Институт гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства. Понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
Задачи: раскрыть понятие и принципы гражданства РФ; основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..………5
1.1.Понятие гражданства Российской Федерации………………...………5
1.2. Принципы гражданства Российской Федерации …..….…………...…8
2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА.……………………………………………………………….13
2.1. Основания приобретения гражданства.………………………..…...13
2.2. Основания прекращения гражданства…..…………………………...23
3. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ,ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..29
3.1. Президент Российской Федерации…………………………………...29
3.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации…………....32
3.3. Министерство иностранных дел Российской Федерации…………..33
3.4 Производство по делам о гражданстве Российской Федерации…….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая по КПРОС.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

   Первая  ситуация: наличие не выполненных  перед Российской Федерацией обязательств.

   Что в данном случае имеется в виду? Это, например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Согласно Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе».14 Каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

   Вторая  ситуация. В выходе из гражданства  будет отказано, если гражданин России, ходатайствующий об этом, привлечен правоохранительными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу (до завершения следствия прекращения этого дела) или если в отношении этого гражданина имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Приговор суда подлежит обязательному исполнению.

   Третья  ситуация: если гражданин, подавший заявление  о выходе из гражданства, не имеет  иного гражданства или гарантий его приобретения. Это означает, что ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.

   В случае выявления фактов, свидетельствующих  о наличии оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство  Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

   Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода и гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства.

   Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и основанием утраты гражданства.

   В случае территориальных изменений  в соответствии с международным  договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство.

   Если  же какое-либо государство или его  часть присоединяется к России, люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести гражданство РФ.

   Точно также решается вопрос об утрате российского  гражданства лицами, проживающими на территории РФ, переданное иностранному государству. Если они в установленный  срок не заявят о своем желании  сохранить прежнее, то есть российской гражданство, на них автоматически распространиться гражданство государства, к которому отошла часть территории России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   3.1. Президент Российской Федерации.

   Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.

   Во-первых, глава государства – Президент  РФ. Президент решает вопросы гражданства  РФ и предоставления политического убежища.

   В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент  РФ образует совещательный и консультативный  орган – Комиссию по вопросам гражданства  при Президенте РФ.

   В соответствии с положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №131815, эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционным полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам о гражданстве при Президенте РФ.

   Вторым  видом органов, принимающих решения  по вопросам гражданства, являются Министерство внутренних дел РФ и его территориальные  подразделения; министерства внутренних дел республик; департаменты (управления) внутренних дел правительств других субъектов Федерации.

   Третьим видом органов, занимающихся вопросами  гражданства, является Министерство иностранных  дел РФ, дипломатические и консульские  представительства России за рубежом.

   Каждый  из этих органов принимает решения  по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.

   Детально  полномочия каждого из вышеназванных  органов определены законом о  гражданстве. О них сейчас и пойдет речь.

   Согласно  Конституции РФ и действующему Федеральному закону о гражданстве Президент РФ решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства РФ в общем порядке. Президент отменяет в необходимых случаях решения по вопросам гражданства РФ независимо от того, кем такое решение было принято. На Президента Российской Федерации возложена также координация, то есть обеспечение согласованного функционирования полномочных органов в связи с исполнением закона о гражданстве15.

   По  вопросам гражданства Президент  РФ издает процедурный документ – Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В нем детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ, приема в гражданства детей и недееспособных лиц; функции органов, полномочных решать вопросы гражданства; порядок исполнения решений по вопросам гражданства; процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства и ряд других вопросов.

   Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе, ведающих делами гражданства.

   Актами  Президента РФ по вопросам гражданства  являются указы нормативного и индивидуального  характера.

   Указ нормативного характера является правоустановительным актом, источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.

   Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются интересов конкретных лиц.

   Предусматривается право Президента РФ рассмотреть  вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях будет отказано.

   Настоящий закон о гражданстве подробно определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, а именно Министерства внутренних дел РФ и его территориальных подразделений – Министерства внутренних дел республик в составе РФ, главных управлений (департаментов) внутренних дел, других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований).

   Согласно  Закону они определяют наличие гражданства  Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представляемые для обоснования заявления по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

   Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, при намерении  получить российской гражданство подают заявление в подразделение паспортно-визовой  службы УВД субъекта Российской Федерации – республики, областного, города федерального значения, автономной области, автономного округа отделения милиции.

   На  органы милиции возлагается проверка представленных для оформления гражданства  документов. В случае необходимости, если есть сомнение в подлинности этих документов, органы милиции могут запрашивать дополнительные сведения в органах Федеральной службы безопасности и других государственных органах.

   Пакет подготовленных на каждого ходатайствующего о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве или выходе из гражданства документов, с обоснованием и заключением на данные материалы, направляется органами МВД РФ в администрацию Президента РФ.

   3.2. Министерство внутренних дел Российской Федерации.

   На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Это касается граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в России16.

   Решения по вопросам гражданства, касающиеся лиц, поживающих за рубежом, исполняются  консульскими учреждениями России и за рубежом.

   Органы  МВД РФ рассматривают заявления  по вопросам гражданства, поданные иностранными гражданами, лицами без гражданства  и гражданами РФ.

   Органы  МВД РФ решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

   Органы МВД РФ ведут учет лиц, в отношении которых принимались решения об изменении гражданства.

   Органы  МВД РФ оформляют российское гражданство ребенка, находящегося на территории России, родители которого неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев.

   Решения по вопросам гражданства, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены.

   3.3 Министерство иностранных дел  Российской Федерации.

   Интересы  Российской Федерации за рубежом  представляют МИД РФ, а также дипломатические  представительства и консульские  учреждения Российской Федерации а рубежом.

   Министерство  иностранных дел РФ:

   – составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления  об изменении гражданства в общем  порядке;

   – устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

   – осуществляет иные полномочия, предусмотренные  Федеральным законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

   Органы  МИД РФ ведут учет лиц, проживающих  за рубежом и имеющих гражданство  РФ. Это необходимо для поддержания  связи с соотечественниками.

   Если  гражданин России, проживающий за рубежом, решит оформить прекращение гражданство РФ, или иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающее за рубежом, пожелает приобрести гражданство России, эти лица должны будут обратиться с соответствующим заявлением в дипломатические представительства или консульские учреждения России.

   Дипломатические представительства и консульские  учреждения Российской Федерации за рубежом:

   – принимают в соответствии со своей  компетенцией заявления от лиц, проживающих  за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным законом о гражданстве РФ и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;

   – составляют заключения на заявления  об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел РФ;

   – принимают в пределах своей компетенции  решения по заявлениям об изменении  гражданства в упрощенном порядке;

   – исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;

   – определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;

Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации