Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:42, курсовая работа
При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.
В
настоящее время обычай постепенно
вытесняется (особенно в романо-германской
правовой семье) другими нормативно-правовыми
формами, прежде всего, законом. Но поскольку
государственно-нормативное
Таким
образом, отечественное законодательство
допускает использование в
Тем не менее, можно найти пример, когда из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная норма не была нигде записана очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее – в Конституцию РФ 1993 года.
Подводя
итог характеристики правового обычая,
можно сделать вывод, что правовой
обычай – это обычай, применение
которого обеспечивается санкцией государства.
Причем, его следует отличать от
обычая, представляющего собой
Следует
заметить, что для социологической
школы права, которая видит в
праве продукт народного
Юридический
позитивизм, наоборот, считает обычай
устаревшим источником права, не имеющим
существенного практического
2. Судебный прецедент
Судебный прецедент – это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, особенно в англосаксонской правовой семье (Великобритания, США).
Судебный
прецедент признавался
Однако, родиной прецедентного права считается Англия. Общее право здесь создавалось королевскими судами и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В основе судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу.
В Англии сложились следующие правила и пределы действия прецедента: а) решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов; б) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США отношение к прецеденту как источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики[12].
Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд связан решениями всех вышестоящих судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья обладает полной свободой.
Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут более отражать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.
Критики
признания судебного прецедента
источником права ссылаются на то,
что решений судей по конкретным
делам накапливается с течением
времени такое количество, что
неспециалист не в состоянии ориентироваться
в море этих юридических документов,
что здесь возможен произвол и
злоупотребление должностных
Напротив, сторонники прецедентного права критикуют нормативные системы за консерватизм, неспособность адекватно и вместе с тем оперативно реагировать на события, происходящие в жизни общества.
В странах романо-германской системы права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных или административных властей, уполномоченных на это законодателем.
Отечественная
юридическая наука, в частности
С.С.Алексеев, считает, что судебный
прецедент не может быть полноценным
источником права. Он не должен устанавливать
первоначальные нормы, вносить дополнения
и исправления в общие
Однако,
элементы прецедентного права имеют
место и в российской правовой
системе, что связано прежде всего
с деятельностью
3. Нормативно-правовой договор
Нормативный правовой договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Нормативно-правовые договоры имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве.
Нормативно-правовой
договор характеризуется тем, что
его участники добровольно
Признавая за федеральными органами государственной власти Российской Федерации указанный в Договоре перечень полномочий, тем самым республики берут на себя обязательства не вторгаться в эту сферу ведения федеральных органов. В свою очередь центр признает за ними всю полноту государственной власти на своей территории, кроме полномочий, отнесённых к ведению федеральных органов государственной власти. Этим самым он принимает на себя обязательство не присваивать полномочия республик.
В
области трудового права
Таким образом, можно выделить следующие свойства нормативно-правового договора: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.
В отличие от договоров-сделок, нормативный правовой договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.
В
отличие от других источников права,
нормативно-правовые акты наиболее полно
и оперативно отражают изменяющиеся
потребности общественного
4. Правовая доктрина
Правовая доктрина – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение[8].
В
романо-германской семье в правовой
доктрине вплоть до XIX в. доминировали
концепции, связанные с изучением,
трактовкой и комментированием римского
права, реципированного в европейских
странах в XII-XVIвв. Это объясняется
тем, что в европейских
В англосаксонской семье доктрине не придавали столь значительного веса при оценке ее в качестве источника права, как это имело место в романо-германской семье.
Мусульманская
правовая доктрина складывалась с VIII в.
Именно тогда появились основные
правовые школы. С XI в. мусульманские
правители настаивали, чтобы в
случае умолчания Корана или Сунны
по данному казусу судьи руководствовались
каким-либо толком и при вынесении
решений и приговоров ссылались
на комментарии той школы, на которую
ориентировался халиф. С тех пор
при отсутствии правового урегулирования
какого-либо отношения судьи могли
руководствоваться при
В
настоящее время правовая доктрина
имеет распространение в так
называемых традиционалистских правовых
системах (например, в мусульманском
праве).