Исполнительные органы местного управления и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение теоретических основ исполнительных органов местного управления;
- рассмотреть зарубежный опыт развития данных органов и возможности его использования в Республике Беларусь;
- проанализировать развитие исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

Для исполнительной деятельности по другим вопросам  собрание может назначить такие комитеты, какие оно сочтет необходимыми.

Коммуны получили право самостоятельно организовывать тот или иной комитет,  за некоторым исключением.  Обязательными являются комитет по выборам и исполнительный комитет.

Комитет не имеет права решать вопрос о  правах и обязанностях в случаях,  когда они представляют коммуну как одну из сторон в каком-либо вопросе, или осуществлять надзор за деятельностью, которой они сами занимаются.

   Все комитеты избираются муниципальным  собранием на четыре года с учетом партийного представительства.      другой стороны, закон не создает никаких препятствий для избрания комитетов на профессиональной основе при условии достижения договоренности между представителями партий.  Поэтому в некоторых коммунах создаются сегодня так называемые профессиональные администрации.  Комитеты несут полную ответственность профессиональной администрации и должны представлять отчет о ее работе. Например,  в самой южной коммуне Швеции –  Треллеборге с количеством жителей 38,5 тысяч человек правление коммуны (исполком)         состоит из 22      человек,   а также образованы и функционируют четыре комитета:       

- комитет по вопросам школьного образования,   в обязанности которого входит также дошкольное образование;            комитет по событиям и впечатлениям  (досуг,   театры,  кинотеатры и т.д.);   

-комитет по техническим вопросам, который, в свою очередь, подразделяется на три комиссии; комитет по экологии, состоящий из 11 членов и 11 заместителей.

При каждом комитете для постоянной работы имеется  отдел, состоящий из чиновников  (коммунальных служащих).  Например,  в отделе при комитете экологии работают пять инспекторов по охране окружающей среды и два ассистента, которые  проверяют продукты питания.  В  отделе имеется также лаборатория  (берется на анализ до 600 проб в год). Отдел возглавляется начальником.

       Закон о местном управлении Швеции допускает также создание районных комитетов,   занимающихся,    например,   вопросами школьного образования,       организацией ухода за престарелыми,  детскими дошкольными учреждениями или вопросами досуга и культуры.  Обязательным условием при этом является полное или частичное соблюдение географического принципа. Районные комитеты существуют сегодня приблизительно в 20 муниципальных округах.

      Собрание уполномоченных образует орган представительства сторон. Он может, если иное не вытекает из законодательства,          обладать функциями,      касающимися сферы деятельности правления либо какого-то комитета,        нести ответственность за подготовку, руководство и осуществление дел,  которые затрагивают отношения между коммуной или работодателями и работополучателями.

       Органу     представительства     сторон    не   могут    быть    переданы     вопросы, предусматривающие цели, направления деятельности, а также вопросы определения объема и качества работы коммуны, за исключением вопросов о должностях, отпусках, замещениях по службе, вознаграждениях.

      Как и коммунальные муниципалитеты,          ландстинги с 1991  года получили право самостоятельно организовывать тот или иной комитет,             за некоторым исключением. Обязательными являются комитет по выборам и исполнительный комитет. Комитет не имеет права решать вопросо правах и обязанностях в случаях, когда он представляет ландстинг как одну из сторон в каком-либо вопросе.

      Все комитеты избираются ландстингом на четыре года с учетом партийного представительства.    

С другой стороны, закон не создает никаких препятствий для избрания

комитетов на профессиональной основе при условии  достижения договоренности между представителями партий.

Итак, рассмотрев зарубежный опыт формирования и развития исполнительных органов местного управления в Швеции, можно сказать, что структура  и порядок формирования данных органов  основывается на административно –  территориальном делении данной страны. К вопросам входящим в компетенцию  данных органов относят:

  • организацию школьной системы;
  • экономические вопросы;
  • организацию здравоохранения в регионе.

Таким образом, в первой главе были изучены теоретические основы исполнительных  органов местного управления, определены основные направления, на которых должна основываться их деятельность, а также подробно рассмотрена структура и функции данных органов на примере Швеции. 

2. Особенности организации деятельности исполнительных органов местного управления в Республике Беларусь

 

Правовое регулирование местного управления в Республике Беларусь  осуществляется нормами, установленными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Единая система исполнительных органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.( http://www.belarus.by/ru/government/government)

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного  комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются  правомочными, если в них принимает  участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного  комитета.

 Исполнительный  комитет по мере необходимости,  но не реже одного раза в  год докладывает о своей деятельности  Совету, а также информирует граждан  на собраниях трудовых коллективов  и по месту жительства.

 Исполнительный  комитет: 

1) разрабатывает  и вносит для утверждения в  Совет схему управления местным  хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны  общественного порядка и защиты  прав граждан; 

2) разрабатывает  и вносит для утверждения в  Совет проекты программ экономического  и социального развития, местного  бюджета, принимает меры по  осуществлению программ и исполнению  местного бюджета, представляет  Совету отчеты об их выполнении.

 В процессе  исполнения местного бюджета  исполнительные комитеты вправе  вносить в соответствующий Совет  свои предложения об изменениях  по доходам и расходам этого  бюджета. 

 Областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;

3) обеспечивает  на соответствующей территории  соблюдение Конституции Республики  Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики  Беларусь, выполнение решений Совета  и решений вышестоящих государственных  органов, принятых в пределах  их компетенции; 

4) организует  получение доходов местного бюджета  и их использование по целевому  назначению, принимает решения о  выпуске местных ценных бумаг  и проведении аукционов;

5) распоряжается  коммунальной собственностью административно-территориальной  единицы в порядке, установленном  Советом; 

 6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений, независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает  договоры с юридическими и  физическими лицами;

8) кооперирует  с согласия собственников средства  предприятий, организаций, учреждений  и объединений, организует их  долевое участие в социальном  и экономическом развитии территории;

9) осуществляет  контроль на подведомственной  ему территории за использованием  коммунальной собственности; 

10) отменяет  в пределах своей компетенции  решения руководителей иных органов  местного управления, принятые с  нарушением законодательства Республики  Беларусь или противоречащие  решениям Совета и исполнительного  комитета;

11) образует  по вопросам своей деятельности  комиссии, определяет их полномочия  и руководит их деятельностью; 

12) принимает  меры по обеспечению и защите  интересов территории, местного  хозяйства в судебном порядке,  а также в вышестоящих органах  государственного управления и  иных государственных органах; 

13) решает  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь вопросы  землеустройства и землепользования;

13-1) обеспечивает  разработку градостроительных проектов  на подведомственной ему территории;

14) принимает  решения, направленные на защиту  прав и удовлетворение законных  интересов граждан, организует  прием населения руководителями  исполнительного комитета и его  структурных подразделений, рассматривает  обращения граждан и принимает  по ним решения; 

15) решает  вопросы охраны здоровья, образования,  социального и культурного обеспечения,  торгового, транспортного, коммунального,  бытового и иного обслуживания  граждан на соответствующей территории;

16) организует  разъяснение законодательства Республики  Беларусь и оказание юридической  помощи населению; 

17) обеспечивает  законность и общественную безопасность  на соответствующей территории;

18) оказывает  нижестоящим исполнительным комитетам  и местным администрациям необходимую  помощь;

19) содействует  развитию народных традиций и  обычаев на подведомственной  территории;

20) обеспечивает  исполнение законодательства Республики  Беларусь по вопросам военной  службы всеми должностными лицами  и гражданами, а также предприятиями,  организациями, учреждениями и  объединениями, расположенными на  подведомственной территории;

21) осуществляет  полномочия, предусмотренные Избирательным  кодексом Республики Беларусь  и иными актами законодательства  Республики Беларусь о выборах,  референдуме, отзыве депутата, а  также по организации обсуждения  других важнейших вопросов местного  и республиканского значения; вносит  в установленном порядке предложения  о представлении к государственным  наградам и поощрениям;

22) может  выступать учредителем местных  средств массовой информации;

23) осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  настоящим Законом и иным законодательством  Республики Беларусь.

 Исполнительный  комитет также решает вопросы,  отнесенные к компетенции соответствующего  Совета, в пределах полномочий, предоставленных  ему Советом или им делегированных.

 Исполнительный  комитет не вправе вмешиваться  в компетенцию соответствующего  Совета, а Совет – в компетенцию  исполнительного комитета.

 Важным  элементом системы самоуправления  является территориальное общественное  самоуправление (ТОС). Это советы  и комитеты микрорайонов, жилищных  комплексов, домовые, уличные, квартальные,  поселковые, сельские комитеты и  другие органы, в том числе  единоличные. 

 Законодательство  определяет ТОС, как самоорганизацию  граждан на добровольной основе  по месту их жительства для  самостоятельного и под свою  ответственность осуществления  собственных инициатив в вопросах  местного значения непосредственно  населением или через создаваемые  им органы ТОС. 

 На соответствующей  части административно-территориальной  единицы может быть создан  только один орган территориального  общественного самоуправления.

 Орган  территориального общественного  самоуправления может наделяться  правами юридического лица, являясь  при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности  собранию, его учредившему либо  избравшему, и соответствующему  Совету.

 В состав  органов территориального общественного  самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и  постоянно проживающие на данной  территории.

 Кандидаты  в органы территориального общественного  самоуправления могут выдвигаться  жителями соответствующей территории, а также представительными и  исполнительными органами данной  административно-территориальной единицы. 

 Учреждение  органа территориального общественного  самоуправления, избрание его членов  и утверждение устава осуществляются  на собрании. Порядок избрания  и работы единоличных органов  территориального общественного  самоуправления (старост, старейшин  и др.) определяется положением, утверждаемым  Советом соответствующей административно-территориальной  единицы. 

 Члены  органа территориального общественного  самоуправления избираются открытым  или тайным голосованием.

Информация о работе Исполнительные органы местного управления и их развитие в Республике Беларусь