Иерархия нормативных правовых актов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление и разрешение проблем связанных с иерархическим построением нормативных правовых актов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
 Раскрыть понятие и значение иерархии нормативных правовых актов;
 Выявить и проанализировать факторы, обусловливающие иерархию нормативных правовых актов;
 Построить иерархию федерального и регионального законодательства;
 Проанализировать иерархическое соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение...………………………………………………………………............…3
§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов…….............5
§ 2. Иерархия федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов………………………………......….……….10
§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации……………....……….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…..….................................32

Работа состоит из  1 файл

Образец курсовой работы.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)


7

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

 

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

И.М. ИВАНОВ

ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Курсовая работа

по теории государства и права

студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-11-1

 

 

 

 

                                                                           Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

                                                                     доцент Е.Н. Бырдин

 

 

Допущена к защите

«___»___________2012 г.

Дата защиты

«___»___________2012 г.  Оценка__________

 

 

 

 

 

Тюмень 2011 г.

Содержание

 

Введение...………………………………………………………………............…3

§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов…….............5

§ 2. Иерархия федеральных законов и подзаконных

     нормативных правовых актов………………………………......….……….10

§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных

      правовых актов субъектов Российской Федерации……………....……….20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованных источников и литературы…..….................................32

 


Введение

Актуальность темы исследования. Одним из необходимых условий развития правового государства является наличие эффективного законодательства, обеспечивающего согласованность и непротиворечивость издаваемых в стране правовых актов. Основным способом достижения эффективного законодательства является наличие строгой иерархической соподчинённости действующих нормативных правовых актов. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Строгая иерархия нормативных правовых актов, законодательно закреплённая и обеспеченная с помощью юридических механизмов, имеет важное социально-политическое значение. Единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воли, единство структуры государства. И наоборот: деформация этой системы отражает слабость государственной власти, проявление центробежных тенденций, нарушения законности как элемент политики государства и т.д.[1]

Вопросы соподчиненности нормативных правовых актов разного уровня, несомненно, требуют законодательного закрепления. Тем не менее, в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует целостная правовая регламентация иерархического построения федеральных и региональных нормативных правовых актов, что объясняет необходимость всестороннего исследования данной проблемы.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что термин «иерархия» весьма широко используется в юриспруденции, проблеме иерархии нормативных правовых актов уделялось и уделяется недостаточное внимание. В последнее время появились работы, в которых анализируются соответствующие проблемы, однако делается это попутно, в связи с исследованием других вопросов: формы права, источников права, сис­тематизации законодательства и т.д.

Наиболее полное и комплексное изучение проблемы иерархии нормативных правовых актов содержится в работах доктора юридических наук В.А. Толстика. В учебной же литературе освещению вопроса об иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации отводится столь незначительное место, что оно не может дать полного и ясного представления о нем.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования выступают системные начала российского права.

Предметом исследования является иерархическое построение нормативных правовых актов Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление и разрешение проблем связанных с иерархическим построением нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

   Раскрыть понятие и значение иерархии нормативных правовых      актов;

   Выявить и проанализировать факторы, обусловливающие иерархию нормативных правовых актов;

   Построить иерархию федерального и регионального законодательства;

   Проанализировать иерархическое соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Структура работы. Работа состоит из ведения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, её интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений[2]. 

При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу. Градация соответствующих актов по значимости и статусу и определяет силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

Для определения соподчиненности и согласованности правовых норм в юриспруденции используется термин «иерархия».

Большая Советская энциклопедия определяет понятие «иерархии» как расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин «иерархия», был введён не ранее 2-й половины 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом  в трактатах "О небесной иерархии" и "О церковной иерархии" и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие иерархии стало разрабатываться со 2-й половины 19 в.[3]

С появлением в XX в. общей теории систем понятие иерархии стало применяться для описания любых системных объектов.

Сегодня данный термин широко применяется в различных областях современной науки, в том числе и в юриспруденции. В литературе справедливо обращено внимание на то, что «вертикальные» ас­пекты получают свое самостоятельное освещение и разработку в юридической науке[4].

Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии[5].

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в науке о государстве и праве термин «иерархия» широко используется для изучения организационных принципов построения государственной власти.

В системе ветвей государственной власти принцип иерархического построения наиболее ярко проявляется в подсистеме исполнительных органов. Принцип иерархичности системы управления во все времена являлся одним из организационных принципов государственного управления[6].

Возможности иерархического построения отнюдь не ограничиваются вопросами внутренней организации государственного аппарата. Рассматриваемый термин весьма широко используется при характеристике ши­рокой палитры иных государственно-правовых явлений.

В юридической литературе справедливо обращено внимание на то, что юридическая (правовая) процедура представляет собой иерархически постро­енную систему[7]. В этом нетрудно убедиться, если рассмотреть любой из основ­ных юридических процессов: правотворческий, правоприменительный или интерпретационный. Каждая из стадий этих процессов должна осуществляться в определенной очередности, последовательности. Например, в законотворческом процессе, по общему правилу, существует следующая очередность: зако­нодательная инициатива - подготовка проекта закона - рассмотрение проекта закона в Государственной Думе - одобрение закона Советом Федерации - подписание и обнародование Президентом.

В ряде законодательных актов установлена очередность решения тех или иных вопросов, удовлетворения тех или иных требований. Очевидно, что в ос­нову такой очередности также положена иерархия соответствующих ценностей (ч.3 ст. 25 ГК РФ).

Это далеко не исчерпывающий перечень примеров употребления термина «иерархия». Однако, этого достаточно чтобы сделать два принципиальных предварительных вывода.

Во-первых, термин «иерархия» применим исключительно для характери­стики системных объектов и явлений. Там, где нет системы, нет и не может быть иерархии.

Во-вторых, иерархия применима не в любой системе, а лишь в той, кото­рая является многоуровневой или, по крайней мере, двухуровневой. Одноуров­невые системы не иерархичны[8].

Сущность иерархической системы состоит в зави­симости, подчиненности, неравенстве образующих ее структурных элементов. В такой системе один структурный элемент (субъект, источник и т.п.) находит­ся в определенном подчинении другому структурному элементу. Отсюда ие­рархия представляет собой подчинение, зависимость элементов, находящихся на нижестоящих уровнях, от элементов, находящихся на вышестоящих уров­нях.

Особенностью иерархии нормативных правовых актов является наделение актов того или иного уровня строго определенной юридической силой.

В правоведении юридическая сила понимается в двух смыслах. С одной стороны, как свойство правовых актов реально действовать, фактически поро­ждать юридические последствия. В этом смысле говорят о вступлении в дейст­вие, приостановлении действия, прекращении действия нормативного правово­го акта или его части. С другой стороны, как сопоставительное свойство, выра­жающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоя­щих органов, а значит, и его место в иерархической структуре законодательства[9].

Категория «иерархия нормативных правовых актов» имеет большое теоретическое и практическое значение. Вместе с тем, в науке обращено внимание на то, что эту категорию нельзя рассматривать как ключевую, основополагающую правовую проблему. Это, скорее, проблема, имеющая инструментальный характер. В то же время вряд ли обоснованно сводить ее исключительно к укреплению прин­ципа единства законности[10]. Ее инструментальные возможности значительно шире.

Целостная иерархия нормативных правовых актов способствует выявлению пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять, а также оказывает влияние на особенности юридической техники при разработке проектов новых нормативных правовых актов.  Строгое соблюдение требований иерархии, с одной стороны, способствует предотвращению возникновения иерархических колли­зий, с другой - является надежным средством их разрешения.

Без учета требований иерархии немыслима и систематизация законода­тельства, выступающая как постоянная форма развития и упорядочения дейст­вующей правовой системы.

Можно утверждать, что детальная регламентация вопросов иерархическо­го построения системы нормативных правовых актов РФ, с одной стороны, вы­ступит в качестве одного из важнейших условий качества действующего нор­мативного, интерпретационного и правоприменительного массива, с другой - эффективного функционирования всей системы правовых актов.

Среди факторов, определяющим образом влияющих на состояние законно­сти и правопорядка, особое место занимает обеспечение строгой иерархии законодательства. Установление строгих правил соотношения источников права и соблюдение этих правил имеют принципиальное значение для режима закон­ности, являются, по существу, симптоматичным показателем, критерием гос­подства законности[11].

Таким образом, иерархия является одним из необходимых условий повышения эффектив­ности правового регулирования. Решение этой проблемы предполагает приня­тие специального нормативного правового акта, в котором должна быть дана достаточно детальная нормативная регламентация всех аспектов иерархическо­го соотношения источников права. Так, по мнению К.Б. Толкачева, «нужно законодательно закрепить иерархию правовых актов, установить, как соотносятся между собой конституции, уставы, федеральные и региональные законы, указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нор­мативные акты»[12].

В результате рассмотрения общей характеристики иерархии  нормативных правовых актов, можно выделить следующие её признаки:

1.     Иерархия - это свойство системы законодательства.

Информация о работе Иерархия нормативных правовых актов РФ