Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение источников конституционного права.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач: рассмотреть источники конституционного права; проанализировать основные источники конституционного права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….……….3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ………………………………………………...……….5
1.1. Особенности конституционного права РФ………………………………….5
1.2. Обзор основных источников конституционного права…………………….8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...………..11
2.1. Конституция РФ – основной источник конституционного права…………….11
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права…………………………………………………………………………………...14
2.3. Постановления конституционного суда РФ как источники конституционного права…………………………………………………………………………………...16
2.4. Иные источники конституционного права……………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....27
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г..
В
систему источников конституционного
права входят и некоторые законы
бывшего СССР в той части, в
которой они не противоречат Конституции
России и ее законам.7
ГЛАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.
Конституция РФ – основной
источник конституционного
Каждая конституция - это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства8.
Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г9., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.
Юридические признаки Конституции РФ:
1.
Высшая юридическая сила: все
нормативные правовые акты на
территории РФ не должны
2.
Особый порядок принятия и
изменения. Конституция РФ
3.
Конституция является
4.
Прямое действие норм
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее10:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
8) По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
9)
Правовая охрана Конституции это совокупность
юридических средств, обеспечивающих
соблюдение режима конституционной законности.
2.2.
Федеральные конституционные
Следующим
источником конституционного права
России являются федеральные конституционные
законы, впервые названные в
По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.
Источниками
конституционного права являются обычные
федеральные законы, если они регулируют
конституционно-правовые отношения, то
есть отношения по поводу установления
системы органов государственной власти
и местного самоуправления, их формирования
и принципов деятельности, распределения
полномочий по осуществлению властных
функций, а также закрепляют различные
формы правовой связи человека с государством
(гражданство, состояние в гражданстве
другого государства, состояние без гражданства,
статус беженца и вынужденного переселенца),
предусматривают правовой механизм реализации
конституционных прав и свобод человека
и гражданина, гарантируют со стороны
государства обеспечение, охрану и защиту
таких прав11.
2.3.
Постановления
Возникает вопрос о том, являются ли постановления Конституционного Суда РФ источником конституционного права. Это очень непростой вопрос. При этом ответ на него не должен подменяться проблемой значимости и обязательности решений Конституционного Суда. Такие значимость и обязательность - бесспорные качества рассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановлений органа конституционного контроля12. Ведь романо-германская правовая система, к которой относится Россия, не допускает правотворческих функций судебных органов. Конституционный же Суд РФ и по названию, и по месту в системе государственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в детали этого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Суд не может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовой системы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы, прежде всего конституционные.
Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3.
По жалобам на нарушения
4. Дает толкование Конституции РФ.