Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:38, курсовая работа
В нашей работе нужно показать сущность источников права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показать понятие и виды источников права;
2. описать санкционированный правовой обычай как источник права;
3. рассмотреть юридический прецедент;
4. определить роль религиозной доктрины;
5. описать юридическую науку (правовую доктрину);
Введение
Глава 1. Понятие и историческое развитие источников права
1.1. Историческое развитие источников права
1.2. Соотношение понятий «форма» и «источник» права
Глава 2. Виды источников права
2.1. Классификация источников права
2.2. Типичные источники в современном обществе
2.3. Нетипичные источники
Заключение
Список литературы
Автономная некоммерческая
организация высшего «ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Кафедра Правовых дисциплин
Направление бакалавриата «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине_______________Те
(наименование дисциплины)
Тема:__________ источники права
______________________________
(наименование темы)
Выполнил(а) студент(ка)___1_____курса, группы __Ю-12-Д(И)__________
___________________Белокур
Иван Леонидович_______________
(фамилия, имя отчество)
Руководитель работы ___ Мхитарян Людмила
Юрьевна_______________________
(ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
К защите_____________________
(дата, подпись руководителя)
Работа защищена с оценкой_____
________________ _____________
(подпись руководителя) Ф.И.О.
Пермь 2013г.
План:
Введение
Глава 1. Понятие и историческое развитие источников права
1.1. Историческое развитие источников права
1.2. Соотношение понятий «форма» и «источник» права
Глава 2. Виды источников права
2.1. Классификация источников права
2.2. Типичные источники в современном обществе
2.3. Нетипичные источники
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема источников права
связана с вопросом системы права
и законодательства. В условиях командно-административной
системы это вело к тому, что
власть закона на жизни превращалось
в «стену», призванную спрятать подчинение
закона – нормативным актам
Рассмотрением данной проблемы занимались такие правоведы, как: Добров А.С., Малько А.В., Марченко М.Н., Воронина М.Ф., Чистая Е.С., Кананыкина Е.С. и др.
В нашей работе нужно показать сущность источников права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показать понятие и виды источников права;
2. описать санкционированный правовой обычай как источник права;
3. рассмотреть юридический прецедент;
4. определить роль религиозной доктрины;
5. описать юридическую науку (правовую доктрину);
6. описать нормативный договор;
7. рассмотреть
нормативно-правовой акт как
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Понятие и виды источников права
1.1. Историческое развитие источников права
Термин «источники права» - это один из древнейших в правоведении - ему насчитывается более 20 столетий. Полагают, что этот термин впервые использовал Тит Ливий для обозначения XII таблиц1. Но смысл, который он вкладывал в это понятие, отличался от сегодняшнего.
Но все же термин до сих пор существует и заставляет дискутировать о его содержании. Нынешняя теория права использует словосочетание «источник (форма) права». Но это всего лишь условность. То есть, с одной стороны, формулировка существует и используется, ну а с другой - неравенство понятий очевидно. Смысл и назначение этого термина можно понимать следующим образом: Термин «источник права» обладает длительной историей, он традиционен. Но слово «источник» настолько многозначно, что его юридический смысл уточняют добавочным словом - «форма».
Если говорить о Риме, то древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. А другим источником права по римской исторической традиции было - законодательство римских царей. Но существование данных законов иногда подвергается сомнению. В последние десятилетия ученые не отвергают эту традицию, считая достоверными данные о законодательстве римских царей, по крайней мере, Сервия Туллия и Нумы Помпилия.
Потому как данные источники права тесно связаны с религией и традицией римского народа, выступали они первоначально как - патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании системы правовых обычаев у плебеев. Борьба плебеев за равноправие отразилась и в сфере правовой, поскольку понтифики и патрицианские магистры игнорируя интересы плебеев, произвольно толковали неписаные обычаи. С борьбой патрициев и плебеев связано принятие первых писаных римских законов - Законов XII таблиц. Если следовать обычной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, но текст, написанный на этих таблицах, не удовлетворил плебейскую часть Рима. В результате политического конфликта была создана новая комиссия ,состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая начальный текст двумя таблицами.
Обычная версия происхождения Законов XII таблиц сегодня часто ставится под сомнение. В самом тексте нет положений, которые свидетельствовали бы об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но явно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого цивильного права, которое предназначалось для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было вызвано борьбой плебеев с патрициями, а также с противоречиями между религиозной и светской аристократией. Принятие Законов XII таблиц значило ослабление позиций понтификов, которые сохраняли за собой право вырабатывать формы судебных исков, хранить и толковать неписаные законы и обычаи и злоупотребляли этим правом. Хотя в законах XII таблиц было использование клятв и совершение других ритуальных действий, но право уже было отделено от религиозных норм и стало иметь светский характер.
Таким образом, ясно что понятие «источники права» очень древнее. Как и раньше оно и сейчас очень не однозначно. Самым древним источником права является правовой обычай. Впервые этот термин использовал Тит Ливий для обозначения XII таблиц. Источники права римлян тесно связаны с религией и традицией римского народа, выступали они первоначально как – патрицианские.
1.2. Соотношение понятий «форма» и «источник» права
Понятие источник права имеет 3 смысла:
1. В материальном смысле
источник права это
2. Термин «источник права»
в идеальном смысле - это правосознание.
Под правосознанием в этом
смысле понимается желаемое
3. В формальном (юридическом
смысле) источником права - форма
выражения воли нормативной.
Главное свойство права - это его общеобязательность. Правила создаются людьми, государством, богом, но ставить вопрос о форме права можно только тогда, когда все признают их действенность.
Термин «форма (источник)» выполняет данную роль. Право объективируется в определенную, устойчивую форму. В ней оно охраняется и содержится. Так как государство не может взять под защиту возникающие явочным порядком неопределенные правила - необходимость государственного оформления источников права очевидна. Именно поэтому в доктрине, законодательстве и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право, из которых черпают свои знания о праве. Некоторые авторы считают источники права составными частями формы права. Так, по мнению А.Б. Венгерова, под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках2. В.М. Баранов свои рассуждения начинает с того, что форма сама по себе - это одна из центральных категорий философии. Парной для категории "форма" выступает категория "содержание". Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Форма же есть способ существования, выражения и преобразования содержания. К праву категория "форма" применяется в двух основных значениях: правовой формы и формы права. Правовая форма - это вся правовая реальность. Форма права - это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права; ее назначение - упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Выделяются внутренняя и внешняя форма права. Внутренняя форма права - это его структура и связи, а внешняя форма права это как раз то, что обычно называют источником права3. Наконец, М.Н. Марченко и другие авторы считают, что понятия "форма права" и "источник права" могут как совпадать, так и не совпадать. Они совпадают, когда речь идет о вторичных, формально-юридических или просто формальных источниках права, что уже само по себе подчеркивает идентичность формы и источника права. Когда же речь идет о первичных источниках права (материальных, социальных и иных факторах, оказывающих влияние на процессы правообразования, правотворчества и законотворчества и предопределяющих их), отождествления источников права с формами права не может быть4.
Если под правовой формой
понимаются практически все юридические
средства, участвующие в правовом
регулировании и опосредовании
тех или иных социальных процессов,
в решении социальных задач (например,
правовые формы регулирования экономики)
Мы можем прийти к выводу
что понятия «форма» и «
Слияние двух понятий в термине «источник (форма) права» нужно для того, чтобы снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание. Бывают законодательные решения которые радуют граждан, а бывает встречают их противодействие. Уравнивание этих понятий нужно для ясности системы юриспруденции искусственное образование.
Современные государства не могут жить в неопределенности (что является обязательным, а что нет). Нужно установить границу права и всех иных регуляторов.
Глава 2. Виды источников права
2.1. Классификация источников права
Источники права по роли норм в регулировании общественных отношений можно разделять на: типичные и нетипичные
Типичные — содержат правило поведения (деятельности)
Типичными они называются потому, что норма права является правилом поведения. Типичные нормы - это правилами поведения. Они регулируют отношения между субъектами этого права, устанавливая определенные обязанности и права, и способы их защиты. К типичным относят: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный (нормативно- правовой) акт.
Нетипичные — обеспечивают действие типичных норм.
Нетипичные нормы права называются так потому, как содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а учредительными предписаниями, отправными, исходными. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как и нетипичных, так типичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют дефинитивные нормы, декларативные (целеустановительные) и обще-закрепительные. В отечественной теории права проблема нетрадиционных (идеальных, идеологических и т.п.) источников права в настоящее время обсуждается достаточно активно6. Так, исследователи под такими источниками права понимают идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность7. К нетрадиционным источникам права чаще всего относят правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п. Как отмечает В.М. Баранов, под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи - главный источник формирования права8