Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:56, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы - дать общую характеристику источникам римского права.

Задачи работы:

1. Рассмотреть обычаи в римском праве;

2. Изучить законы в римском праве;

3. Рассмотреть эдикты магистров;

4. Изучить деятельность римских юристов;

5. Рассмотреть постановления императора.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…….……….3

§ 1. Понятие и виды источников права………………………….…….…… 5

§ 2. Понятие обычая и обычное право………………………….……..……. 7

§ 3. Законы……………………………………………………….……...……..9

3.1 Законы VII Таблиц…………………………………………….……..…… 9

3.2 Законы республиканского Рима ……………………………….…….…..10

3.3 Lex и плебесциты …………………………………………….……..……..11

3.4 Сенатус-консульты……………………………………………….……..… 11

3.5 Конституции императоров………………………………………………………….……...…. 12

§ 4. Эдикты магистратов. Право цивильное и право преторское ….………..13

4.1 Дуализм Римского права………………………………………….……….. 13

4.2 Эдикты магистратов ………………………………………………….…….13

4.3 Кодификация эдиктов……………………………………………................ 14

§ 5.Значение римской юриспруденции для формирования и развития права 15

§ 6. Кодификация римского права ……………………………………………..18

6.1 Первая кодификация……………………………………………………….. 18

6.2 Кодификация Юстиниана …………………………………………………..19

6.3 Хронология кодифицированных работ…………………………………… 19

Заключение ………………………...……………………………………….…..22

Список литературы……………………….……………………………..……. 24

Работа состоит из  1 файл

источники римского права.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Следует заметить, что в знаменитых Дигестах Юстиниана 20% объема составили цитаты из трудов Павла, 40% - Ульпиана. В основу Институций Юстиниана были положены Институции Гая.

Таким образом, ответы знатоков права, мнения, суждения римских юристов являлись источником римского права.

Расцвет римской юриспруденции приходится на период принципата (классические юристы, когда некоторым из них официально предоставляется право давать обязательные для судей заключения). Упадок римской юриспруденции относится к периоду домината, когда абсолютная монархия не нуждается в помощи юристов как творцов права, а единственным законодателем становится император.

Все, кто  исследовал и исследует римское  право, единодушны во мнении, что деятельность юристов (их знаменитые респонсы и сентенции) вместе с преторским правом превратила архаическое право римских граждан в "абстрактное право абстрактной личности", победоносно прошедшее через века по всем континентам земного шара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 6. Кодификация римского права 
 

6.1 Первая кодификация

Первой  известной нам римской кодификацией были Законы XII Таблиц, V в. до н.э. (по существу, это была кодификация обычного права). Уже к концу республиканского периода ввиду огромного количества правовых норм, создаваемых разными способами (законы, эдикты преторов, ответы юристов), возникла потребность их кодификации, которая так и не была осуществлена.

Во II в. н.э. по поручению императора Адриана  были кодифицированы преторские эдикты юристом Юлианом. Эта кодификация  фактически положила конец правотворческой  деятельности претора. Постепенно угасала и правотворческая деятельность юристов. Функции создания права сконцентрировались в руках императоров. Потребовалась кодификация уже императорских конституций. Вначале это были неофициальные кодификации. В конце III - начале IV в. н.э. были изданы один за другим два кодекса императорских конституций.

Кодекс  Грегориана - старейший сборник императорских  конституций от Адриана до Диоклетиана (II-III вв.).

Его продолжением стал кодекс Гермогениана, содержащий только конституции Диоклетиана (291-294 гг.). Предполагают, что оба кодекса были составлены высокопоставленными чиновниками, имевшими доступ к императорскому архиву. До нас они дошли лишь в других источниках.

Первой  официальной кодификацией императорских  конституций стал кодекс Феодосия, 438 г., включивший конституции от начала правления Константина Великого до Феодосия. Он состоял из 16 книг, включивших в себя более 3тыс. конституций. Из их числа только книги 2-5 были посвящены частному праву, но книги 1-6 почти не сохранились. В Восточной империи кодекс сохранил силу до кодификации Юстиниана, а в Западной был рецепирован варварскими кодификациями римского права. 

6.2 Кодификация Юстиниана 

Для постклассического  права характерно деление права  на ius и leges. Порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, плебесцитами, сенатус-консультами, ответами юристов, обозначался как ius, которое составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Новый правопорядок, созданный императорскими конституциями, обозначался как leges. Все кодификации до Юстиниана были кодификациями императорских конституций.

В I в. до н.э. систематизацию накопившихся за многие века законов и сочинений юристов  хотел провести Гай Юлий Цезарь. Неудачную попытку кодификации как ius, так и leges предпринимал в V в. н.э. римский император Феодосий II (ему удалось лишь создать кодекс конституций).

Император Восточной Римской империи Юстиниан (время правления 527-566 гг.) стремился  вернуть стабильность Римскому государству, в том числе и кодификацией всего права, как ius, так и leges, устранив противоречия между ius vetus и ius novus (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, состоящим из конституций императоров).

6.3 Хронология кодифицированных работ

Хронология  кодификационных работ была такова. В феврале 528 г. Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана, и уже 7 апреля 529 г. был обнародован  кодекс Юстиниана, в который вошли  императорские конституции I-VI вв. (Novus codex Justinianus).

В декабре 530 г. была создана комиссия уже из 15 человек под председательством  Трибониана, куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил и Кратин и из Беритской - Дорофей  и Анатолий, а также 11 адвокатов.

В задачу комиссии входило написание Дигест-сборника извлечений из классических римских юристов, который был завершен 16 декабря 533 г.

Одновременно  Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению  Юстиниана подготовили Институции - элементарный учебник основ римского права, который был также официально утвержден как закон в 533 г.

В ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций. Первая редакция кодекса не сохранилась. Вторая редакция - Codex repetitae praelactionis дошла  до нас и вошла в Свод Юстиниана. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Новеллы - неофициальное собрание императорских конституций, вышедших после издания кодекса в 535-556 гг.

Таким образом, собственно кодификация Юстиниана  была проведена в 529-534 гг. и включала в себя Кодекс, Институции и Дигесты.

В Средние  века вместе с Новеллами они получили наименование "Свод цивильного права" (Corpus iuris civilis) и были впервые изданы Д.Готофредом. Подлинные тексты не сохранились, а дошли до потомков в греческих  и латинских рукописях VI-XI в.

Значение  кодификации Юстиниана чрезвычайно  велико. Это было событие всемирно-исторического  значения, и оно увековечило имя  Юстиниана. По словам современных ученых, изучающих римское право, это  крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние на дальнейшее развитие права (Иво Пухан, М. Поленак-Акимовская).

Сам Юстиниан назвал свою кодификацию "храмом римской  юстиции". В Средние века этот Свод стал фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука. По мнению ученых, Свод с полным основанием можно назвать "библией" юриста.

Дигесты (по-гречески - Пандекты) - систематизированный  сборник отрывков из работ самых  известных римских юристов. Это наиболее значительная и самая объемная часть Свода. В них насчитывается до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежащих 39 авторам I-V в. н.э. Дигесты состояли их 50 книг, книги делились на титулы и фрагменты.

Комиссия  имела право вносить изменения  в тексты, устраняя противоречия и приспосабливая их к новому времени (так называемые интерполяции).

Дигесты, как и другие части кодификации, получили статус закона.

Юстиниан  запретил писать к ним комментарии, разрешалось только делать излечения  и переводить на греческий язык.

По словам О.А. Омельченко, это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в том числе и  правовые приоритеты.

Институции - элементарный учебник римского права, призван был, по словам самого Юстиниана, служить вводным полугодичным курсом для начинающих студентов. В основу Институций были положены Институции Гая. Достаточно часто встречаются ссылки на Законы XII Таблиц, так как Юстиниан уважительно относился к ним.

Институции  состоят из четырех книг, которые  делятся на титулы и параграфы.

В первой книге после общей характеристики системы римского права и его  источников определяются положение  отдельных категорий лиц и  институты семейного права.

Во второй рассматриваются категории вещей, владение, право собственности, сервитуты, завещания.

Третья  содержит вопросы наследования по закону и обязательственное право, в  том числе различные виды контрактов и квазиконтрактов.

В четвертой  книге излагаются обязательства  из деликтов, система исков, преторские интердикты, экстраординарный процесс и государственные преступления.

Именно  в Институциях дано известное  определение права *(10):

"Юстиция  заключается в постоянной и  твердой воле воздавать каждому  свое. Юриспруденция же есть познание  божеских и человеческих дел,  понимание справедливого и несправедливого" (I. 1.1).

Кодекс - сборник императорских конституций. Состоял из 12 книг, 765 титулов и  содержал в себе 4600 императорских  конституций, начиная со 117 г. Конституции  императоров по гражданскому праву  и судопроизводству были собраны в основном со 2-й по 8-ю книгах. Были сохранены даты издания и имена императоров.

Новеллы - частная кодификация конституций, изданных уже после завершения кодификационных  работ, проведенная после смерти Юстиниана.

Сохранились три сборника. Первый, 566 г., включал 122 конституции, два других относятся ко второй половине VI-VII вв. и содержали соответственно 134 и 168 актов. 
 
 
 
 
 

Заключение 

Подготовка  квалифицированных юристов без  глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего по сути языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем невозможна. Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. Для того, чтобы глубже осмыслить современную систему важнейших институтов имущественного права, необходимо обратиться к источнику права. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Об этих внешних формах выражения правотворческой деятельности государства и пойдет ниже речь.

Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц “fons omnis publici privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово “источник” в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливий хотел термином “источник” обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

В юридической  литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две  тысячи лет (а равно в литературе по современному праву), выражение “источник  права” употребляется в различных  смыслах:

1) как  источник содержания правовых  норм;

2) как  способ, форма образования (возникновения) норм права;

3) как  источник познания права.

Конечным  источником содержания права являются мате-риальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь  в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников производства (раба). И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества - источник содержания норм римского права.

Другое  значение, в котором употребляется  в юридической литературе выражение  “источник права”, отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам  возникает, образуется та или иная норма права.

Во избежании  путаницы с первым значением термина  “источники права” в данном случае правильнее говорить о формах образования  права или о формах правообразования (или о формах выражения права). В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили:

1) обычное  право;

2) закон  (в республиканский период - постановления  на-родного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, пос-тановления  сената, которыми вуалировалась  воля принцепса; в период абсолютной  монархии - императорские конституции);

3) эдикты  магистратов;

4) деятельность  юристов (юриспруденция).

Для того чтобы приобрести всесторонний взгляд на римское право и понять его  значение, недостаточно рассмотреть  его существенные качества - ясность, сжатость выражения, определенность и практическую мудрость. Настоящее усвоение сущности римского права обусловливается также исследованием времени его появления и развития, изучением составных его элементов, равно как и ясным пониманием его источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Источники римского права