Государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:42, реферат

Описание

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

Если продолжить пример с кирпичным  зданием (система права), то в нем  можно выделить несколько подъездов (отрасли права), каждый из которых  объединяет несколько квартир (институты  права). Следовательно, все отрасли  права, вместе взятые, образуют систему  права как такую его структуру, в которой обеспечивается единство и согласованность всех его частей, а каждая норма права занимает определенное место.

Система права в каждой стране складывается исторически, и ее строение зависит  от целого ряда условий: социально-экономического строя, политических предпосылок, национальных условий и т.д. Современная система права в России включает следующие основные отрасли права: конституционное (государственное), административное, финансовое, земельное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, экологическое, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право. Среди них ведущее место занимает отрасль, называемая конституционным правом. Это совокупность норм права, регулирующих политические отношения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство России и другие важнейшие положения, составляющие основу для других отраслей права. Основными источниками конституционного права России являются Конституция РФ, основные законы субъектов Федерации (конституции республик и уставы других субъектов РФ), а также федеральные конституционные законы и другие законодательные акты.

Административное право — отрасль, нормами которой регулируются управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти (правительства, министерств, ведомств, местных органов управления).

Финансовое право регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право образуют нормы права, регулирующие имущественные отношения (купли-продажи, найма, займа, собственности, наследования и т.п.), а также некоторые личные неимущественные отношения (защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право тесно связано с гражданским, его составляют нормы права, которые также регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в одной сфере — брачно-семейных отношений.

Трудовое право — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха и т.п.

Уголовное право — это отрасль, состоящая из норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества и какие наказания за их совершение устанавливает государство. Общественно опасные деяния называются преступлениями.

Земельное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования (собственность на землю, ее охрана, порядок передачи права собственности или аренды земли, рациональное ее использование и т.п.).

Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Рассмотренные выше отрасли права  относятся к так называемому  материальному праву, так как  их нормами регулируются непосредственно  отношения, складывающиеся в обществе. Помимо отраслей материального права, в системе права различают  отрасли, относящиеся к процессуальному  праву, под которым понимаются нормы, устанавливающие порядок, процедуру (процесс) возбуждения и рассмотрения в суде гражданских и уголовных  дел. Соответственно гражданским процессуальным правом называется совокупность правовых норм, устанавливающих порядок применения норм гражданского права и некоторых  других отраслей права (семейного, трудового  и пр.), а  уголовно-процессуальным правом — порядок применения норм уголовного права.

Нормой права является общеобязательное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного (дозволенного) или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами.

Нормам права, как и праву  в целом, присущи свои особенности. Они не всегда ярко выражены на уровне отдельной нормы. Тем не менее, поскольку  норма права — важнейший элемент  «клеточка» права, она обладает всеми  признаками права.

Во-первых, она исходит от государства.

Во-вторых, это правило поведения, которое имеет общеобязательный характер, т.е. оно распространяется на всех, кто попадает в сферу  его действия.

В-третьих, норме права свойственна  формальная определенность, т.е. она  всегда существует в письменной форме  и включается в определенный нормативный  правовой акт.

В-четвертых, поскольку норма права  исходит от государства, она им же обеспечивается вплоть до применения государственного принуждения.

В-пятых, норма права представляет собой не пожелание и не совет, как действовать в той или  иной ситуации. Это властное предписание.

В-шестых, норма права содержит в себе критерии оценки поведения  или действий людей и организаций  с точки зрения правомерности  или неправомерности.

В-седьмых, нормам права присуща  системность, т.е. они существуют не разрозненно, не хаотично, а объединяются в правовые институты, подотрасли и отрасли, образуя тем самым систему права.

В-восьмых, норма права обладает неперсонифицированностью: у нее отсутствует конкретный адресат, она обращена ко всем и рассчитана на неопределенное число случаев реализации, обладая многократностью действия.

Каждая норма права имеет  свою структуру - внутреннее строение. Принято выделять три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при которых действует данная норма права.

Диспозиция содержит само правило поведения или права и обязанности субъектов. Это сердцевина нормы права. Без диспозиции не существует нормы права.

Санкция устанавливает неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции. Однако санкция — не обязательно наказание. Она может быть и мерой восстановления нарушенных прав, например, замещением причиненных убытков, морального ущерба, восстановлением на прежнем месте работы незаконно уволенного работника.

Структуру нормы права обычно обозначают своеобразной формулой: «если.., то.., иначе». «Если» обозначает гипотезу (если присутствуют определенные обстоятельства или условия); «то» указывает на диспозицию (то надо действовать определенным образом); «иначе» является санкцией, которая последует при несоблюдении предписаний нормы права. Все три элемента должны обязательно присутствовать в норме права, в противном случае она окажется несовершенной, ущербной, бездействующей.

Нормы права разнообразны по своему содержанию. Их можно классифицировать по разным основаниям.

  1. По отраслевому признаку юридические нормы подразделяются на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового и других отраслей права, отраслевые нормы подразделяются на нормы материального и процессуального права.

 Нормы материального права  регулируют права и обязанности  субъектов, их правовое положение  и т.д. (например, нормы уголовного, гражданского, семейного права), процессуальные  нормы закрепляют порядок реализации  норм материального права и  имеют организационный, процедурный  характер.

2. По методу правового регулирования  нормы права делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы представляют собой категорические властные предписания, при реализации которых не допускается выбор варианта поведения. Диспозитивные нормы, предписывая определенное поведение, предоставляют возможность выбора варианта поведения. К числу императивных норм принято относить нормы уголовного, административного права; к диспозитивным — нормы семейного, гражданского, трудового права.

3. По роли в механизме правового  регулирования нормы права подразделяются  на классические - правила поведения  (их большинство) и специализированные  нормы, или исходные начала. Последние  представляют собой нормы-принципы (их больше всего в Конституции  Российской Федерации), нормы-дефиниции,  т.е. определения юридических  понятий (например, понятия преступления, наказания, соучастия в Уголовном  кодексе Российской Федерации).

4. По функциональной роли нормы  могут быть регулятивными и  охранительными. Регулятивные нормы  направлены на регулирование  общественных отношений, а охранительные  предусматривают применение к  нарушителю норм права мёр  дарственного принуждения. 

5. По характеру предписаний выделяют  нормы управомочивающие, предписывающие (обязывающие) и запрещающие.

 Управомочивающие нормы предоставляют субъектам те или иные права. Например, ст. 22 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Предписывающие нормы возлагают определенные обязанности. Например, ст. 58 Конституции Российской федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Запрещающие нормы содержат запреты в отношении конкретных действий. Например, ст. 61 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

6. По действию в пространстве  различаются нормы общего действия, которые функционируют на территории  всего государства (например, нормы  Конституции Российской Федерации), и нормы ограниченного действия (локальные), они действуют в пределах  одного предприятия (например, правила  внутреннего трудового распорядка: они обязательны только на  данном предприятии).

7. По действию во времени различают  постоянные нормы, которые не  ограничены каким-либо промежутком  времени и действуют до их  отмены, и временные, которые имеют  определенный срок действия (например, закон о годовом бюджете государства).

8. По распространению на круг  субъектов выделяют нормы, касающиеся  всех граждан или каждого, кто  проживает на территории данного  государства, и нормы, действие  которых распространяется только  на конкретную категорию лиц  (например, нормы о правовом положении  иностранцев).


Информация о работе Государство и право