Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление и разрешение проблем связанных с иерархическим построением нормативных правовых актов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и значение иерархии нормативных правовых актов;
Выявить и проанализировать факторы, обусловливающие иерархию нормативных правовых актов;
Построить иерархию федерального и регионального законодательства;
Проанализировать иерархическое соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
Введение...………………………………………………………………............…3
§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов…….............5
§ 2. Иерархия федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов………………………………......….……….10
§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации……………....……….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…..….................................32
Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации может быть представлена в следующем виде:
1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представительных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъектов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий.
Заключение
Проведённое исследование позволило сформулировать ряд теоретических положений об иерархическом построении нормативных правовых актов Российской Федерации и предложений по совершенствованию его правового регулирования.
1. Категория «иерархия нормативных правовых актов» имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целостная иерархия нормативных правовых актов способствует выявлению пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять. Строгое соблюдение требований иерархии, с одной стороны, способствует предотвращению возникновения иерархических коллизий, с другой - является надежным средством их разрешения. Без учета требований иерархии немыслима и систематизация законодательства, выступающая как постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
Среди факторов, определяющим образом влияющих на состояние законности и правопорядка, особое место занимает обеспечение строгой иерархии законодательства. Иерархия является одним из необходимых условий повышения эффективности правового регулирования.
2. Категория «иерархия нормативных правовых актов» характеризуется следующими признаками: иерархия - это свойство системы законодательства; иерархия представляет собой подчинение нормативных правовых актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня; иерархия проявляется во взаимных связях, существующих между нормативными правовыми актами, расположенными на различных уровнях; иерархия обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним актам (их видам) более высокой юридической силы, чем другим; иерархия представляет собой размещение (расположение) нормативных правовых актов на различных уровнях вертикальной структуры законодательства.
Под иерархией нормативных правовых актов следует понимать обусловленное совокупностью факторов, выраженное в правовой форме и проявляющееся во взаимных связях, расположение нормативных правовых актов на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства.
3. Господствующее в науке представление о том, что иерархия источников
права детерминируется прежде всего иерархией государственных органов и их
правотворческой компетенцией является неверным, так как существует и ряд других, не менее значимых факторов, совокупное влияние которых в конечном счёте и определяет приоритет одних актов над другими.
Автор выделяет две группы факторов, определяющих иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации: основные и дополнительные. Под основными понимаются факторы, оказывающие первостепенное влияние на построение иерархической структуры законодательства. К их числу относятся: объём властных полномочий субъекта правотворчества (иерархия государственных органов), значимость регулируемых общественных отношений. Дополнительными факторами называются обстоятельства, обусловливающие, иерархию нормативных правовых актов одного вида (например, Федеральных законов), либо принятых одним государственным органом. К таковым следует отнести кодифицированность акта, степень общности норм права, содержащихся в нормативном правовом акте, время принятия акта.
Указанные факторы есть лишь основанное на научном анализе предложение законодателю нормативно закрепить соответствующую иерархию нормативных правовых актов путем принятия федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», в котором в максимально детальной форме отразить все аспекты иерархического соотношения различных источников права.
4. При построении иерархической структуры федерального законодательства следует учитывать два вида иерархической зависимости между федеральными законами. С одной стороны, это зависимость между конституционными законами и всеми иными (за исключением Конституции РФ) законами. С другой стороны, между кодифицированными федеральными законами и некодифицированными. Иерархическая зависимость федеральных подзаконных нормативных правовых актов обусловлена главным образом иерархией федеральных органов исполнительной власти.
Иерархия федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов может быть представлена в следующем виде: 1-й уровень - Конституция РФ; 2-й уровень - Федеральные конституционные законы; 3-й уровень - Федеральные законы. При этом приоритет имеют кодифицированные акты перед некодифицированными; 4-й уровень - нормативные указы Президента и нормативные постановления Государственной Думы; 5-й уровень - нормативные постановления Правительства; 6-й уровень – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий.
В представленной иерархической структуре федерального законодательства до сих пор нерешённым остается вопрос о приоритете кодифицированных актов. В этой связи целесообразно в проект федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» включить нормы следующего содержания: «Кодифицированные акты должны иметь особые наименования (кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты) и обладать иерархическим приоритетом по отношению к актам текущего законодательства. В случае возникновения противоречия между кодексом и иным кодифицированным актом, приоритет имеет кодекс».
5. В целом система законодательства субъектов РФ и их иерархическая структура строятся по образу и подобию вертикальной структуры федерального законодательства. Вместе с тем, иерархия законодательства каждого конкретного субъекта имеет определенную специфику, которая находит свое проявление в наименованиях актов, их перечне, порядке принятия и внесения изменений и других моментах.
Синтезированная иерархия законодательства субъектов РФ может быть
представлена в следующем виде: 1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представительных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъектов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий.
6. Иерархическое соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ должно базироваться на следующих принципах.
А) Нормативные акты федеральных органов государственной власти (в том числе акты федеральных органов исполнительной власти), принятые по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должны иметь иерархический приоритет перед законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми по соответствующим вопросам.
Б) Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции субъекта РФ, должны иметь приоритет перед нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
7
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные правовые акты и акты
официального толкования права
1.1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. -25 декабря; СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 152; 2005. - № 42. – Ст. 4212.
1.2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
1.3. Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 42. - Ст. 3921.
1.4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. -№42. -Ст. 5005.
1.5. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3176.
1.6. Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6 // Тюменские известия. - 1995. - 15 июля; 2006. - 09 июня.
1.7. Устав Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 апреля 1995 г. № 4-оз // Новости Югры. – 1995. - № 51; 2005. - № 132.
1.8. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» от 27 января 1999 г. № 2-П // СЗ РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 866.
1.9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15,107,234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2004. 7 июля. № 3520.
2. Научная и учебная литература
2.1. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. 262 с.
2.2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. 305 с.
2.3. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 400 с.
2.4. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. 576 с.
2.5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: "СТАТУТ", 1998. 370 с.
2.6. Богатова О.В. Значение классификации нормативных правовых актов в системе права РФ // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1 (6). С. 95-99.
2.7. Варламова Н.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности / Варламова Н.В., Скурко Е.В. // Государство и право. 2001. №7. С. 100-105.
2.8. Визер Б. Некоторые размышления по поводу иерархии норм в системе конституционного права Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 2 (27). С. 22-29.
2.9. Зивс С.Л. Источники права. М.: Издательство "Наука", 1981. 239 с.
2.10. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. 184 с.
2.11. Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта // Государство и право. 2004. №8. С. 23-29.
2.12. Иванников И.А. Общая теория государства и права: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 368 с.
2.13. Колесников Е.В. Конституция и конституционные законы как основа российской правовой системы // Правоведение. 1995. № 4-5. С. 3-13.
2.14. Конституции республик в составе Российской Федерации (сборник документов). - М.: Фирма «Манускрипт», 1995.
2.15. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1991-1996. М., 1997.
2.16. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. 717 с.
2.17. Лафитский В.И. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции // Право и экономика. 1995. № 21-22. С. 53-57.
2.18. Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М.: Юридическая литература, 1980. 159 с.
2.19. Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства: юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. 176 с.
2.20. Невинский В. Остаточная (исключительная) компетенция субъектов Российской Федерации: понятие, содержание и проблемы реализации // Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность: Сб. докладов / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000. С. 67-72.
2.21. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 18-е. М., 1988. 650 с.
2.22. Поленина С.В. Взаимосвязи нормативных актов в системе советского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1972. № 8. С. 63-71.
2.23. Правотворчество в Республике Мордовия / Авт. коллектив: И.Г. Дудко (отв. ред.), СВ. Буянкина, А.Р. Еремин и др. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. 192 с.
2.24. Рузанова В.Д. Построение иерархической структуры гражданского законодательства на основе критерия юридической силы нормативных правовых актов // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2006. №1. С. 170-173.
2.25. Сенякин И.Н. Соотношение федеральных и региональных начал в российском законодательстве: поиски оптимальных путей // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. №2. С. 6-14.