протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;
- мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;
- вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.
На
основании вышеперечисленного можно
прийти к выводу, что необходимы
серьёзные изменения во внешнеэкономической
деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать
структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной
продукции. Определённые шаги в этом направлении
делаются: производятся попытки по поднятию
авиастроительного комплекса, создаются
государственные корпорации, целью которых
является производство именно высокотехнологичной
продукции. Однако данные меры на данный
момент являются недостаточными. Необходимо
построить более доверительные отношения
с иностранными экономическими субъектами,
сформировать образ России как привлекательного
для инвестиций и сотрудничества государства
и создать для этого необходимые условия.
Важно повысить конкурентоспособность
отечественных товаров, причём желательно
сделать это на основе повышения эффективности,
а не за счёт создания низких цен на товары
и на рабочую силу вследствие девальвации
рубля. Не существует однозначного ответа
на то, как этого достичь, для этого необходим
широкий комплекс мер. При этом экономические
интересы должны как можно в меньшей степени
ущемляться ради политических. Наконец,
тяжёлым испытанием для российской экономики,
возможно, станет мировой финансовый кризис.
В этих условиях задача улучшения роли
РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше
усложняется.
Таблица 1 - Структура экспорта РФ7 (в фактически действовавших ценах)
1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||||||
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу |
Млн. долл. США |
В про- центах к итогу | |
Экспорт – всего | 78217 | 100 | 103093 | 100 | 106712 | 100 | 133656 | 100 | 181600 | 100 | 241452 | 100 | 301450 | 100 |
в том числе: | ||||||||||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1378 | 1,8 | 1623 | 1,6 | 2801 | 2,6 | 3411 | 2,5 | 3292 | 1,8 | 4492 | 1,9 | 5517 | 1,8 |
минеральные продукты | 33278 | 42,5 | 55488 | 53,8 | 58897 | 55,2 | 76593 | 57,3 | 104950 | 57,8 | 156372 | 64,8 | 198597 | 65,9 |
продукция химической промышленности, каучук | 7843 | 10,0 | 7392 | 7,2 | 7394 | 6,9 | 9159 | 6,9 | 12003 | 6,6 | 14367 | 6,0 | 16673 | 5,5 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 313 | 0,4 | 270 | 0,3 | 267 | 0,3 | 332 | 0,2 | 353 | 0,2 | 330 | 0,1 | 367 | 0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 4363 | 5,6 | 4460 | 4,3 | 4908 | 4,6 | 5584 | 4,2 | 7020 | 3,9 | 8305 | 3,4 | 9536 | 3,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1154 | 1,5 | 817 | 0,8 | 883 | 0,8 | 947 | 0,7 | 1119 | 0,6 | 965 | 0,4 | 946 | 0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 20901 | 26,7 | 22370 | 21,7 | 19923 | 18,7 | 23735 | 17,8 | 36707 | 20,2 | 40592 | 16,8 | 49234 | 16,3 |
машины, оборудование и транспортные средства | 7962 | 10,2 | 9071 | 8,8 | 10090 | 9,5 | 11994 | 9,0 | 14100 | 7,8 | 13505 | 5,6 | 17458 | 5,8 |
прочие товары | 1026 | 1,3 | 1603 | 1,5 | 1550 | 1,4 | 1900 | 1,4 | 2056 | 1,1 | 2524 | 1,0 | 3123 | 1,1 |
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России