Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить и проанализировать содержание понятия «источники права» и виды источников права.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие «правообразование» и стадии возникновения права;
2. изучить и сопоставить такие понятия, как «источник» и «форма» права;
3. рассмотреть виды источников права;
4. выделить и обозначить понятие нормы права, изучить ее структуру и виды;
5. рассмотреть, как действуют нормативные правовые акты;
6. изучит, как систематизируются нормативные правовые акты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1.1. Понятие правообразования, его стадии………………………...5
1.2. Соотношение понятий «форма» и «источник» права…………7
1.3. Понятие и виды источников (форм) права……………………10
Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОСОБЕННОСТИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1. Нормы права, ее структура и виды……………………………20
2.2. Действие нормативно-правовых актов………………………..22
2.3. Систематизация нормативных правовых актов…………….....23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ТГП.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


2

 

                        Государственный Комитет РФ по рыболовству

                 Федеральное государственное образовательное учреждение

                                  высшего профессионального образования

                 Мурманский государственный технический университет

                                                        Центр СЭП

                                                  

                                             

                                                                                         Юридический факультет

                                                                                                   Кафедра

                                                                                        государственно-правовых

                                                                                                   дисциплин    

                                            

 

                                                Курсовая работа

                                   по теории государства и права

              

на тему «__________________________________________________________

студента (слушателя) _______________________________________________

                                                       

форма обучения __________ курс ______ учебная группа _________________

 

 

                                                                                  Преподаватель____________

                                                                                    ________________________

 

 

 

                                                                                 Защищена «___» _____ 200_г.

                                                                                    Оценка «_______________»

 

              

                                                    Мурманск

                                                         2007

 

                                       План курсовой работы

                                    на тему «Источники права»

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1.1.           Понятие правообразования, его стадии………………………...5

1.2.           Соотношение понятий «форма» и «источник» права…………7

1.3.           Понятие и виды источников (форм) права……………………10

Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОСОБЕННОСТИ

               НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

               2.1.     Нормы права, ее структура и виды……………………………20

               2.2.     Действие нормативно-правовых актов………………………..22

               2.3.    Систематизация нормативных правовых актов…………….....23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

         Кардинальные перемены общественно-политической жизни в России, произошедшие на рубеже XX и XXI веков, заставляют обратиться к одной из основных теоретико-прикладных проблем юриспруденции – пониманию источников права. Одной из важнейших граней проблемы является поиск ответа на вопрос: может ли нормативистская концепция права, признающая в качестве единственного источника права нормативно-правовой акт, послужить теоретическим фундаментом деятельности государства и всего общества по обеспечению неотъемлемых прав и свобод человека, приоритета его интересов?[1]

         Другой актуальный вопрос: соответствует ли природе права признание множественности его источников, отвечает ли это потребностям реализации сущностных свойств правовой матери – свободы, равенства, справедливости в конкретных общественных отношениях?

         Тема данной курсовой работы не только интересна, но и актуальна, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права, и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.

              Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?

         Вопросы источников, природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

         Объектом курсовой работы является исследование понятия «источник права» как особого вида социальной деятельности, анализ со всех позиций его многогранности, его взаимодействие с другими юридическими понятиями.

         Предмет курсовой работы – рассмотрение понятия «источник права» как категории государства и права.

         Цель работы – изучить и проанализировать содержание понятия «источники права» и виды источников права.

         Задачи курсовой работы:

1.      рассмотреть понятие «правообразование» и стадии возникновения права;

2.      изучить и сопоставить такие понятия, как «источник» и «форма» права;

3.      рассмотреть виды источников права;

4.      выделить и обозначить понятие нормы права, изучить ее структуру и виды;

5.      рассмотреть, как действуют нормативные правовые акты;

6.      изучит, как систематизируются нормативные правовые акты.

         При выполнении поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы, логико-юридический, сравнительно-правовой, а также метод анализа и обобщения.

         Для написания курсовой работы были использованы различные источники: учебные пособия по теории государства и права таких авторов, как Лазарев В.В., Любашиц В.Я., также были использованы статьи таких журналов, как «Юрист», «Журнал российского права», «Российский судья».

         Курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, выделяется предмет и объект, поставлены цели и задачи работы, раскрывается методология. В первой главе описываются общие понятия и категории темы. Во второй главе более подробно рассматриваются конкретные вопросы, выбранной темы. В заключении формулируются общие выводы результатов работы.

 

 

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1.1.           Понятие правообразования, его стадии

        

         Правообразование – процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе[2].        

         Проблема генезиса права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.

         Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства.

         Правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения присущи данному обществу и мало зависят от воли государства.

         В ходе развития общества постоянно возникают новые общественные отношения и изменяются уже существующие. Первоначально каждый человек выбирает в определенной ситуации вариант поведения, который соответствует реальным условиям, а с другой стороны – его нравственным установкам, интересам и потребностям[3].

         Государство еще до закона начинает признавать вновь возникающие правила в качестве правовых. Для этого используется несколько способов. Во-первых, - признание тех правоотношений, которые не противоречат закону, хотя прямо им не предусмотрены. Государство признает и обеспечивает такие общественные отношения, и они становятся правовыми.

         Во-вторых, это – правовой обычай. При возникновении новых общественных отношений некоторые варианты поведения граждан становятся привычными, т.е. возникают соответствующие обычаи. В-третьих, для признания государством новых правил поведения используется институт аналогии. Это значит, что при отсутствии прямого регулирования законодательством гражданских отношений применять законодательство, регулирующее сходные отношения. В-четвертых, могут использоваться нормы морали.

         И, наконец, важную роль в государственном признании возникающих норм играет юридическая практика, особенно судебная

         Стадии возникновения права.

I стадия – Стадия формирования общественных потребностей в правовом регулировании.

II стадия – Правосознание – часть индивидуального или общественного сознания, где формируются представления о должном правовом регулировании.

Первая и вторая стадии отличаются друг от друга степенью осознанности.

III стадия – Нормотворчество – превращение политическо-правовых принципов в правовые нормы. Стадия нормативного выражения правосознания.

IV стадия – Правоотношения, через которые реализуются нормы права.

V стадия – Стадия правопорядка.

         Право имеет своим материальным источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни общества и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. 

         Право, таким образом, формируется независимо от воли законодателя. Процесс правообразования начинается с возникновения объективной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Правообразование – объективный процесс, который начинается до государственного вмешательства. Право складывается в самой жизни, появляются новые отношения, правила, которые становятся преобладающими (в силу морали, удобства использования). Зарождаясь из других социальных норм, право становится «правом» тогда, когда его признает государство.

 

 

1.2.           Соотношение понятий «источник» и «форма» права

 

         Выражения «источник» и «форма» права много столетий используются правоведами, как теоретиками, так и отраслевыми специалистами. Следует отметить большой интерес к различным формам и источникам права.

         Обращение исследователей к отдельным источникам и формам права свидетельствует о научной актуальности данной проблемы, однако отсутствие современной общетеоретической проработки не способствует уяснению вопроса.

         Разнообразные позиции исследователей форм и источников права в целом подлежат некоторой систематизации. Можно выделить определенные тенденции понимания проблемы «форма – источник» права в зависимости от ответов на ключевые вопросы[4]:

1.      совпадают (расходятся) ли понятия;

2.      какой из терминов предпочтительнее.

         В юридической литературе в части соотношения терминов «форма» и «источник» права сложились следующие позиции[5]:

1. отождествление формы и источника;

    а) полное отождествление;

    б) уравнивание понятий с целью замены одного термина другим.

2. разделение понятий в разных вариантах, при этом:

     а) один из смыслов понятий источник совпадает с формой либо

     б) одно из значений формы уравнивается с источником.

3. полное разделение понятий без пересечения при наличии других дополнительных терминов, служащих сопоставлению формы и содержания.

         Следует рассмотреть аргументы каждой из научных концепций.

1)         Достаточно разработанной является теория уравнивания форм и источников права, представленная двумя течениями.

         Представители одного видят полное тождество рассматриваемых понятий. Второе течение также уравнивает изучаемые понятия, но с целью обосновать непригодность термина «источник права» и заменить его понятием формы. Вторая тенденция не является обособленной от первой, так как ядро у них общее – единство терминов.

 

2)         Вторая позиция состоит в сложных взаимопресечениях понятий «форма» и «источник» права. Исследователи, следующие данному подходу, как правило, дают несколько смыслов термину «источник права», уравнивая одно из его значений (чаще юридическое) с термином «форма права». Другой вариант соотношения понятий предопределяется сложной конструкцией формы, в которой внешняя форма приравнивается к источникам.

         Отечественной юридической мысли свойственно рассматривать термин «источник права» в нескольких смыслах. Так, например, существует мнение о наличии двух смыслов термина «источник»: материального и формального (юридического). Подход к источнику права в материальном смысле основывается на анализе содержания слова «источник» в русском литературном языке: «Источник – то, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-либо», «то из чего берется, черпается что-либо, то, что дает начало чему-нибудь».

Информация о работе Источники права