Государство и церковь в 1930-е – 1940-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы не только рассмотреть законодательно оформленные отношения государства и церкви в этот период, но и по доступным нам документам выявить, как написанное на бумаге претворялось в жизнь и отражалось на религиозности населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПЕРИОД

ИНТЕНСИВНЫХ ГОНЕНИЙ (1928 – 1934 гг.). 6

1.1. Позиция государства в отношении православия и православных. 6

1.2. Положение православной церкви в СССР. 10

1.3. Вовлечение в народное хозяйство церковных ценностей. 15

ГЛАВА II. ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РПЦ В 1935 – 1941 г.г. 19

2.1. Эпоха «большого террора». 20

2.2. Церковь «вне закона». 23

2.3. Сопротивление гонениям на РПЦ. 27

ГЛАВА III. ПЕРИОД "ПОТЕПЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" (1941 – 1948 г.г.) 29

3.1. Особенности отношения властей к РПЦ в конце 30 – 40-х годов

ХХ века. 29

3.2. Место РПЦ во внешней политике СССР. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «История отечественного государства  и права» 

 Государство и церковь в 1930-е – 1940-е годы 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

                  Дата  защиты   ____________________

                  Оценка ___________________

                  _________________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             3

ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПЕРИОД

ИНТЕНСИВНЫХ ГОНЕНИЙ (1928 – 1934 гг.).     6

      1.1. Позиция государства в отношении  православия и православных. 6

      1.2. Положение православной церкви  в СССР.     10

      1.3. Вовлечение в народное хозяйство  церковных ценностей.  15

ГЛАВА II. ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РПЦ В 1935 – 1941 г.г.  19

      2.1. Эпоха «большого террора».       20

      2.2. Церковь «вне закона».        23

      2.3. Сопротивление гонениям на РПЦ.      27

ГЛАВА III. ПЕРИОД "ПОТЕПЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" (1941 – 1948 г.г.)        29

     3.1. Особенности отношения властей  к РПЦ в конце 30 – 40-х годов

     ХХ  века.           29

     3.2. Место РПЦ во внешней политике  СССР.     32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           35

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА        37

 

ВВЕДЕНИЕ 

                  “С неимоверным  трудом, буквально по крупицам, приходится ныне восстанавливать картину поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в России после 1917 года. Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке. Тем не менее, работа продолжается”.

                  Алексий II, святейший Патриарх Московский и Всея Руси. 

    В 1917 году в России произошел октябрьский  переворот, в результате которого к власти в стране пришло коммунистическое правительство. Ее особенностью был ярко выраженный антирелигиозный характер. Причиной этого являлась атеистическая идеология, принципиально отвергавшая религию. Неудивительно, что сразу после своего прихода к власти, коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную борьбу с религией. Самый сильный удар обрушился на Русскую Православную Церковь, как доминирующую на территории России.

    В 20 веке Церковь в России подверглась  самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на христиан. По свирепости гонений на православную Церковь они сравнимы разве что с кровавыми послереволюционными событиями, а по масштабам далеко превзошли их. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь, так как сам факт ее существования опровергал основы марксистского мировоззрения. Таким образом, уничтожение РПЦ было важнейшей идеологической задачей власти.

    Актуальность  работы. Очевидно, что подробное изучение истории гонений на РПЦ в 20 веке и подвигов ее защитников совершенно необходимо для каждого православного россиянина. Это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность, поскольку нельзя исключать возможность новых гонений. Отсюда вытекает религиозно-нравственная актуальность данной работы. В связи с крахом Советского государства стали известны факты широкомасштабной и последовательной репрессивной политики коммунистической власти против Церкви. Ряд современных исследований проливают свет на эти события. Однако многое остаётся неизвестным и сейчас, тема полностью не разработана до сих пор. Многие источники стали доступны лишь в последнее время. Авторы имеющихся трудов часто пользуются разными источниками, что приводит к расхождениям (особенно это касается статистических данных). Наконец, исследователи постоянно расходятся в оценках поведения церковных деятелей той эпохи (полемика между Зарубежной и Русской Православными Церквями). Отсюда и вытекает научная актуальность работы.

    Цель данной работы не только рассмотреть законодательно оформленные отношения государства и церкви в этот период, но и по доступным нам документам выявить, как написанное на бумаге претворялось в жизнь и отражалось на религиозности населения.

    Задачи  работы:

    - проанализировать основные тенденции  в репрессивной политике государства против Церкви в условиях строительства коммунистического общества и в связи с этим выделить основные этапы гонений, составить их периодизацию;

    - изучить репрессивную политику  Советской власти по отношению  к Русской Православной Церкви, проследить общий ход гонений, привести статистические данные по этим событиям;

    - указать причину победы Церкви  в борьбе с безбожной властью,  причины смягчения репрессия  в конце изучаемого периода,  подвести итоги гонений этого времени, выяснить значение этих событий для Русской Православной Церкви.

    Анализ  литературы: При написании работы были использованы разнообразная источниковая база. Имеющиеся источники можно разделить на две части.

    Во-первых, это документы, представляющие официальную  позицию РПЦ, как-то: Деяния Поместного Собора РПЦ 1917- 1918 гг.; изданные Высшим Церковным Управлением и нижестоящими церковными инстанциями постановления. Часть этих материалов была опубликована в церковной печати изучаемого периода, например в “Журнале Московской Патриархии”.

    Во-вторых, к числу основных источников относятся  документы и материалы, изданные высшими и местными органами управления Советской власти. К данным властным структурам относятся Политбюро, Секретариат ЦК РКП(б), Антирелигиозная комиссия (АРК) при ЦК РКП(б), ЧК – ГПУ - НКВД. Здесь же следует назвать ведомства, прямо осуществлявшие политику Советского государства по отношению к РПЦ. Это 7-й “ликвидационный” отдел Народного Комиссариата юстиции РСФСР, постоянные комиссии по культовым вопросам при Президиуме ВЦИК и ЦИК РСФСР, административные отделы исполкомов Советов на местах. Эти источники находятся в ряде сборников, таких как: Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы. Сборник. / Сост. Штриккер Г. Книга 1. М., 1995. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Сост. Васильева О. М., 1996., и др. 

 

        ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПЕРИОД ИНТЕНСИВНЫХ ГОНЕНИЙ (1928 – 1934 гг.)

       В конце 20-х гг. Советская власть решила свернуть НЭП, чтобы провести коллективизацию и индустриализацию. Для этого надо было сокрушить крестьянство, воспринимавшееся большевиками как “громадная враждебная масса, не поддающаяся контролю”. На народ обрушились ужасающие репрессии: 6 миллионов умерло от спровоцированного властью голода 1931 года, более 2 миллионов крестьян были депортированы, при чем многие десятки, если не сотни тысяч их погибли при этом от лишений. Крестьяне сопротивлялись: За 1928-1929 гг. было более 1300 восстаний, 3000 чиновников стали жертвами “террористических актов”. В ответ заработала карательная машина Советской власти: в 1928 г, было вынесено 909.000, а в 1929 г. – 1.178.800 обвинительных приговоров по делам о крестьянских выступлениях против власти.

       Большинство крестьян было православными людьми, для которых вера была и образом  мышления, и образом жизни. Естественно, власти обрушились и на Церковь, стремясь и провести коллективизацию, и уничтожить страшного идеологического врага. 

    1.1. Позиция государства  в отношении православия  и православных.

    Исходным  документом является Постановление ВЦИК и СНК от 08.04.1929 «О религиозных объединениях» [6;250-261]. Оно дает декларированную позицию государства в отношении православия и православных. Отныне «верующие граждане» (ст.2) получают легитимный статус только в составе «религиозных обществ или групп верующих» (ст.2). Таковое могут образовать только «не менее 20 лиц», «достигших 18-летнего возраста» (ст.3). Непосредственно же к «своей деятельности» (ст. 4) возможно приступить «лишь после регистрации» (ст.4) в местных органах. Таким образом, в распоряжение местного исполнительного комитета или городского совета попадают исчерпывающие сведения «о составе религиозного общества, а также их исполнительных ревизионных органах и служителях культа» (ст.8), что было практически необходимо для «надзора за деятельностью» (ст.63), о чем открыто говорится в конце документа. Все сведения от регистрирующих органов переходят в «уездные и окружные административные отделы, народные комиссариаты внутренних дел автономных республик и краевые, областные и губернские административные отделы» (ст.63). Затем надзор переходит в контроль, а затем и во вмешательство в религиозную жизнь верующих со стороны местных органов. Любые немолитвенные собрания групп верующих «происходят с разрешения: в сельских поселениях — волостного исполнительного комитета или районного административного отделения, а в городских поселениях — административного отдела» (ст.12). При том, что «для непосредственного выполнения функций, связанных с управлением» (ст.13) самими верующими избираются исполнительные органы, регистрирующим органам предоставляется «право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц» (ст.14), т.е., как можно сделать вывод, наиболее активных и предприимчивых. В дальнейшем по документу можно проследить ту модель взаимоотношений государства с религиозными организациями, которая виделась властям наиболее удобной. Начать следует с того, что, пройдя все вышеуказанные процедуры, религиозное общество всё равно не получает статуса юридического лица (ст.3, 22), что влечет далеко идущие последствия, как имущественные, так и правовые. Самим «Постановлением» четко регламентируются все сферы деятельности религиозного общества. Во-первых, как храмы, так и все имущество «необходимое для отправления культа» (ст.25), по закону «является национализированным и находится на учете соответствующего городского совета, районного или волостного исполнительного комитета» (ст.25). Поэтому и храм, и необходимые для служб и убранства «культовые предметы», верующие получают «по договору в бесплатное пользование» (ст.10); любые дополнительные помещения предоставляются «на правах аренды» (ст.10), причем в обоих случаях «договоры на право пользования такими помещениями заключаются отдельными верующими за их личной ответственностью» (с.10). Интонация документа всячески подчеркивает временность пользования этим «вверенным им государственным имуществом» (ст.29). Тем не менее, верующие «лица» (ст.29) обязуются «производить ремонт, а также нести расходы, связанные с владением и пользованием этим имуществом, как-то: по отоплению, страхованию, охране, оплате налогов, местных сборов и т. п.» (ст.29б) (что мало сочеталось с провозглашенной «бесплатностью»). В случае же несоблюдения этих условий, договор автоматически расторгается (ст.43). По всему «культовому имуществу» должна существовать «инвентарная опись» (ст.29д), все пожертвования автоматически национализируются и подпадают под категорию имущества, «находящегося в бесплатном пользовании религиозного общества» (ст.55). Этим дело не ограничивается. «Постановление» резко ограничивает какие-либо формы экономической деятельности, запрещая «создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения» (ст.17а), «заключать какие бы то ни было договоры и сделки» (ст.22г). Средства на «содержание молитвенного здания, культового имущества, найм служителей культа и содержание исполнительных органов» могут собираться лишь в виде «добровольных пожертвований» и только «среди членов данного религиозного объединения» (ст.54). Как пишет ученый Поспеловский, «при строгом соблюдении этих законов Церковь явно не смогла бы выжить, по крайней мере экономически»[3;158]. В случае неуплаты религиозным обществом налога, страховки и т.п., не сделанного в срок ремонта, а также «неисполнения им каких-либо распоряжений административных органов» (ст.43) или же просто «по мотивированному постановлению Центрального исполнительного комитета автономной республики, краевого, областного или губернского исполнительного комитета»(ст. 36), происходит «передача здания культа, находящегося в пользовании верующих, для других надобностей (ликвидация молитвенного здания)» (ст.36). В последнем случае верующим предоставляется лишь «двухнедельный срок» (ст.37) для обжалования в Президиуме ВЦИКа, однако это момент, требующий проверки. При «ликвидации» «все предметы из платины золота, серебра и парчи, драгоценные камни», а также «предметы обиходные (колокола, мебель, ковры, люстры и т.п.)» «подлежат зачислению в государственный фонд» (ст.40), «предметы исторической, художественной, музейной ценности передаются органам Народного комиссариата просвещения» (ст.40); ); на долю верующих с правом «переноса в другие молитвенные здания» остаются «остальные предметы», т.е. иконы, облачения, хоругви, покровы и т.п., «имеющие специальное значение при отправлении культа», а также «переходящее имущество», как то «деньги, а также ладан, свечи, масло, вино, воск, дрова и уголь, имеющие определенное целевое назначение» (ст. 40).

    Если  мы посмотрим на правовую сферу, отведенную религиозному обществу, то также увидим, что она была крайне стеснена. «Район деятельности» священников ограничивался «местожительством членов обслуживаемого ими религиозного объединения и местонахождением соответствующего молитвенного помещения» (ст.19), что ставило вне закона не только какую либо миссионерскую деятельность, но и вообще поездки духовенства по стране. Кроме того, религиозным объединениям запрещалось «организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь» (ст.17в), что обрывало вековую социальную и просветительскую работу Церкви. Кроме того, данное утверждение прямо противоречит статье 13 Конституции РСФСР от 1918 г. о свободе религиозной пропаганды. За духовенством остается только право «на отправление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, на кладбищах и в крематориях» (ст.58), при том, что «во всех государственных, общественных, кооперативных и частных учреждениях и предприятиях не допускается совершения каких-либо религиозных обрядов и церемоний культа, а также помещение каких-либо предметов культа» (ст.58). С «особого каждый раз разрешения» совершаются какие-либо «религиозные шествия», за исключением «связанных с похоронами» (ст.59) и «являющихся неотъемлемой частью богослужения» (ст.60).

    Таким образом, вся религиозная жизнь  «обществ верующих» ставится в такие узкие рамки, чтобы она едва теплилась и легко поддавалась контролю. В каждой статье проявляется преимущественное право местных органов – за ними всегда последнее слово. Они в любой момент могут повернуть ход правового процесса по своему усмотрению. К примеру, «в случае пожара, страховые суммы могут направляться как на восстановление сгоревшего молитвенного здания, так и, по постановлению соответствующего исполнительного комитета, получать назначение на общественно-культурные нужды данной местности» (ст.33). Верующие в такой ситуации остаются ни с чем. Как уже упоминалось, за органами всегда остается инициатива в «расторжении договора» о пользовании (ст. 43). В целом по документу создается впечатление, что сами формулировки порождают возможность произвола; что степень притеснения религиозных обществ будет превышать изначально заложенную в документе.   

Информация о работе Государство и церковь в 1930-е – 1940-е годы