Государственное управление и административно территориальная единица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:29, контрольная работа

Описание

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика - наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления . Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления , социология управления , организационное поведение, психология управления , история управления , экономика управления , право и управление , этика и культура управления и др.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Гос.управление и территор.единица.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

В литературе можно встретить еще одно негативное определение государственного  управления: "Бюрократическое  управление  — это  управление  такими делами, которые невозможно контролировать при помощи экономических расчетов"[4]. Однако это не значит, что "успешное  управление  государственными делами не имеет никакой ценности... что оно не имеет цены на рынке, что его ценность не может быть выявлена путем операций на рынке  и , соответственно, не может быть выражена в деньгах".

С организационной точки зрения, государственное  управление  — это властное упорядочивающее воздействие субъекта  управления  ( государства   и  его специальных органов либо должностных лиц) на объекты  управления  (общество, граждан  и  пр.). Более конкретно, это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная  и  регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного  управления  (обусловленные функциями самого  государства ) на основе  и  во исполнение законов в различных отраслях  и  сферах социально-культурного, хозяйственного  и  административно-политического строительства.

Приведенная характеристика государственного  управления  не решает проблемы его исчерпывающего определения ввиду масштабности осуществляемых им функций  и  реализуемых полномочий. Государственные функции, как известно, реализуются всеми государственными органами, которые составляют единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах  и  формах реализации функций. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности, характеризующиеся специфическим назначением, особыми субъектами, способами реализации государственных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

 

Понятие и классификация административно-территориальных единиц разработаны в юридической доктрине и конституционном законодательстве. Так, М.Ф. Чудаков отмечает три отличительных признака административно-территориальных единиц: подразделения территории унитарного государства, которые не обладают политической самостоятельностью; их правовой статус определяется центральной властью, т.е. центральными органами власти и управления[5].

В  государственной  литературе ряд авторов справедливо понимают под  административно-территориальной  единицей часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной  административно-территориальной  единицей, соответствующие  государственные  органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на  управление   государственными  и общественными делами.

В юридической литературе выделяют такую разновидность административно-территориальных единиц, как национально-территориальную единицу, под которой понимают форму организации общественной жизни, гарантирующую возможность создания этническим сообществом на определенной территории органа местного самоуправления, позволяющую обеспечить удовлетворение специфических запросов на основе развития самобытной культуры и родного языка, сохраняющую традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы[6].

В доктринальных источниках упоминается и такая разновидность территориальных единиц, как ведомственно-территориальные единицы, к числу которых относят территориальные системы федеральных и региональных министерств и ведомств; специальные территориальные округа (военные, судебные, таможенные, горные, железнодорожные и другие); территории первичных производственных подразделений (предприятий, промышленных объектов, колхозов и совхозов и прочее) и социальных учреждений (милицейские участки, территории обслуживания школ и больниц и т.д.)[7].

На основе системного анализа законодательства субъектов Российской Федерации ученые формулируют понятие и признаки административно-территориальной единицы. Административно-территориальной единицей является подразделение субъекта федерации, которой присущи следующие признаки: –

• это часть территории субъекта Российской Федерации в фиксированных границах;

• она может состоять как из одного, так и из нескольких населенных пунктов с прилегающими к ним землями;

• она должна иметь собственное наименование;

• на этой территории предполагается наличие органа публичной власти (государственный или местный);

• нормативно должен быть установлен статус этого территориального подразделения[8].

Основные разновидности административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации – районы и населенные пункты. Несмотря на значительные различия в нормативном определении таких понятий, как «район», «населенный пункт», в законодательстве субъектов Федерации общим является представление о том, что:

• район – это территориальная единица субъекта Федерации, образуемая с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий, объединенная общей территорией и имеющая единый административный центр, органы государственной власти и местного самоуправления;

• населенный пункт – это официально зарегистрированная в пределах установленной границы территория сосредоточенного проживания населения, способная обеспечить круглосуточный цикл жизнедеятельности человека.

Административно-территориальные единицы выполняют определенные функции, которые ученые разделяют на две группы. Первую группу составляют функции, позволяющие удовлетворить разумные повседневные интересы населения (обеспечение в разумных пределах естественных потребностей людей в материальных, социальных и духовных благах; удовлетворение интересов в сфере формирования и поддержания экономической, политической и духовной самостоятельности личности; создание необходимых условий для реализации населением естественных и основных юридических прав и свобод и т.п.).

Во вторую группу входят функции, отражающие потребности рационального управления территорией, в том числе нужды самоуправления, осуществляемого через институты и органы местной власти (оптимальные размеры территории и оптимальная численность населения; наличие органа публичной власти; обеспечение постоянного и экономически эффективного управления территорией с учетом имеющихся средств связи и транспортных условий; комплексное развитие территории, удовлетворение объективных потребностей пространственного развития производственной и социальной деятельности граждан и их объединений; совмещение по возможности административных, производственных и ведомственных границ; непрерывность и компактность административно-территориальных единиц в пространстве; научно обоснованное использование производственных и иных территорий с учетом минерально-сырьевых, топливно-энергетических, биологических и климатических условий и ресурсов)[9].

Основы структуры  административно-территориального  устройства субъектов Российской Федерации закрепляются, как правило, в учредительных актах (конституциях, уставах) соответствующих субъектов Российской Федерации, что обусловлено конституционной природой данного правового института.

Более развернутое описание структуры  административно-территориального  устройства содержится в законах субъектов Российской Федерации, специально посвященных вопросам  административно-территориального  устройства. В них, как правило, дается более дифференцированный перечень  административно-территориальных   единиц , а также устанавливаются критерии отнесения территории к определенному виду (подвиду)  административно-территориальных   единиц .

В соответствии с Законом РФ "Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации относятся:

установление общих принципов правового регулирования административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;

согласование    образования    и    упразднения    административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, установления и изменения их границ в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

образование и упразднение закрытых административно-территориальных образований, установление и изменение их границ;

установление    и    изменение    наименований    административно-территориальных единиц;

организация федеральной системы учета административно-территориальных единиц в Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации относятся:

установление и изменение административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации в соответствии с общими принципами правового регулирования   административно-территориального   устройства   субъектов Российской Федерации, установленными настоящим Федеральным законом;

внесение в органы государственной власти Российской Федерации предложений об установлении и изменении наименования административно-территориальных единиц;

согласование образования и упразднения закрытых административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ в соответствии с федеральным законом;

организация системы учета административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

К полномочиям  органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации относятся:

внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по вопросам регулирования административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;

выражение мнения по проектам правовых актов, регулирующих административно-территориального устройство субъекта Российской Федерации;

участие в организации выявления мнения населения по вопросам регулирования административно-территориального устройства.

Анализируя существующую в России систему административно-территориального деления, мы можем заключить, что ее совершенствование может идти путем совершенствования существующей сети административно-территориальных единиц с наделением ее определенными базовыми функциями. При этом необходимо решить две взаимосвязанные задачи: определить административно-территориальные единицы, находящиеся на первичном территориальном уровне местного самоуправления, и установить базовые функции первичной сети этих единиц в сфере местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

Рис.3.1 Конституционные социальные и экономические права человека и гражданина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.      Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

2.      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА- М, 1998. – 640с.

3.      Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

4.      Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и   доп. — М.: «Статут», 2002. — 366 с.

5.      Доклад депутата ЗС Омской области ,кандидата юридических наук Калинина С.П. Административно - территориальное устройство субъекта РФ.

6.      Доклад председателя подкомитета социально-экономического развития регионов и межрегиональным связям А.А. Климова «О некоторых проблемах законодательного обеспечения административно-территориального устройства РФ» от 15 ноября 2002 г.

7.      Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.—288 с.

8.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: 2003. -  640с.

9.      Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Минск: Новое знание, 2001. – С. 242.

10. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Под ред. В.А. Кряжкова; – М., 2002. – С. 334.

11. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. - М.:1996. – 430с.

12. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002. —420с.

13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.

14. Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. – М.: Издательство Бек, 1996. – 480с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Государственное управление и административно территориальная единица