Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:42, реферат
Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.
Происхождение и сущность государства
Государство является
центральным институтом
Что же такое есть - государство?
В политологии категория "государство" является одной из центральных, основных наряду с категориями "политика" и "власть".
Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.
Длительное время
Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.
Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.
В этом отношении можно выделить следующие признаки государства:
Наличие права.
Гражданами признается
за государством
Суверенитет.
Суверенитет государственной
власти выражается в ее
Отделение публичной власти от общества.
Государство - особая
управляющая система,
Монополия на легальное применение силы.
Право на взимание налогов и сборов.
Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:
этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;
антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.
Вплоть до 19-го века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.
Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.
Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая ".
Антиэтатические идеи органически присущи социализму.
Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".
Выдающийся французский
Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).
В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.
Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.
Предельно завершенная
Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.
Теократическая концепция
Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.
Патриархальная теория (Р. Фильмер)
Предполагает возникновение
государственной власти как
Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)
Выводит государство
из соглашения между
Российская история знает
Теория завоевания
Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.
Психологическая теория
Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.
Социально-экономическая
Занимает особое место,
наиболее ранняя ее
По мнению Маркса, государство возникает
вследствие развития производства, социальной
и имущественной
Однако история и
Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов.
1 этап - античный. Он характерен следующими моментами:
сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
чередуются республиканские и монархические формы правления;
существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
экономическая деятельность - удел несвободных.
Государства этого этапа имели четко выраженные две функции: руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
регулирование отношений в сообществе свободных.
2 этап - средние века. Этот этап характеризуется следующим:
сохраняется сильная монархическая власть;
население - собственность монарха ("государевы люди");
государство доминирует в обществе;
формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).
3 этап - Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:
на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;
в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
изживаются остатки
формируется личность нового типа;
образуется общество суверенного народа - противовес государству;
образуются централизованные государства
- метрополии. К этому времени
относится появление теорий о
федеральном или
4 этап - современный. Этот этап характерен:
расширением федеративных и конфедеративных процессов;
углублением демократических процессов;
стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
распадом государств-метрополий и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
распадом государственных
Такова история возникновения и эволюции государства.
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:
1. Властные системы:
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы судебной власти.
2. Надзорно-контрольные органы:
прокуратура;
полиция, милиция;
таможня служба, таможенные органы;
налоговая инспекция и налоговая полиция;
счетная палата;
органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).
3. Органы защиты:
вооруженные силы;
национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;
органы безопасности;
пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.
Государство обладает рядом функций,
основными направлениями
Внутренние функции государства.
1. Политическая, которая включает:
обеспечение политической стабильности;
осуществление властных полномочий;
выработка политического курса.
2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.
3. Правовая , которая включает:
создание и установление правовых норм;
обеспечение правопорядка;
регулирование общественных отношений и поведения граждан;
охрана общественного строя от экстремизма.
4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:
исполнение решений;
формирование государственного управленческого аппарата и его использование;
контроль за исполнением законов;
координация деятельности различных субъектов политической системы.
5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).
6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.
Внешние функции государства.
1. Внешнеполитическая, которая включает:
сотрудничество с другими
обеспечение участия государства в международных организациях.
2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.
Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.
Формы государства
Методы, которыми осуществляются
функции государства,
Типология государств может осуществляться по различным основаниям.
В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств:
рабовладельческие;
феодальные;
буржуазные (капиталистические);
социалистические;
социалистической ориентации;
капиталистической ориентации.
В средствах массовой информации, в коммунистической научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии.
Социальная природа