Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:54, контрольная работа
Специально-юридическое понятие суверенитета означает верховенство публичной власти внутри страны и независимость (в пределах соблюдения суверенных прав других государств, а также общепризнанных норм международного права).
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Суверенитет государства: понятие и свойства………………………………..4
1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………………..4
1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……..7
2. Государственный суверенитет России………………………………………11
2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления……11
2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Суверенитет государства: понятие и свойства………………………………..4
1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………………..4
1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……..7
2. Государственный суверенитет России………………………………………11
2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления……11
2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Государство – политическая организация, власть которой суверенна. Наличие суверенитета является важнейшим признаком, свойством публичной власти.
Специально-юридическое понятие суверенитета означает верховенство публичной власти внутри страны и независимость (в пределах соблюдения суверенных прав других государств, а также общепризнанных норм международного права).
Суверенитет обладает следующими свойствами: универсальность (властная сила государства распространяется на всё население страны); верховенство (публичная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление другой общественной власти); наличие у государства таких средств воздействия на общество, какими не располагает никакая другая власть (армия, милиция, органы государственной безопасности, тайные службы и тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения и т.д.): осуществление властных велений по таким каналам, которые другим властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, система правосудия и т.д.); неделимость (носители власти, их персональный состав может, более того, должен меняться, сам же институт публичной власти, его сущностные проявления неизменны, точнее - неизменна его природа).
Глобализация обозначила новые подходы к суверенитету, его содержанию. Многие авторы предрекают закат "государственного суверенитета", вынужденного "делиться" своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес – сообществом. Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы "сдержек и противовесов", призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства.
Ряд исследователей считает, что специфика глобализации может быть понята только в связи с глубоким кризисом государства-нации, а следовательно, и государственного суверенитета. В этой связи этим теоретикам целесообразно напомнить, что суверенитет органично включает в себя территорию. Государство и территория - неразрывно связанные категории, исторически сформировавшиеся в тесной связи друг с другом. Однако теоретики глобализации отмечают, что территориальность перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни; глобализирующиеся социальные практики соотносятся с миром как целым, а не с его локальным или национальным сектором, начинают свободно пересекать пространственные границы. В глобальном пространстве происходят сдвиги в сторону трансконтинентальных или межрегиональных рамок действия, взаимодействия и осуществления власти. Но не смотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остаётся основой конституционного строя большинства государств.
1.Суверенитет государства: понятие и свойства
1.1 Понятие суверенитета государства
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть.
Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти
Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которая означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.
Отличают две стороны государственного суверенитета:
- внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
- внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.
Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.
В современную эпоху ни одна животрепещущая тема международной и национальной жизни не обходиться без рассмотрения в аспекте глобализации. Глобализация вносит коррективы в привычные очертания традиционных международно – правовых институтов, а также затрагивает межгосударсвенную подсистему международных отношений, создаваемую государствами. Содержанием глобализации выступает беспрецедентная интеграция государств, негосударственных акторов в самых различных сферах международной жизни, а также установление предельно масштабных контактов между людьми и народами. Глобализация – это создание общего пространства многостороннего и многосферного сотрудничества (не только информационного или экономического, но и культурного, правового, политического, гуманитарного), строящегося на солидном международно – правовом основании.
Актуализация проблемы государственного суверенитета связана с тем, что в условиях современного мирового развития государства, будучи длительное время едва ли не единственными субъектами международного права, оказались окружении различных образований, которые активно стали набирать качество суверенной самостоятельности и занимать в перечне субъектов международного права ниши второго и третьего плана.
Идею суверенной государственности, восходящую к неповторимой национально – культурной идентичности, и идею суверенного государства, обладающего всеми признаками государственного суверенитета, было бы неосмотрительно вычёркивать из контекста глобализационных взаимодействий. В частности как показывают специальные исследования, суверенные государства достаточно удачно справляются с контролем за совместными предприятиями как одной из форм международного экономического сотрудничества. В условиях глобализации каждое государство как политически организованная нация сталкивается в той или иной мере, в какой оно это осознаёт, с проблемой: как распорядиться своим государственным суверенитетом, какую долю его следует передать национальным органам и межгосударственным союзам, какие новые формы суверенитета выбрать.
Государственный суверенитет в международной системе и международном праве – это не суверенитет властвующей элиты, а суверенитет народа, который, как известно, в последнее время стал осуществлять международное общение не только посредством государственных органов, но и непосредственно. Суверенитет встраивается в такие категории, как «абсолютный – относительный», «неограниченный – ограниченный (ограничиваемый)», «неделимый – делимый». Ясно, что первые звенья в указанных оппозициях являются взаимными конкретизациями. То же самое верно и для вторых звеньев.
Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.
Государство имеет суверенные права:
- право войны и мира;
- право издавать законы;
- право формировать государственные органы;
- право определять свою атрибутику (символику и др.);
- право устанавливать налоги;
- право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;
- право вступать в межгосударственные союзы и др.
Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.
1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа
Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.
Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.
Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?
Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.
Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.
Основные права нации:
- Право на существование и свободное развитие, владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);
- Право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;
- Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;
- Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;
- Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;
- Право на экологическую безопасность и др.
Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.
Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?
В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.
Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).
Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимой является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.
Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства.
2. Государственный суверенитет России
2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления
Первым шагом на пути создания системы ограничения суверенитета должно стать закрепление принципа, согласно которому обладание суверенитетом предполагает наличие не только прав, но и обязанностей, невыполнение которых влечёт определённую ответственность. В круг обязанностей суверенного государства должно непременно войти соблюдение положений гуманитарного права. Второй шаг, логически вытекающий из первого, состоит в выработке практических путей ограничения суверенитета и стратегий "долгосрочной вовлечённости" в дела недееспособных государств. Политическая стабилизация и правовая реабилитация начинаются не с военной интервенцией, а с её завершением. Третий шаг надлежит сделать в разработке таких мер, которые замкнут существующие механизмы вмешательства в единую систему ограничения суверенитета. Эти меры касаются нормативно – правового определения случаев, допускающих ограничение суверенитета, выработке санкций в отношении государств, нарушающих положения гуманитарного права, а также утверждения принципа неотвратимости наказания.
Информация о работе Государственный суверенитет в условиях глобализации