Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 20:49, реферат
1. Понятие государственного управления. Особенности государственно- управляющих воздействий.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
осударственное управление
1. Понятие государственного управления. Особенности государственно-
управляющих
воздействий.
Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть
целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность
- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием
людей.
Свойства государственного
В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на
государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,
даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой
государством международной политики.
Объективно, системно, организовано..
Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-
правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей
страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и
закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),
поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию
определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения
любых видов человеческой деятельности.
ГУ, как сложное социальное
субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,
наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет
объективно целесообразные формы (структура и процесс).
ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых
объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их
практическому удовлетворению.
Цепь социального механизма
ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТЫ
ГУ по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно
рассматривать как:
| | | |
|субъект управления |взаимодействие |общественная система |
|(управляющая система) |(подсистема прямых и |(подсистема элементов |
|
|обратных связей)
|общества, подверженных ГУ) |
В узком смысле преимущество будет на стороне субъекта, а объекты
только воспринимают его действия и трансформируют их в процесс собственного
функционирования.
|субъект
|воздействие
|управляемые объекты
|
На схемах видны прямые и обратные управляющие воздействия, которые
занимают центральное место в ГУ. В прямых связях выделяют управляющие
воздействия и те элементы ГУ, которые связаны с их формированием и
реализацией.
Особенности управляющих
Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).
Организационное (количество людей для реализации определенной цели).
Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для
достижения
конкретных целей.
2. Правовое регулирование (ПР) государственного управления: предмет и
метод,
формы и структура.
ПР государственного управления - это деятельность государства по
организации государственных органов и установлению правил их
функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение
целепологания, функций, организационных структур и управленческой
деятельности государственных органов.
Предмет ПР:
1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря
которым формируется государственно-управляющее воздействие.
2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу
распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой
для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных
органов вообще и в сфере управления в частности.
3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-
управленческие процессы - либо по причине профессионального несения
государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при
решении каких-либо своих проблем.
Метод правового
средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в
гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее
элементы.
Способы правового
- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности
совершать определенные положительные действия;
- запрещение - возложение
на лиц обязанности
совершения действий определенного рода ;
- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные
действия.
Формы ПР (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по
содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного
управления:
Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.
Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок
ведения тех или иных дел.
Указы и распоряжения Президента.
Подзаконные правовые
компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства);
б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций)
субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и
т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы
городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные
(внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами
местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней
управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные
инструкции)
Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была
придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и
предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:
а) законодательное
б) нормативное определение
посредством органов районного и городского государственного управления и
местного самоуправления;
в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих
процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и
специальной компетенции;
г) самоуправленческое
можно непосредственно выразить волю населения;
д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее
по линии
контрольных и
и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в
государственном
управлении.
3. Характерные
черты государства как
процессами.
Типы государств.
Государство - многомерное явление, причем каждое его проявление имеет
смысл, поскольку несет в себе что-то от его сущности. Основные
характеристики государства:
Форма общества. Оно повязано системой общественных отношений людей,
соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует
организации жизни, в том числе экономической.
Территориальная организация людей, особым юридическим способом объединяет
людей, формой чего выступает институт гражданства.
Юридическая взаимосвязь между людьми посредством института гражданства.
Объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства, т.е.
объективно выражает общие для всех, интегрированные потребности, интересы и
целя жизнедеятельности своего сообщества людей. Общенациональную идею
должно найти государство.
Через
структуры и механизмы
воля, придающая государственным установлениям обязательный характер.