Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа
Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства. Понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
Задачи: раскрыть понятие и принципы гражданства РФ; основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..………5
1.1.Понятие гражданства Российской Федерации………………...………5
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации …..….…………...…8
2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА.……………………………………………………………….13
2.1. Основания приобретения гражданства.………………………..…...13
2.2. Основания прекращения гражданства…..…………………………...23
3. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ,ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..29
3.1. Президент Российской Федерации…………………………………...29
3.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации…………....32
3.3. Министерство иностранных дел Российской Федерации…………..33
3.4 Производство по делам о гражданстве Российской Федерации…….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….42
Первая ситуация: наличие не выполненных перед Российской Федерацией обязательств.
Что в данном случае имеется в виду? Это, например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Согласно Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе».14 Каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Вторая ситуация. В выходе из гражданства будет отказано, если гражданин России, ходатайствующий об этом, привлечен правоохранительными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу (до завершения следствия прекращения этого дела) или если в отношении этого гражданина имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Приговор суда подлежит обязательному исполнению.
Третья ситуация: если гражданин, подавший заявление о выходе из гражданства, не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения. Это означает, что ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.
В
случае выявления фактов, свидетельствующих
о наличии оснований для
Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода и гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства.
Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и основанием утраты гражданства.
В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство.
Если же какое-либо государство или его часть присоединяется к России, люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести гражданство РФ.
Точно
также решается вопрос об утрате российского
гражданства лицами, проживающими на
территории РФ, переданное иностранному
государству. Если они в установленный
срок не заявят о своем желании
сохранить прежнее, то есть российской
гражданство, на них автоматически распространиться
гражданство государства, к которому отошла
часть территории России.
3. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
Президент Российской
Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.
Во-первых, глава государства – Президент РФ. Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
В
целях реализации своих полномочий
по вопросам гражданства и предварительного
рассмотрения заявлений Президент
РФ образует совещательный и
В соответствии с положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №131815, эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционным полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам о гражданстве при Президенте РФ.
Вторым видом органов, принимающих решения по вопросам гражданства, являются Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения; министерства внутренних дел республик; департаменты (управления) внутренних дел правительств других субъектов Федерации.
Третьим видом органов, занимающихся вопросами гражданства, является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские представительства России за рубежом.
Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.
Детально полномочия каждого из вышеназванных органов определены законом о гражданстве. О них сейчас и пойдет речь.
Согласно Конституции РФ и действующему Федеральному закону о гражданстве Президент РФ решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства РФ в общем порядке. Президент отменяет в необходимых случаях решения по вопросам гражданства РФ независимо от того, кем такое решение было принято. На Президента Российской Федерации возложена также координация, то есть обеспечение согласованного функционирования полномочных органов в связи с исполнением закона о гражданстве15.
По вопросам гражданства Президент РФ издает процедурный документ – Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В нем детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ, приема в гражданства детей и недееспособных лиц; функции органов, полномочных решать вопросы гражданства; порядок исполнения решений по вопросам гражданства; процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства и ряд других вопросов.
Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе, ведающих делами гражданства.
Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного и индивидуального характера.
Указ нормативного характера является правоустановительным актом, источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.
Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются интересов конкретных лиц.
Предусматривается право Президента РФ рассмотреть вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях будет отказано.
Настоящий закон о гражданстве подробно определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, а именно Министерства внутренних дел РФ и его территориальных подразделений – Министерства внутренних дел республик в составе РФ, главных управлений (департаментов) внутренних дел, других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований).
Согласно Закону они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представляемые для обоснования заявления по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Иностранные
граждане и лица без гражданства,
проживающие в России, при намерении
получить российской гражданство подают
заявление в подразделение
На органы милиции возлагается проверка представленных для оформления гражданства документов. В случае необходимости, если есть сомнение в подлинности этих документов, органы милиции могут запрашивать дополнительные сведения в органах Федеральной службы безопасности и других государственных органах.
Пакет подготовленных на каждого ходатайствующего о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве или выходе из гражданства документов, с обоснованием и заключением на данные материалы, направляется органами МВД РФ в администрацию Президента РФ.
3.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Это касается граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в России16.
Решения по вопросам гражданства, касающиеся лиц, поживающих за рубежом, исполняются консульскими учреждениями России и за рубежом.
Органы МВД РФ рассматривают заявления по вопросам гражданства, поданные иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ.
Органы МВД РФ решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.
Органы МВД РФ ведут учет лиц, в отношении которых принимались решения об изменении гражданства.
Органы МВД РФ оформляют российское гражданство ребенка, находящегося на территории России, родители которого неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев.
Решения по вопросам гражданства, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены.
3.3 Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Интересы
Российской Федерации за рубежом
представляют МИД РФ, а также дипломатические
представительства и
Министерство иностранных дел РФ:
–
составляет на основании заключений
дипломатических
– устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
– осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
Органы МИД РФ ведут учет лиц, проживающих за рубежом и имеющих гражданство РФ. Это необходимо для поддержания связи с соотечественниками.
Если гражданин России, проживающий за рубежом, решит оформить прекращение гражданство РФ, или иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающее за рубежом, пожелает приобрести гражданство России, эти лица должны будут обратиться с соответствующим заявлением в дипломатические представительства или консульские учреждения России.
Дипломатические
представительства и
– принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным законом о гражданстве РФ и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;
– составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел РФ;
– принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;
– исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;
– определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;
Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации