Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:44, реферат
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки функций социального управления:
• обусловлены социальным назначением управления;
• характеризуются определенной
направленностью и
• представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
• представляют собой направление его активного действия;
• предопределяются поставленными целями и задачами.
В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).
В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.
Общие функции управления:
• информационное обеспечение
– сбор, получение, обработка, анализ
и хранение информации, необходимой
для осуществления
• прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
• моделирование – создание
образца (модели) определенных управленческих
отношений для предвидения
• планирование – определение
направлений, темпов, количественных и
качественных показателей развития
процессов в системе
• организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
• координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
• распорядительство –
оперативное регулирование
• регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
• контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
• учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.
4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как
государственное управление – категория организационно – правовая. Право на
существование имеют обе эти государственно – правовые категории.
Соответственно, государственное управление – реальность, без которой
государственно – властный механизм работать практически не может. По своему
назначению оно представляет собой не что иное, как государственную
деятельность, в рамках которой
практически реализуется
Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в
рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения
властей.
Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности
особых звеньев
исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного
управления.
Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно –
распорядительная деятельность,
не противопоставляется
понимаемой как деятельность субъектов этой власти.
5. Функции государственного
управления.
По субъекту воздействия, по объему (масштабу),
по средствам и по характеру воздействия
на объект управления их можно разделять
на социально-организационные и внутриорганизационные.
Социально-организационные функции
государственного управления направлены
на все многообразие общественных процессов,
происходящих во внутригосударственной
жизни. Для Российской Федерации в настоящее
время характерна рассогласованность
в действиях органов государственной
власти разных уровней, что вызвано серьезными
противоречиями в российской правовой
системе. На практике это проявляется
не только в отступлениях правовых актов
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления от требований
федерального законодательства, но и в
конкретных действиях руководителей государственных
и муниципальных органов и их должностных
лиц.
Внутриорганизационные функции государственного
управления нацелены на организацию, упорядочение,
активизацию деятельности всех структур
государственного аппарата, придание
ей определенности и динамизма.
По содержанию и глубине
воздействия на систему общественных
отношений функции
Общие функции государственного
управления отражают сущностные моменты
и присутствуют практически в
любом управленческом взаимодействии
его субъектов и объектов. В
теории управления в числе таких
наиболее значимых функций выделяются
следующие: организация, планирование,
прогнозирование, мотивация, регулирование,
контроль.
Само понятие «организация» имеет два
значения:
а) функция управления, обеспечивающая
политическую, экономическую, правовую,
социально-психологическую, техническую
и иную упорядоченность;
б) коллектив людей, объединенных достижением
конкретных, общих для них целей. В функциональном
смысле суть ее - в единстве этих двух значений
- выразили американские специалисты в
области менеджмента Т. Питере и Р. Уотермен
в работе «В поисках эффективного управления».
Таким образом, организация в качестве
функции государственного управления
состоит в определении организационных
положений, устанавливающих порядок управления
и процессуального регулирования: регламентов,
нормативов, инструкций, требований, ответственности
и др.
Функция планирования в государственном
управлении выражается в постановке
целей, определении необходимых
для их достижения ресурсных затрат,
способов и сроков, а также форм
и методов поэтапного контроля за
деятельностью объекта
Планирование должно быть
тесно увязано с
Функция прогнозирования в
Мотивацию как управленческую функцию
принято чаще всего рассматривать применительно
к ограниченным, локальным системам. Мудрость
руководителя здесь заключается в том,
чтобы не столько сформировать мотивы
деятельности людей, сколько их познать,
уловить и сообразовать в соответствии
с ними действия по руководству системой.
Применительно к государственному управлению
функция мотивации принципиально та же,
но отличается масштабом и содержанием.
Мотивация на общегосударственном уровне
приобретает вид национальной идеи. При
этом идеи, овладевшие массами, становятся,
по мнению Карла Маркса, материальной
силой.
Регулирование является важной
функцией современного государственного
управления. Оно может рассматриваться
в широком и узком смысле. Государство
путем издания законов, подзаконных
и судебных актов устанавливает
определенные общие правила поведения
участников общественных отношений, т.е.
нормативно регулирует их.
Это - государственное регулирование в
широком смысле. Таким образом, осуществляется
государственное регулирование общественных
отношений; корректировка и контроль за
исполнением правовых предписаний; координируется,
направляется и стимулируется деятельность,
участников общественных отношений, а
также обеспечивается защита их законных
прав и интересов; определяются приоритеты
в структурной политике и многое другое.
В узком смысле государственное
регулирование выступает в
Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с ними.
Этим контроль, в частности, отличается
от надзора, где надзирающий только
констатирует отклонение и информирует
соответствующие инстанции, компетентные
принимать управленческие решения.
Функция контроля призвана обеспечивать
дисциплину, законность, соблюдение режима
деятельности и результативность субъектов
и объектов государственного управления..
В Российской Федерации контрольные функции
осуществляют различные органы государственной
власти: представительные органы власти
- парламентский контроль (Федеральное
Собрание, законодательные (представительные)
органы субъектов федерации); исполнение
федерального бюджета - бюджетный контроль
(Счетная палата); Президент РФ - президентский
контроль (надведомственный); Правительство
РФ - правительственный контроль (межведомственный
контроль); органы исполнительной власти
(ведомственный контроль); суды Российской
Федерации - судебный контроль, в том числе
конституционный.
Административное право –
Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического изложения в вузовском курсе учебной дисциплины «Административное право».
Содержанием науки административного права служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного права. Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.
Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю и перспективы развития.
Общественные отношения в
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
• между субъектами исполнительной власти и гражданами;
• между субъектами исполнительной
власти и иными субъектами. По признаку государственно-
• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления воздействия:
• внешние отношения, отношения
в связи с реализацией
• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
Предмет административного
права отличается динамичностью. Отдельные
отношения, например таможенные, частично
в сфере местного самоуправления,
в настоящее время являются предметом
правового регулирования
Совокупность
Характеристика административно
Информация о работе Государственное управление: понятие, принципы, цели