Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа
Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.
Глава 1. Понятия государственного аппарата и механизма государства...........5
Соотношение государственного аппарата
с механизмом государства..................................................................5
Механизм государства как организация
государственной власти......................................................................6
1.3 Свойства механизма государства................................................7
Глава 2. Структура и функции государственного аппарата...............................9
2.1 Государственный аппарат как единая целостная система…...9
2.2. Соотношение различных ветвей государственной власти
в системе государственного аппарата.............................................10
2.3 Функции ветвей власти в системе
государственного аппарата..............................................................11
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата………………………………………………………...………18
3.1 Общие принципы........................................................................18
3.2 Частные принципы......................................................................24
Заключение.............................................................................................................26
Использованные источники и литература..........................................................29
Введение
Разумеется,
не все органы государства формируются
непосредственно народом. Но этого
и не требуется для реализации
принципа демократизма. Вполне достаточно
того, что народ путем свободных
выборов формирует так
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Конституция РФ впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства, исключающий произвол со стороны властных органов и должностных лиц.
Принцип разделения властей является одним из ведущих принципов организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия и получила закрепление в статье 10 Конституции 1993 года.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.
Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, все органы государства должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Это также один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата.
Законность, если говорить о ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства – законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством, поскольку порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.
Будучи
сформированными в соответствии
с действующим
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет отношение, прежде всего, к организации деятельности органов исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и функционировать на профессиональной основе, позволяющей на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан и страны, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной области общественной жизни.
В то же
время и законодательная власть
не должна пренебрегать данным принципом.
Конечно, сформировать парламент или
какой-то другой законодательный орган
на строго профессиональной основе практически
невозможно, так как подобные органы
формируются населением, которое
выбирает туда своих представителей,
руководствуясь не столько профессиональными,
сколько иными их качествами. Вместе
с тем при формировании структурных
подразделений этих органов (комитетов,
подкомитетов, комиссий, подкомиссий
и т.д.) нужно учитывать
2) Принципы, закрепляемые в федеральных законах.
Рассмотренные
общие конституционные принципы
организации и деятельности механизма
Российского государства
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность государственной службы;
- отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные
выше принципы формирования и деятельности
государственного механизма как
системы государственных
Поскольку вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации и деятельности государственного аппарата не имеет однозначного решения, в научной и учебной литературе можно встретить и другие мнения на этот счет.
3.2 Частные принципы.
К частным
относят принципы, которые лежат
в основе не всего государственного
аппарата, а только отдельных его
звеньев (например, органов судебной
власти или органов прокуратуры).
Такого рода принципы могут закрепляться
как в Конституции, так и в
законодательных актах, регулирующих
порядок формирования и функционирования
соответствующих звеньев
Заключение
Понятие «государственный аппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Первое принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.
Принципы деятельности государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.
Государственный
аппарат состоит из различных
частей, имеющих специфическое
Выделяют три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов законодательной власти в аппарате государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).
Важное
место в структуре
Органы прокуратуры играют вспомогательную роль в осуществлении судебной власти, однако их деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Использованные источники и литература
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// М.: Норма,2008.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 2-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ, от 01.06.2005 N 4-ФКЗ, от 30.01.2007 N 1-ФКЗ, от 02.03.2007 N 3-ФКЗ, от 25.12.2008 N 5-ФКЗ, от 30.12.2008 N 8-ФКЗ, от 29.01.2010 N 1-ФКЗ, от 22.07.2010 N 4-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»
4. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, с изм., внесёнными Постановлениями Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П) // СПС «Консультант плюс»
5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 13.04.1999 № 75-ФЗ, от 19.04.2002 № 38-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»
6. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О формировании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 16.12.2004 № 160-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 21.07.2007 № 121-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»
Информация о работе Государственный аппарат: понятия и принципы организации