Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:44, реферат
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Государственное управление – в
широком понимании –
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:
1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
2) политические – участие
в управлении всех
3) обеспечительные – обеспечение
прав и свобод граждан,
4) организационно-правовые
– формирование правовой
6. Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
• законность – деятельность
органов исполнительной власти должна
строиться на основе точного и
неукоснительного соблюдения и исполнения
Конституции и законов, соответствия
прилагаемых нормативных
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
• федерализм – деятельность
органов исполнительной власти строится
на основе нормативного закрепления
разграничения компетенции и
предметов ведения между
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
• территориальный – формирование
системы управления основывается на территориальной
основе (административно-
• линейный – тип организации
служб и подразделений, осуществляющих
исполнительно-
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
• двойного подчинения –
сочетание начал
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Государственная власть – исходящая
от государства возможность и
способность оказывать
Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Исполнительная
власть – ветвь государственной власти,
деятельность по управлению делами государства
и общества, осуществляемая системой государственных
органов, которые наделены исполнительно-
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется
на началах федерализма при
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий,
3) создание условий для
реализации субъектами
4) защита человека от
противоправных посягательств.
1) исполнительная (правоприменительная)
– исполнение Конституции,
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
Принципы исполнительной
власти – это общие положения,
идеи, требования, которые характеризуют
сущность управленческой дея-тельности.
1. Принцип народовластия – народ осуществляет
свою власть непо-средственно и через
органы государственной власти, одной
из ветвей ко-торой является исполнительная
власть.
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч.
2 Конституции РФ.
3. Принцип разделения и взаимодействия
властей.
4. Принцип разграничения полномочий федеральных
и региональ-ных органов.
5. принцип гласности предполагает открытость
законодательства, доступность и подотчетность
государственных учреждений и должност-ных
лиц.
6. Принцип приоритета и гарантированности
прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
7. Принцип федеративного устройства.
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей
части государственных функций в ведении
центральных федеральных органов исполнительной
власти.
Децентрализация - закрепление предметов
ведения и полномочий за тем или иным органом,
который он должен осуществлять самостоятель-но
без вмешательства со стороны вышестоящих
органов.
9. Принцип плановости выражается в развитии
разработки про-грамм отраслей народного
хозяйства, прогнозирование хода экономиче-ских
реформ, установление государственного
заказа на наиболее значи-тельную продукцию
и т.д.
10. Принцип дифференциации функций и полномочий
каждого из этих органов и должностных
лиц.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное
воздействие на участников
3) направлено на достижение
определенной управленческой
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления
наделяется определенным
6) объект управления является
подвластным субъектом,
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения решения;
• подведение итогов, внесение корректив.
Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.
Информация о работе Государственное управление: понятие, принципы, цели