Государственное управление: понятие, принципы, цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:44, реферат

Описание

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Работа состоит из  1 файл

1 семинар..docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

1.Государственное  управление: понятие, принципы, цели

 

   Государственное управление – в  широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком  понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.   

Признаки государственного управления:   

• это вид государственной  управленческой деятельности;   

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;   

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;   

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);   

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;   

• осуществляется в различных  формах (правовых и неправовых);   

• обеспечивается посредством  системы гарантий;   

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление  негативных последствий (правоограничений).    

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:   

1) социально-экономические–  упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;    

2) политические – участие  в управлении всех политических  сил в стране, выработка позитивных  предложений и процессов в  обществе и государстве, способствующих  совершенствованию государственных  и общественных структур, развитию  человека;   

3) обеспечительные – обеспечение  прав и свобод граждан, законности  в обществе, общественного порядка  и общественной безопасности, необходимого  уровня благосостояния;   

4) организационно-правовые  – формирование правовой системы,  способствующей реализации всех  основных функций государства  и решения всех его задач  при помощи демократических институтов  и механизмов правового государства,  а также организационно-функциональных  образований.   

 

6. Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.   

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.    

Общие (социально-правовые) принципы:    

• демократизм – народ  выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как  непосредственно, так и через  органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);   

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и  неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической  силы;   

• объективность – при  осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать  существующие закономерности и учитывать  их при принятии управленческих решений  и их реализации;   

• научность – применение научных методов сбора, анализа  и хранения информации, учета научных  наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;   

• конкретность – осуществление  управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;   

• разделение властей –  подразделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;   

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления  разграничения компетенции и  предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;   

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных  затратах сил, средств и времени.    

Организационные принципы:    

• отраслевой – осуществление  управленческой деятельности, организация  системы управления строится с учетом общности объекта управления, который  образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);   

• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);   

• линейный – тип организации  служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;    

• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);    

• двойного подчинения –  сочетание начал централизованного  руководства с учетом территориальных  условий и состояния объекта  управления;   

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

2. Исполнительная власть: понятие и признаки

 

   Государственная власть – исходящая  от государства возможность и  способность оказывать определенное воздействие на поведение людей  с помощью определенных средств.    

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.   

Исполнительная  власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.   

Признаки исполнительной власти:   

• является самостоятельной  ветвью единой государственной власти;    

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;   

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;    

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;   

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;   

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;   

• ее деятельность носит  исполнительно-распорядительный характер;    

• носит универсальный  характер, т. е. осуществляется постоянно  и непрерывно;   

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для  осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции  и уровни исполнительной власти

 

   Цели исполнительной власти:   

1) обеспечение безопасности  личности, общества, государства;   

2) создание условий, способствующих  благополучию личности, общества, государства;    

3) создание условий для  реализации субъектами социальных  отношений их прав, свобод, законных  интересов;   

4) защита человека от  противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:   

1) исполнительная (правоприменительная)  – исполнение Конституции, федеральных  законов и законов субъектов  РФ;   

2) правозащитная – функция  соблюдения и защиты прав и  свобод человека и гражданина;    

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;   

4) обеспечения законности  и соблюдения конституционного  порядка в стране;   

5) регулирующая – осуществление  руководства, контроля, координации,  планирования, учета, прогнозирования  и т. д.;   

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;    

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.    

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Принципы исполнительной власти

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют  сущность управленческой дея-тельности. 
1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непо-средственно и через органы государственной власти, одной из ветвей ко-торой является исполнительная власть. 
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ. 
3. Принцип разделения и взаимодействия властей. 
4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональ-ных органов. 
5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должност-ных лиц. 
6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ. 
7. Принцип федеративного устройства. 
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации. 
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти. 
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятель-но без вмешательства со стороны вышестоящих органов. 
9. Принцип плановости выражается в развитии разработки про-грамм отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономиче-ских реформ, установление государственного заказа на наиболее значи-тельную продукцию и т.д. 
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

3. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

 

   Социальное управление – вид  управления, процесс воздействия  на общество, социальные группы, отдельных  индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.    

Общие черты социального управления:   

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;   

2) обеспечивает упорядоченное  воздействие на участников совместной  деятельности;   

3) направлено на достижение  определенной управленческой цели;    

4) характеризуется наличием  субъекта и объекта управления;    

5) субъект управления  наделяется определенным властным  ресурсом;   

6) объект управления является  подвластным субъектом, сознательно-волевое  поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;    

7) реализуется в рамках  определенного механизма.   

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.   

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).   

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.   

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).    

Прямые связи  – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.   

Обратные связи  – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.   

Управленческий  цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.   

Стадии процесса управления:    

• анализ управленческой ситуации;    

• выработка и принятие решения;   

• организация и исполнение решения;   

• контроль выполнения решения;    

• подведение итогов, внесение корректив.

Функции социального управления: понятие  и виды

 

   Функции социального  управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.   

Информация о работе Государственное управление: понятие, принципы, цели