Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:56, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - дать общую характеристику источникам римского права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть обычаи в римском праве;
2. Изучить законы в римском праве;
3. Рассмотреть эдикты магистров;
4. Изучить деятельность римских юристов;
5. Рассмотреть постановления императора.
Введение ……………………………………………………….…….……….3
§ 1. Понятие и виды источников права………………………….…….…… 5
§ 2. Понятие обычая и обычное право………………………….……..……. 7
§ 3. Законы……………………………………………………….……...……..9
3.1 Законы VII Таблиц…………………………………………….……..…… 9
3.2 Законы республиканского Рима ……………………………….…….…..10
3.3 Lex и плебесциты …………………………………………….……..……..11
3.4 Сенатус-консульты……………………………………………….……..… 11
3.5 Конституции императоров………………………………………………………….……...…. 12
§ 4. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское ….………..13
4.1 Дуализм Римского права………………………………………….……….. 13
4.2 Эдикты магистратов ………………………………………………….…….13
4.3 Кодификация эдиктов……………………………………………................ 14
§ 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права 15
§ 6. Кодификация римского права ……………………………………………..18
6.1 Первая кодификация……………………………………………………….. 18
6.2 Кодификация Юстиниана …………………………………………………..19
6.3 Хронология кодифицированных работ…………………………………… 19
Заключение ………………………...……………………………………….…..22
Список литературы……………………….……………………………..……. 24
В зависимости от санкции различали четыре вида законов:
1) совершенные
(leges perfectae), в которых в качестве
последствий нарушения
2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;
3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;
4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.
Большинство
известных римских законов
3.3 Lex и плебесциты
Со временем сложились два подвида римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.
Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.
Плебесциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. Как пишет в своих Институциях Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебесциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3) *(9). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.
3.4 Сенатус-консульты
Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок.
Широко известен SC Македония, запрещавший сделки займа с подвластными сыновьями. Он был издан в связи с тем, что некий Македоний, будучи подвластным и заняв деньги, убил своего отца, чтобы расплатиться с долгом.
SC Тертулиана
устанавливл наследственные
С начала II в. постановления Сената часто сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.
3.5 Конституции императоров
Конституции императоров. Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
эдикты - нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;
декреты - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;
рескрипты - ответы на запросы должностных и частных лиц;
мандаты - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.
§ 4.
Эдикты магистратов.
Право цивильное
и право преторское
4.1 Дуализм Римского права
Одна
из важнейших черт римской правовой
системы - дуализм права, существование
наряду с законом, составляющим цивильное
право, постановлений римских
Сами
римляне придавали эдиктам
Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, - для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.
Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право "живым голосом цивильного права". Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.
4.2 Эдикты магистратов
Эдикты магистратов. Полномочия издавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистрат делал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будут лежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянные эдикты "законом на год" (lex annua).
С течением
времени магистраты удачные нормы
своих предшественников переносили
в свои эдикты, в связи с чем
различались эдикты новые и перенесенные.
Так создавалась система
Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишь содействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению, применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право, заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формального права отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляя цивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты.
4.3 Кодификация эдиктов
По мере
того как усиливалась власть императора,
правотворчество претора и
§ 5.
Значение римской
юриспруденции для
формирования и развития
права
Одна из важнейших особенностей римского права состоит в том, что деятельность юристов, их ответы и суждения (responsa и sententia) являлись самостоятельным источником права.
В Институциях Гая о значении этого источника написано так:
"Ответы законоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны, если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай, 1.7).
В начале
V в. н.э., когда правотворческая
В VI в. Юстиниан, осуществляя свою знаменитую кодификацию, увековечил мнения юристов в своих Дигестах, придав им силу закона наряду с другими частями своей кодификации специальной Конституцией 533 г. "Об утверждении Дигест" ("Tanta").
Деятельность юристов выражалась в следующих формах:
respondere - заключения, консультации, ответы знатоков права;
cavere - дача образцов формул исков, сделок, договоров, завещаний и т.д.;
agere - советы
по постановке дела в суде.
Сюда относится и ведение дела
в суде, где юрист непосредственно
выступает на стороне в
scribere -
литературная деятельность
Научно-литературные произведения римских юристов дошли до нас лишь в незначительной части и в копиях. Это произведения, посвященные разработке цивильного права; комментарии к преторскому эдикту; дигесты, объединявшие и цивильное, и преторское право; учебники права - институции, сборники казусов ("Вопросы" и "Ответы"), монографии по специальным вопросам.
Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества и занимали высокое служебное положение. Не имея законодательной власти, юристы авторитетом своих знаний и общественного положения влияли на развитие права, фактически создавая своей деятельностью нормы права. Формальное признание правотворческого характера деятельность юристов получила в эпоху принципата. Принцепсы, начиная с Августа, стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации. Заключения этих юристов были для судов обязательны. В Дигестах Юстиниана (книга первая, титул II "О происхождении права и всех должностных лиц и о преемственности мудрецов") упомянуты те из юристов, которые пользовались величайшим уважением со стороны римского народа. Из числа республиканских следует назвать Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу, которые, по словам Помпония, основали цивильное право; Люция Красса, Цицерона и др.
К началу
классического периода