Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности источников конституционного права и рассмотреть основные из них.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного права;
- выявить особенности источников конституционного права;
- исследовать такие источники конституционного права как законы, договоры, соглашения и декларация - как виды источников конституционного права.
- Рассмотреть Конституцию Российской Федерации - как основной источник конституционного права.
Содержание
введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
глава 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . 5
1.1. Понятие конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Особенности источников конституционного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права. . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права. . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все, же встречаются. Так, распоряжение Президента РФ “Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью” от 26 июля 1995 г. вносит серьёзные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти, например: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. с изменениями, Положение об Администрации Президента РФ от 2 октября 1996 г. с изменениями, Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. (с изменениями и дополнениями).
Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.
К источникам конституционного права относятся также Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы.
Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организации регламентируется также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, Госкомитеты и ведомства. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях. Но, к сожалению, министерства и ведомства часто оставляют свои акты без государственной регистрации и опубликования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
На мой взгляд, необходимо
принять федеральный
во-первых, следует определить субъекты, участвующие в заключении подобных договоров предусмотреть требование квалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации, поскольку в договорах содержатся нормы конституционного характера;
во-вторых, необходимо урегулировать правовые последствия заключения подобных договоров, т.е. определить юридическую силу федеральных конституционных законов и конституционных законов, принятых по вопросам, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
в-третьих, необходимо установить порядок опубликования подобных договоров, поскольку уровень юридической силы договоров таков, что требует официального опубликования в первом разделе "Собрания законодательства Российской Федерации" и, соответственно, в "Российской газете".
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.
Система конституционного
права объективно обусловлена самим
характером этого права, она разделяет
нормы по институтам, но не устанавливает
непроницаемые перегородки
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
Научная и учебная литература:
Источники конституционного права
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2010. – с. 16.
2 Жуйков В. М. Права человека и власть закона: учебное пособие/ В. М. Жуйков. - М.: Норма 1995. - 100 с.
3 Кант, А. А. Теория государства и права: Учеб. для вузов / А. А. Кант,– М - Норма,2002. – 212 с.
4 Алтаев, Б.А. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие/ Б.А. Алтаев. - М. 1999. – 147 с.
5 Лазарев, В. А. Разделение властей и опыт советского государства: учебное пособие/ В. А. - Лазарев, //Коммунист, 1988 г. – С. 121.
Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации