Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства на примере России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть понятие, сущность, структуру и признаки гражданского общества;
2) изучить особенности развития и становления гражданского общества на примере России;
3) выявить характер соотношения гражданского общества с государством;
4) изучить проблемы развития гражданского общества в России и возможные пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Гражданское общество и развитие учения о нем 5
1.2. Признаки и структура гражданского общества 9
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ 15
2.1. История развития и современное состояние гражданского общества в России 15
2.2. Соотношение гражданского общества и государства 20
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
3.1. Проблемы формирования гражданского общества в России 24
3.2. Пути преодоления проблем формирования гражданского общества в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

     Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления  современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

     В своём послании 2007 года Президент  России В.В. Путин отметил, что о государстве "судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество". Он обратил внимание на то, что в России гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным.

     В целом, общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

     За  годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые  позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решения через  органы власти различного уровня11.

     Таким образом, начало осуществления процессов приватизации можно рассматривать в качества важного шага на пути к созданию гражданского общества в России. На современном этапе, данному процессу способствует реализация мер по развитию малого и среднего бизнеса, который в перспективе должен сформировать ту среднюю стабильную прослойку населения, которая будет составлять основу гражданского общества.

2.2. Соотношение гражданского общества и государства

     Гражданское общество и государство представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.

     Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в  виде социального, экономического, культурного  пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

     Напротив, государство представляет собой  пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

     Гражданское общество и государство взаимодополняют  друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового  демократического государства, поскольку  именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

     Было  бы ошибочно полагать, будто деятельность людей главным образом связана  с удовлетворением общественно  значимых (или общезначимых) потребностей, которые преимущественно и реализуются  в политике. В действительности абсолютное большинство занято удовлетворением своих собственных, индивидуальных интересов и потребностей, а сферой их самореализации является повседневная жизнь. В ней действия индивидов имеют спонтанный и стихийный характер и отражают их стремление к автономии и независимости от форм коллективной жизни. Повседневная жизнь индивидов, ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества.

     Когда частные, повседневные интересы отдельных  индивидов становятся актуальными  для конкретных социальных групп  и их реализация затрагивает интересы и положение других социальных общностей, тогда эти вопросы обретают политическую значимость. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства. Таким образом, ни политика, ни политический режим не могут быть поняты из самих себя. Их содержание, как и конкретные формы, принципы деятельности политических институтов обусловлены гражданским обществом.

     Анализ  большинства литературных источников, в которых рассматривается вопрос о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.

     Во-первых, гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения и т.д.12

     Во-вторых, само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

     В-третьих, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это рядом причин:

     1) именно гражданское общество составляет источник легитимности политической силы, стоящей у власти;

     2) контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти;

     3) в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство.

     Также важно отметить, что в современном понимании, возникновение гражданского общества вызвано   разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права.

     Таким образом, в качестве важнейшего условия  существования как гражданского общества, так и правового государства  выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга посредством осуществления регулирующей функции в тот момент, когда кто-нибудь из них преступает порог правомочий своего функционирования.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

3.1. Проблемы формирования гражданского общества в России

     Формирование  современного гражданского общества в  России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме. В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д.

     Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в  России характерно следующее13:

     1) отсутствие целостной системы гражданских структур, существование большого количества фрагментированных образований, слабая правовая защита граждан и ассоциаций;

     2) социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

     3) недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

     4) слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

     5) пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

     6) слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

     7) на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества.

     Также важно отметить, что одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям. Так, многие граждане или не понимают общего смысла и цели экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

     Ещё одна проблема связана с разделением  публичной политики и частной  жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

     Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан  по проблеме постоянного участия  в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций  в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место14. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".

     С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким  параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой -многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

     В развитии гражданского общества также имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян. Здесь можно выделить следующие проблемы15:

     1) противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового;

     2) отсутствие полноценной социальной и экономической базы гражданского общества – правового оформления института частной собственности и введения политического плюрализма недостаточно;

     3) криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;

     4) отсутствие сосредоточенности российского бизнеса, по образу и подобию западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;

     5) отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

     Таким образом, сегодня существует достаточно большое количество проблем, препятствующих формированию и развитию гражданского общества в России. Преодоление данных проблем является основной задачей на пути развития гражданского общества.

Информация о работе Гражданское общество и государство