Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:47, научная работа
Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран.
В данной работе я буду рассматривать создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы.
Вызывает особый интерес правовое регулирование государственной службы Израиля. В стране, не отягощенной историческими напластованиями бюрократии, свободная мысль должна бы дать своеобразие в подходе. Однако господствующая там идеология сионизма провозглашает, что народ Израиля – это народ книги, то есть Библии. Поэтому в Израиле существуют церковные суды. Отсюда государственная служба тоже оказывается находящейся под влиянием религиозных учений.
Статья 5 Федерального закона РФ № 119-ФЗ 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации закрепляет:
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы
4) разделения законодательной, исполнительной
и судебной власти;
5) равного доступа граждан к
государственной службе в
6) обязательности для
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности
11) внепартийности
12) стабильности кадров
Основным признаком советской
или социалистической, или коллективистской
системы права является принцип
целесообразности действий государственных
органов. Государственные служащие
не идеализируют действующее законодательство
и относятся к нему легко. Например,
закон о государственном
Все представленные варианты исторического
развития регулирования государственной
службы особенно важны для анализа
состояния и тенденций
Организация федеральной государственной
службы показывает, что фундаментальные
причины образования
Основные черты и назначение государственной службы отражены в законодательстве совершенно по-разному.
По общему правилу, иностранцы не могут состоять на государственной службе, поскольку эта деятельность характеризуется властным содержанием. Интересно, что в Японии государственным служащим не может стать лицо, лишенное права распоряжаться имуществом (ст.38, пункт 1), то есть не умеющий вести личные дела не должен браться и за государственные! Часто используются положения, которые определяются как «неопределенное правовое условие». Полномочия административных судов Германии в вопросах контроля за содержательным наполнением неопределенных правовых условий и неиспользованием усмотрения администрации. Такие формулировки применяются не только в теократических правовых системах. В соответствии с Уставом Римской курии служащему запрещено “осуществлять деятельность, не достойную служащего Святого престола” (ст. 42). При всей неопределенности термина такая диспозиция совершенно справедлива. Таким же является и принцип добросовестности, который закреплен в ст. 40 закона Японии: в ней запрещаются любому лицу обманные или неверные заявления в связи с экзаменами, отбором, приемом на работу или учетом личного состава.
Принцип целесообразности при осуществлении
государственной службы закрепляется
широко. Так, в параграфе 5 пункт 1 статьи
33 устава Римской курии говорится
о действиях, “исходя из существующей
служебной необходимости”; впрочем,
сам по себе принцип целесообразности
не является причиной зла, при разумном
пользовании им он достаточно удобен,
так как позволяет формальные
определения должностных
В законодательстве стран даже континентальной
системы права часто
Можно отметить частое применение в законодательстве права делегации полномочий (например, в ст.62 швейцарского закона). Делегация полномочий в отношении набора персонала своего агентства, руководства и управления им закреплена в параграфе 302 Свода законов США. На мой взгляд, делегация полномочий отражает не более чем несбалансированность изначального распределения государственно-властных обязанностей. При этом, если законодатель не смог нормально сбалансировать права и обязанности государственных служащих, то перенесение этих регулирующих полномочий с компетентных должностных лиц на конкретного служащего, не справляющегося с объемом возложенных на него обязанностей и потому перераспределяющего их методом делегации, – совершенно неразумный способ регулирования государственно-правовых отношений.
Положение о надлежащем внешнем виде лиц, осуществляющих государственную власть, отражается наиболее ярко в обязанности военнослужащих при исполнении служебных обязанностей быть одетым в специальную форму. То же требуется и от судей. Однако для гражданских служащих ношение формы, прямо отличающей их от обычных граждан, предусмотрено не везде. Это требуется в теократических государствах, в частности, по законодательству Ватикана. На мой взгляд, служебная форма не только дисциплинирует служащих, но и управляемым субъектам облегчает ориентироваться в общественных отношениях.
В ряде приводимых законов содержится указание на то, что “В случае если нормы настоящего закона противоречат предыдущим законам или основанному на них законодательству либо несовместимы с ними, преимущество имеют нормы настоящего закона” (Статья 2 пункт 1 закона Японии). Такое правовое регулирование нельзя признать адекватным. Гражданин не должен гадать, что именно отменено, а что действует. Четкость правового обеспечения – забота в первую очередь власти.
Таким образом, законодательство буржуазных
стран даже по отношению к принципам
содержит не меньше неточных формулировок,
чем так критиковавшееся
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.
Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточены вокруг 10 основных принципов:
1.Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
2.Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
3.Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.
4.Управление, движимое своей
миссией: преобразование
5.Управление, ориентированное
на результат: акцент на
6.Управление, ориентированное
на потребителя: первичны
7.Предприимчивое управление:
приумножение вместо
8.Предусмотрительное
9.Децентрализованное
10.Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной основе.
Исходя из определения «менеджмента, как науки и искусства управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», мы видим, что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента проявляются в управлении государственными организациями.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.
Но если реформировать
государственную службу всерьез
и надолго, то Россия должна учитывать
тенденции развития государственной
службы развитых стран, и, прежде всего,
мировых лидеров – США и
Японии. Очевидно, что во многом благодаря
именно высокому качеству государственных
чиновников, эти страны заняли ведущие
роли в мировом сообществе. Что
касается современной японской государственной
службы, то она базируется на двух ключевых
показателях: минимальной стоимости
и максимальной эффективности. Показатель
минимальной стоимости
Высокая эффективность государственного
аппарата Японии достигнута в том
числе за счет создания элитарной
государственной службы, привлечения
в нее самых ярких талантов
и умов страны. Это стало возможным
благодаря организации
В США, как известно, конкурсный отбор государственных служащих введен еще в 1883 году, и в настоящее время 90% федеральных чиновников поступают на государственную службу на основе конкурса.
Заслуживает внимания опыт
конкурсного отбора государственных
служащих в Южной Корее. О характере
соревнования за должности государственной
службы говорят следующие факты.
В 80-е годы прошлого столетия на некоторые
штатные должности претендовало
по 160 кандидатов и более. Кандидатов
не пугают даже весьма сложные конкурсные
экзамены по 12 предметам, среди которых
профилирующими являются экономика, деловой
менеджмент и государственная
Информация о работе Институты государственной гражданской службы