Государственное управление: понятие, принципы, цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:44, реферат

Описание

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Работа состоит из  1 файл

1 семинар..docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

Признаки функций социального управления:   

• обусловлены социальным назначением управления;   

• характеризуются определенной направленностью и стабильностью;    

• представляют собой внешнее  проявление свойств системы управления;    

• представляют собой направление  его активного действия;   

• предопределяются поставленными  целями и задачами.   

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).   

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.    

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.    

Общие функции управления:   

• информационное обеспечение  – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой  для осуществления управленческой деятельности;   

• прогнозирование –  предвидение перспектив развития событий  или процессов в будущем;   

• моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения  управленческих задач в будущем;    

• планирование – определение  направлений, темпов, количественных и  качественных показателей развития процессов в системе управления;    

• организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;   

• координация – согласование совместной деятельности различных  субъектов управленческих отношений  для достижения поставленных целей  и задач управления;   

• распорядительство –  оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;    

• регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;   

• контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;   

• учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

 

4. СООТНОШЕНИЕ  ПОНЯТИЙ   ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ  И   ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ.

Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как

государственное управление – категория организационно –  правовая. Право на

существование имеют обе  эти государственно – правовые категории.

Соответственно, государственное  управление – реальность, без которой

государственно – властный механизм работать практически не может. По своему

назначению оно представляет собой не что иное, как государственную

деятельность, в рамках которой  практически реализуется исполнительная власть.

Иначе говоря, государственное  управление практически осуществляется и в

рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения

властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности

особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых

исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного

управления.

Следовательно, государственное  управление, понимаемое как исполнительно  –

распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти,

понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

 

5. Функции государственного управления.  
По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные. 
Социально-организационные  функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. Для Российской Федерации в настоящее время характерна рассогласованность в действиях органов государственной власти разных уровней, что вызвано серьезными противоречиями в российской правовой системе. На практике это проявляется не только в отступлениях правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления от требований федерального законодательства, но и в конкретных действиях руководителей государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. 
Внутриорганизационные функции  государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма.

 

По содержанию и глубине  воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические.

 
Общие функции   государственного управления отражают сущностные моменты  и присутствуют практически в  любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В  теории управления в числе таких  наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль. 
Само понятие «организация» имеет два значения:  
а) функция управления, обеспечивающая политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую, техническую и иную упорядоченность;  
б) коллектив людей, объединенных достижением конкретных, общих для них целей. В функциональном смысле суть ее - в единстве этих двух значений - выразили американские специалисты в области менеджмента Т. Питере и Р. Уотермен в работе «В поисках эффективного управления». Таким образом, организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

 
Функция планирования в государственном  управлении выражается в постановке целей, определении необходимых  для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. 

 
Функция прогнозирования в государственном  управлении представляет собой выработку  обоснованного суждения о будущем  развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического, управленческого  решения. При этом прогнозирование  должно опираться на достоверное  знание и точную информацию, учитывать  материальные и духовные возможности  общества, исключать эмоции «текущего  момента» и слепую веру в «светлое будущее». 
 
Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи. При этом идеи, овладевшие массами, становятся, по мнению Карла Маркса, материальной силой.

 

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться  в широком и узком смысле. Государство  путем издания законов, подзаконных  и судебных актов устанавливает  определенные общие правила поведения  участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их.  
Это - государственное регулирование в широком смысле. Таким образом, осуществляется государственное регулирование общественных отношений; корректировка и контроль за исполнением правовых предписаний; координируется, направляется и стимулируется деятельность, участников общественных отношений, а также обеспечивается защита их законных прав и интересов; определяются приоритеты в структурной политике и многое другое.

 
В узком смысле государственное  регулирование выступает в качестве функции государственного управления в конкретных сферах, охватывая отдельные  стороны социально-политических, экономических  и духовных отношений. Так, основными  рычагами государственного регулирования  в социально-экономической сфере  являются: государственный бюджет, государственная система заказов  на товары и услуги, государственная  налоговая система, стандарты, таможенные, тарифы, пошлины, федеральные целевые программы, определение приоритетов развития отраслей, ценовая политика и т.д.

 

Функцию контроля в государственном  управлении можно рассматривать  как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью  контроля выявляются отклонения в управляемой  системе от заданных параметров и  принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с  ними. 

 
Этим контроль, в частности, отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует  соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов  и объектов государственного управления.. В Российской Федерации контрольные функции осуществляют различные органы государственной власти: представительные органы власти - парламентский контроль (Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов федерации); исполнение федерального бюджета - бюджетный контроль (Счетная палата); Президент РФ - президентский контроль (надведомственный); Правительство РФ - правительственный контроль (межведомственный контроль); органы исполнительной власти (ведомственный контроль); суды Российской Федерации - судебный контроль, в том числе конституционный. 

7.

Административное право – отрасль  российского права, система юридических  норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной  власти, местного самоуправления при  осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения  внутриорганизационного характера  на предприятиях, в учреждениях, организациях.    

Административное право  как отрасль права, наука и  учебная дисциплина

Административное право  как огромная совокупность действующих  административно-правовых норм является объектом изучения науки административного  права, а также осмысленного систематического изложения в вузовском курсе  учебной дисциплины «Административное  право».

Содержанием науки административного  права служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного  права. Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.

Наука административного  права изучает не только действующие  нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю  и перспективы развития.

8. Предмет административного права

 

   Общественные отношения в сфере  государственного управления, а также  управленческие отношения, возникающие  в иных сферах жизнедеятельности  общества, составляют предмет административного права.   

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного  права:    

По субъектному  признаку:    

• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);   

• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии  соподчинения (горизонтальные отношения);    

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;   

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;    

• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;    

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;   

• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:    

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов  Федерации;   

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;   

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и  исполнительными органами местного самоуправления.   

В зависимости  от направления воздействия:    

• внешние отношения, отношения  в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;    

• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные  отношения.   

Предмет административного  права отличается динамичностью. Отдельные  отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом  правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено  формированием новых отраслей российского  права. Некоторые группы отношений  на данном этапе составляют предмет  административного права, что явилось  результатом систематизации норм, устанавливающих  административную ответственность, в  КоАП.

2.3. Метод административного  права

 

   Совокупность предписывающих, запрещающих  и дозволительных средств воздействия  на управленческие отношения составляет метод административного права.    

Характеристика административно-правового метода:   

Информация о работе Государственное управление: понятие, принципы, цели