Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Работа состоит из  1 файл

ТГП.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

5. Международное право.

     Международное право называется международным  публичным правом. С ним связано  международное частное право, которое  регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и другие отношения с  иностранным элементом. Международное  публичное право регулирует отношения  между государствами, является межгосударственным правом.

     Международное частное право считается «международным»  потому, что регулирует гражданские, семейные, трудовые, гражданско-процессуальные правоотношения, которые содержат иностранный  элемент, выходят за пределы одного государства.

     Международное публичное право отличается от внутригосударственного права по условиям возникновения  норм, источникам права, субъектам, объектам регулирования, способам гарантии норм.

     Влияние международного и иностранного права  становится все более ощутимым. Если обратиться, к примеру, к нормативным  актам ЮНЕСКО (конвенции, рекомендации, декларации), то можно увидеть следующую  картину. В сфере образования  принято 9 конвенций (соглашений), 5 рекомендаций, 1 декларация; в сфере науки – соответственно 3, 2 и 1; культуры и коммуникаций – 7, 12 и 3; библиотек и архивов – 2; авторского права и близких к нему прав – 11 и 2; статистики – 6 рекомендаций. Нетрудно заметить, сколь близки они по тематике и содержанию национальным законам в социально-культурной сфере.

     Иностранное законодательство по-разному воздействует на национальные правовые системы. Степень  его восприятия определяется, конечно, их принадлежностью к разным системам права – романо-германской, англо-американской и т.д. Проблемы соотношения внутригосударственного (национального) и международного права привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области конституционного права и общей теории государства и права. Это обстоятельство определяется объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.

     Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное  право представляют собой две  различные, самостоятельные системы  права. Это означает, что эти системы  права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения  между государствами и другими  субъектами.

     К основным принципам современного международного права относятся: суверенитет и  суверенное равенство всех государств; самоопределение народов и наций; принцип сотрудничества; добросовестное выполнение международных обязательств; принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; целостность и неприкосновенность государственной территории, принцип  мирного урегулирования международных  споров; невмешательство во внутренние дела государств и народов: принцип  уважения прав и свобод человека; принцип  охраны окружающей среды и др.

     Международное право разделяется на отрасли  и институты. Развитие отраслей международного права, формирование новых отраслей определяется объективными закономерностями жизни человечества, изменениями  в сфере экономики, социальной, политической, культурной жизни.

     Отраслями международного права являются дипломатическое  и консульское право, право международных  договоров, международное экономическое  право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное атомное право, международное право охраны окружающей среды, международное уголовное право. Принципы отраслей международного права имеют свои истоки в общепризнанных принципах современного международного права.

     Современному  международному праву присущ демократический  характер, признание общечеловеческих ценностей; нормы международного права  выражают согласование воль многих государств. Принципы и нормы международного права регулируют межгосударственные отношения, отношения в своей  сущности политические, они являются средством достижения политических результатов. В этом отношении международное  право выступает инструментом реализации интересов государства, всего сообщества государств.

     Нормы международного права являются также  предметом ценностного подхода, они взаимосвязаны с нормами  международной морали.

     Современное международное право выражает представления  народов, государств, мирового сообщества о справедливом, прогрессивном, отвечающем интересам жителей нашей планеты, идеале гуманизма.

     Субъектами  международного права являются суверенные государства, народы, нации, борющиеся  за свое освобождение (государства  в стадии становления), межгосударственные организации, государство - подобные образования (например, Ватикан). Во второй половине XX в. в области международной правосубъектности произошли изменения: субъектами международного права признали человека, а также учреждения, защищающие и гарантирующие на международном уровне права человека.

     Процесс образования норм международного права  отличается от внутригосударственного правотворчества. В международной  системе нет стоящих над государствами  органов, учреждений, устанавливающих  правила поведения государств. В  международном праве главенствует метод согласования воль государств, метод компромисса. Поэтому международному договору принадлежит ведущее положение среди источников права. К источникам международного права относятся международный обычай, юридически обязательные резолюции международных организаций. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН значение источников международного права имеют общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

     Международное право является средством утверждения  и поддержания мира, согласия и  реализации других интересов государств. Конституция Японии в главе второй закрепила отказ японского народа от войны как средства решения  международных споров между государствами. В Конституции подчеркивается, что, искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как  суверенного права нации, а также  от угрозы или применения вооруженной  силы как средства разрешения международных  споров (ст. 9).

     В международной жизни отношения  регулируются не только нормами права, в органической связи с ними действуют  моральные нормы. В преамбуле  Конституции Японии подчеркивается приверженность японского народа высоким  идеалам, определяющим отношения между  людьми, выражается убеждение народа, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что  следование этим принципам является долгом всех государств, которые сохраняют  собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими  государствами. 
 

6. Священные книги

      Священные книги - различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных.

      В настоящее время распространенным источником права в арабских и  некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно  отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии  ислама.

      В основе мусульманского права лежат  четыре источника: 1) священная книга  Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2) Сунна  – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом  посредников; 3) Иджма – конкретизация  положений Корана в изложении  крупных ученых-мусульманистов; 4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех  явлениях жизни мусульман, которые  не охватываются предыдущими источниками  мусульманского права. Таким суждениям  предается законный, общеобязательный характер.

      Несмотря  на значительную роль мусульманского права в регулировании общественных отношений, в последнее время  во многих мусульманских странах  все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).

7. Нормативно- правовой  акт

      Нормативный правовой акт –  это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений[7].

      Широкому  использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения  потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения  выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов  позволяет непосредственно и  оперативно знакомить с их содержанием  население.

      Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком  нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового  акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической  нормы.

      Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной  процедуры, для большинства из них  в законодательном порядке установлено  наименование.

      Нормативно-правовой акт – это «кирпичик» действующей  в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение»[4]. Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

      Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных  органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия  для конкретных субъектов (акт о  регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные  акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны  для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.)[4].

      Таким образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых актов: 1) нормативные акты есть результат  правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц  государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и  организаций; 2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы); 3) содержащиеся в них предписания  являются выражением государственной  воли; 4) принимаются и реализуются  в особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; 6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как  акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных  случаев, ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные  акты – на однократную реализацию; 8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а акт  применения правовой нормы имеет  конкретного адресата; 9) может быть быстро изменен или отменен в  зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Проанализировав все вышеизложенное  можно сделать следующий вывод.  Своеобразие источников права  сказывается на формах внешнего  выражения права. В них наглядно  проявляются исторические особенности  тех или иных общественных  систем, разнообразие форм государственного  вмешательства в общественную  жизнь.    

       Наиболее  известные формы существования  государственно-признанных норм следующие: правовой  обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный  правовой акт.

Информация о работе Источники права