Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 23:21, доклад

Описание

Понятие и структура политической системы. Виды политических систем. Государство и другие элементы политической системы. Государство и партии. «Партийное» государство. Государство и профсоюзы. Государство и церковь. Государство и самоуправление.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

Политические системы, возникающие в такой социальной среде, характеризуются гиперболизацией  роли государства, его аппарата. Государственная  власть тоталитарно вмешивается  в экономическую жизнь общества, его членов, даже в их личную жизнь. Инакомыслие, в каких бы теоретических  и организационных формах оно  ни возникало, подавляется, формируются государственная идеология, религия, культура, образование, наука. Как правило, современные политические системы в такой социальной среде характеризуются тем, что у власти находится одна господствующая партия, все другие общественные организации (профсоюзы, культурные союзы, молодежные, женские, даже детские организации) выступают проводниками государственной политики. Политические системы таких обществ становятся, как правило, закрытыми, всячески затруднен обмен идеями, людьми, с внешним миром. 

Политическая система  в такой среде имеет своим  назначением стабилизацию, консервацию  общественной жизни. Она опирается  на социальное иждивенчество, политическую терпимость народа. Господствуют здесь  бюрократия, чиновничество, политическая элита, номенклатура, прикрывающиеся весьма часто демагогией о защите интересов  трудящихся, народа. Эта демагогия  утверждает и примат коллективизма  над индивидуализмом, над личностью, ее правами и свободами. Социальное иждивенчество становится нравственным содержанием таких обществ, и  политическая система «работает» на его обеспечение и сохранение, в том числе путем эксплуатации работников и самых разных формах (ГУЛАГ, установление пределов оплаты труда, введением трудовых повинностей  и т.п.). 

В истории такие  политические системы возникали  в некоторых обществах «азиатского  способа производства», в социалистических обществах сталинского типа, в  некоторых иных обществах. Для таких  систем становится характерным культ  вождя, харизматического лидера. Стабильность таких политических систем поддерживается насилием, принуждением, политическим сыском, террором, а подчас и геноцидом  по отношению к своему народу, агрессией, экспансией по отношению к соседним народам, государствам. 

Второй тип социальной среды, формирующей иные политические системы, базируется не на распределительной, а на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Деньги как всеобщий эквивалент соизмерения результатов  труда, превращение продуктов в  товары – вот глубинная экономическая  суть этой среды. Но и положение человека в таком обществе, в его политической жизни определяется имущественным  состоянием, предприимчивостью, активностью, богатством, капиталом. Конечно, это  имущественное положение может  быть основано не на трудовой деятельности, а приобретено «неправедным путем», например путем хищений. Поэтому  и эта среда также оказывается  несправедливой, чреватой социальными  потрясениями, содержит противоречия, конфликты. Однако она более эффективна, более устойчива, чем распределительная  среда, исторически более распространена. 

Политические системы  в такой среде характеризуются  ролью государства как организатора условий для рыночной, в том  числе социально ориентированной, экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью  организовать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Партии в такой системе стремятся  к завоеванию власти путем участия  в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей. 

Индивид, его права  и свободы, его законные интересы имеют в такой системе приоритет  над правами коллектива – будь то народ, нация, организация и т.д. Собственность, и прежде всего частная, охраняется государством. 

Разномыслие как  одна из форм идеологического плюрализма характеризует эту политическую систему, где информационные права  граждан, свобода слова становятся важным фактором политической жизни, экономической, социальной и культурной деятельности. Словом, политическая система, основанная на рыночной товарно-денежной среде, –  это, по существу, либерально-демократическая  модель общественною развития, получившая особенное распространение в  последней трети XX века. 

Либерально-демократические  политические системы, как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная масть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует  в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в  таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием. Политические системы реализуют  не только и не столько классовые  интересы, сколько общесоциальные интересы, общественно значимые функции. Однако и эти системы существуют в  конфликтных, противоречивых состояниях: социальное, имущественное расслоение в них может достигать высокого уровня и вести к социальному  напряжению, взрыву. 

Наконец, существует еще одна организация социальной среды – смешанная, та, что в XX веке расцвела под названием конвергенции. Эта среда также порождает  своеобразные политические системы, в  которых плюрализм соседствует  с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. 

Конвергенционные  политические системы обладают существенным недостатком – они нестабильны, противоречивы, эволюционируют, как  правило, в иные системы. Например, в  нынешней российской действительности сохраняется то, что можно охарактеризовать как «пережитки социализма» в  сознании людей. Сохраняется и неготовность многих людей уйти от привычного социального  иждивенчества характерного для  тоталитарного распределительного общества сталинского типа. И вместе с тем возникает правовая поддержка  частной собственности (приватизация), развитие предпринимательства -подобное смешение как раз характерно для  конвергенционных систем. 

Конвергенционные  политические системы возникают, как  пока «.жнет исторический опыт, тогда, когда происходят крупные переходы от одной социальной среды к другой. 

Например, своеобразный государственный капитализм (НЭП) и  соответствующая ему неустойчивая конвергенционная политическая система  возникли в 20-х годах XX века в России, а затем эволюционировали в распределительное  общество сталинского типа. Переход  от распределительной социальной среды  к рыночной экономике в 80-х годах XX века в России также привел к  появлению конвергенционной политической системы, эволюционирующей постепенно хотя и с огромными трудностями  и противоречиями, в направлении  либерально-демократической модели. 

Для конвергенционных политических систем является характерным  смешение многих политических институтов разного назначения и содержания: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства и сохранение полицейской «прописочной» системы  граждан, сохранение полицейского сыска  и декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление  принципа разделения властей и систематическое  подминание одной власти другой, идеологический плюрализм и государственная  монополия на телерадиовещание и  т.п. 
 

Словом, конвергенционные политические системы не такая уж редкость в истории политической организации общества, и роль государства, его функции в таких системах также весьма существенны, многообразны. 

Государство в таких  системах либо стремится к их консервации, что, впрочем, как правило, бесперспективно, либо обеспечивает эволюцию системы  в исторически обусловленную  иную форму. 

Таким образом, можно  выделить различные виды политических систем и формирующие их глубинные  социологические факторы, прежде всего  среду, объединяющую способы социально-экономической  и политической жизни общества и  его духовного состояния, традиции, менталитет. Классовая характеристика общества в такой концепции не признается основополагающей, хотя нельзя игнорировать ее роль в процессах  формирования и функционирования политических систем. 

По характеру той  или иной социальной среды, в которой  возникают политические системы, можно  выделить тоталитарные и либерально-демократические  политические системы. Возможны и иные, более или менее четко очерченные системы, в том числе смешанные. В зависимости от различных конкретно-исторических обстоятельств они могут приобретать  и дополнительные характеристики, особенности. Так, националистические, шовинистические, расистские идеологии порождают фашистские политические системы – разновидность тоталитарных систем. 

По характеру взаимодействия выделяют открытые и закрытые политические системы. Известны в истории и  вождистские, культовые политические системы, где вся организация  политической власти, все социальные институты функционируют в режиме обслуживания вождя (фюрера, генерального секретаря), исполнения его воли и  желаний. Следует отметить, что политические системы реализуют те или иные политические режимы, т.е. методы и способы  осуществления государственной  власти, и органично поэтому связаны  с политическими режимами. Более  подробно политические системы изучаются  политологией. В рамках же теории государства  основное внимание уделяется лишь некоторым  аспектам политических систем. 

И в этой связи  надо рассмотреть вопрос о взаимодействии государства и партий. Действительно, в политической системе большую  роль играют политические партии –  важные социальные институты политической жизни общества. 

Политическая партия – это, как правило, весьма формализованная  политическая организация со своей  структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей  завоевание политической власти для  осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей  и идеалов. 

Появление таких  общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который  позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать  их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство  – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как  общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому  государство и выступает важнейшим  и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти. 

Различают парламентские  партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и  партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти. 

Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами. 

По участию в  делах государства можно различать  не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и  осуществляют власть. Партия осуществляет власть главным образом через  «своих людей», своих членов, которых  она расставляет на важнейшие  государственные посты. Так, с 1927 года в СССР действовал принцип номенклатуры: на все важнейшие государственные  посты назначались лица, которых  выбирал и назначал (давал согласие на назначение) Центральный Комитет  Коммунистической партии. Соответственно на посты в областных, районных структурах руководителей назначали обкомы, райкомы партии. 

В некоторых обществах  длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует  аппарат министерств, других органов  управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются  по партийной принадлежности, в зависимости  от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах  происходит повальная смена состава  аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних  случаях взаимодействие партии и  государства приводит к такой  политической системе, которая может  быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной  идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения  принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации  также подпадают под партийный  контроль и политическая система  становится тоталитарной системой. 

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие  государственные решения принимаются  демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в  законных рамках, – словом, с помощью  нормальной парламентской процедуры. 

Информация о работе Государство в политической системе общества