Исполнительные органы местного управления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических основ исполнительных органов местного управления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра национальной экономики и государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Государственное и местное управление

на тему: Исполнительные органы местного управления и их развитие в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка:

ФМ, 4-й курс, ДКМ-1                                                            Е.О. Воронец

 

Руководитель:                                                                         М.А. Мажинская

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа:  с.,  источников

 

Объект исследования – исполнительные органы местного управления в Республике Беларусь

Предмет исследования –.

Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию работы исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.

Исследования и разработки: рассмотрены исполнительные органы местного управления в Республике Беларусь, как в целом по стране, так и за рубежом, а также выявлены перспективы работы данных органов в ближайший период времени в Беларуси.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление  на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. В связи с этим в системе местных органов власти необходимо выделить органы , назначаемые из центра -местное управление.

Местное управление в Республике Беларусь –  это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения  непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов  населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлечённых средств.

  В Республике Беларусь процесс реформирования местного управления  испытывает серьезные трудности и протекает сложно. Реформирование местного управления действительно остается на сегодня одной из ключевых проблем развития государственности в Республике Беларусь. Этот процесс невозможен без совершенствования организации и деятельности исполнительных органов власти.

Данные  органы местного самоуправления решают важные  вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

В настоящее  время в Республике Беларусь остаётся актуальной проблема взаимодействия местных  органов с населением и центральной  властью. Поэтому решить данную проблему без  эффективного функционирования исполнительных органов местного управления достаточно сложно. Интерес к данной проблеме был обусловлен выбором  данной темы.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.

Поставленная  цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

- изучение  теоретических основ исполнительных  органов местного управления;

- рассмотреть  зарубежный опыт развития данных  органов и возможности его  использования в Республике Беларусь;

- проанализировать  развитие исполнительных органов  местного управления в Республике  Беларусь.

 

 

  1. Исполнительные органы местного управления в системе государственной власти

 

Конституция 1994 года и последующее законодательство в системе местной власти утвердили  понятие местного управления как  форму организации и деятельности местных исполнительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Исполнительные органы переместились в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с советами состоят в подотчетности..

Местное управление имеет как собственные, так и  переданные государством полномочия, а значит, обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы  и законные интересы.

В Республике Беларусь единая система органов  местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных  администраций.

 Исполнительный  комитет состоит из:

- председателя;

- заместителей;

- управляющего делами (секретаря);

- членов исполкома.

Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:

- Первичный - сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения);

- Базовый – городские (городов областного подчинения),районные;

- Областной уровень - областные и Минский городской (обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь).

 Для организационного, правового и материально-технического  обеспечения деятельности исполнительных  комитетов образуется аппарат  исполнительного комитета. В его  структуре могут быть комитеты, управления, отделы.

Деятельность  структурных подразделений регламентируется положениями.

 Исполнительным  органом на территории района  в городе является местная  администрация с правами юридического  лица. Местные администрации входят  в систему органов исполнительной  власти и являются органами  местного управления. Структура  и штатная численность местной  администрации утверждаются городским  исполнительным комитетом. 

 Вся деятельность  исполнительных органов строится  на основе принципов законности  и гласности, а также коллегиальности  и единоначалия.

 Исполнительные  органы, в отличие от представительных, являются постоянно действующими органами. В законодательстве не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов, может быть только прекращение полномочий некоторых должностных лиц.

 Конституцией  страны определено, что руководители  местных исполнительных органов  назначаются на должность и  освобождаются от должности Президентом  Республики Беларусь или в  установленном им порядке и  утверждаются в должности соответствующими  Советами депутатов. 

 Исходя  из принципа разделения функций  представительных и исполнительных  органов, исполкомы получили свою  собственную компетенцию, включающую  вопросы управления местными  делами, кроме отнесенных к исключительной  компетенции Советов. По вопросам, отнесенным к компетенции Совета, исполком ответственен перед  Советом. Учитывая, что компетенция  Советов в последние годы значительно  сужена, исполнительные комитеты  фактически независимы от них  в решении текущих вопросов  местного значения.

 Исполнительный  комитет в пределах своих полномочий  принимает решения, которые, обязательны  для всех юридических и физических  лиц в границах этого территориального  образования. Решения исполнительного  комитета принимаются простым  большинством голосов от установленного  состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного  комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Основной  формой работы исполнительного комитета является заседание. Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными,  если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.(Кивелб)

Вторым видом исполнительных органов местного управления является местная администрация. Она, подобно исполнительным комитетам, является юридическим лицом и входит в систему органов исполнительной власти (http://xreferat.ru/22/11806-1-organy-mestnogo-upravleniya-i-samoupravleniya-v-respublike-belarus.html].

Местная администрация  —орган местного управления, состоящий из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации. Местная администрация была образована после ликвидации в городах районных Советов депутатов и их органов изданием Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995г. № 383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления». В пункте 2 Указа предписывалось: «Образовать на территории районов в городах местные администрации с правами юридического лица». Они явились правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов. По этой причине местные администрации — это, в сущности, исполнительные комитеты, только с иным, более точным названием и несколько измененным правовым статусом. К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций). Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности и определенную обособленность от исполнительных комитетов (местных администраций). Отделы и управления являются структурными подразделениями исполкомов (местных администраций). Однако это не может повлиять на признание их в названном выше качестве, потому что рассматриваемые органы — не просто структурные части исполкомов (местных администраций), а отдельный вид органов государственного управления со всеми необходимыми для них признаками.

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом. Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед

городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

К исполкомам и местным администрациям применяются различные формы контроля, как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали контроль осуществляется вышестоящими органами, по горизонтали — местными Советами депутатов и гражданами. По вертикали контроль осуществляется в форме представления отчетов, т.е. проявлением инициативы подконтрольного органа, а также в форме проведения проверок — проявлением инициативы со стороны компетентных контролирующих вышестоящих органов по отношению к нижестоящим.

Для изучения структуры исполнительных органов  местного управления и эффективности  их функционирования необходимо рассмотреть  зарубежный опыт развития данных органов, на примере Швеции.

  Все  вопросы, решения по которым  принимаются муниципальным собранием, должны пройти предварительное обсуждение в исполнительном комитете за определенным исключением,  оговоренным в законе.  Исполнительный комитет  (правление)  наблюдает за деятельностью других комитетов, но его полномочия ограничены. Исполнительный комитет готовит предложение по бюджету,  предварительно рассмотрев и сравнив поступившие от комитетов предложения, и затем на основании их выносит своерешение.

 Мандатный  период исполнительного комитета  (правления)  составляет три года. Как правило,   вновь избранный  исполнительный комитет приступает к работе 1января следующего после выборов года  (выборы проходят в сентябре),  но возможна и досрочная смена исполнительного комитета в случае принятия соответствующего решения коммуной или ландстингом.

   В компетенцию исполнительного  комитета входит:

         -  подготовка дел или выступление по делам, которые рассматриваются собранием уполномоченных;

           - руководство экономикой и имуществом,находящимся в самостоятельном управлении коммун, если оно не передано какому-либо комитету;

          - распоряжение ресурсами, если только собрание уполномоченных не передаст эту функцию полностью или частично какому-либо комитету;

          - ведение непосредственно либо через представителя коммуны всех судебных или иных дел в той мере, в какой они не относятся к компетенции других органов;

          - руководство информационной  службой коммуны,            если  только  собрание  уполномоченных не поручило это какому-либо комитету;

         -  хранение и составление описи архивов коммуны,  которые передало правлению собрание уполномоченных.

      Правление  обязано  рассматривать  дела,          возложенные  на  него  особыми постановлениями.

   На исполнительный комитет могут  быть возложены и некоторые  функции 

административного управления или исполнения принятых решений,                которые обычно принадлежат одному из комитетов,         например,   управление недвижимостью,кадровые вопросы или организация спасательной службы.

Собрание     уполномоченных        назначает     комитеты      для     исполнительной деятельности, которая на основе специальных постановлений входит в их компетенцию. К этим комитетам применяются предписания указанных постановлений.

Информация о работе Исполнительные органы местного управления и их развитие в Республике Беларусь