Исторический опыт систематизации российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Введение.
Создание единого правового пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица. Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней - и федерального, и регионального, и

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие “систематизация законодательства”………………………………..3
Глава 2. История систематизации законодательства с XVII в. до начала XXв……...6
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г………………………………………………..6
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1754-1766 гг……………………………………..9
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 г…………………………………………...11
КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в……….16
КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг……….17
КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в…………………………………………………………………………………..20
РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА……………………21
РАЗВИТИЕ ПРАВА В НАЧАЛЕ XX в………………………………………...24
Заключение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

Балтийский федеральный  университет имени Иммануила Канта

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теме

 

Исторический  опыт систематизации российского законодательства

 
 
 

Выполнил: студент 1-го курса

дневного контрактного отделения

Гладышев Иван Сергеевич


Научный руководитель: старш. преподаватель

                                                                                                                        Усенко Ю. Н.

Калининград 2011


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие “систематизация законодательства”………………………………..3

Глава 2. История систематизации законодательства с XVII в. до начала XXв……...6

  1. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г………………………………………………..6
  2. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1754-1766 гг……………………………………..9
  3. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 г…………………………………………...11
  4. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в……….16
  5. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг……….17
  6. КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в…………………………………………………………………………………..20
  7. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА……………………21
  8. РАЗВИТИЕ ПРАВА В НАЧАЛЕ XX в………………………………………...24

 Заключение……………………………………………………………………………..26          

Список литературы……………………………………………………………………..27 

Введение.

Создание единого правового  пространства -важнейший элемент становления государства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашается построение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающую доступность правовой информации для каждого государственного органа, гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица. Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней - и федерального, и регионального, и муниципального - постоянно растёт. Естественно, что такие задачи стояли перед русским обществом и в древности. С незапамятных времен проводились попытки кодифицировать, упорядочить действующие документы. Не все из них удались, однако были и успешные проекты.

Цель данной работы – разобрать наиболее заметные попытки систематизационной деятельности, в связи с чем поставлены следующие задачи:

  1. Определить, что такое “систематизация законодательства”;
  2. Рассмотреть основные кодификационные проекты.

Глава 1. Понятие “систематизация законодательства”

Существует несколько  определений понятия “систематизация  законодательства”:

- это целенаправленная  деятельность по упорядочению  и совершенствованию законодательства, приведение действующих актов  в определённую систему путём  составления единых нормативных  актов или их сборников1;

- деятельность компетентных  субъектов по упорядочению нормативно-правовых  актов и правовых норм в  целях удобства пользования ими  на практике2.

Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:

1. особый вид юридической  деятельности;

2. цель систематизации - это  создание единой стройной, эффективно  функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью  и структурностью;

3. систематизация осуществляется  компетентными органами, но может  быть и неофициальная систематизация;

4. объектом данного вида  деятельности является действующее  законодательство как система  нормативно-правовых актов;

5. научно обоснованная, унифицированная;

6. в идеале - непрерывна, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение законодательства носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.)3;

7. результатом систематизации  является создание кодифицированных  актов.

Цель систематизации - создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм. Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система4.

Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективизируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов.

Системный подход5 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации законодательства:

- совершенствование действующих  нормативных актов, придание им  свойств системности, непротиворечивости;

- обнаружение пробелов  в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих  друг другу нормативных актов  и быстрая их ликвидация, что  влияет на обеспечение законности  и правопорядка;

- обеспечивает возможность  хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно  толковать все нужные нормы;

В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства - на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания - выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя6.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных  формы правовой деятельности:

1. сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами  и другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2. подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3. подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу  (консолидация законодательства);

4. подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания  (кодификация законодательства).

Также выделяют общие и  отраслевые формы систематизации7. В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае - нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права.

Глава 2. История систематизации законодательства с XVII в. до начала XXв.

1.СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.8

В 1648 г. в Москве вспыхнуло  массовое восстание. В этой сложной  ситуации был созван Земский собор. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное уложение. Составлением проекта  занималась специальная комиссия, его  целиком и по частям обсуждали  члены Земского собора посословно. Напечатанный текст был разослан по приказам и на места. Впервые была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая  Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.

Источники Уложения9 можно разделить на: 1) Кромчую книгу, 2) Литовский статут, 3) судебники, 4) царские указы, 5) думские приговоры, 6) решения Земских соборов, 7) «Стоглав», 8) византийское законодательство. В сущности, это скорее ссылки на основания, почему вводится то или иное узаконение.

Таким образом, «Соборное  Уложение» 1649 г. явилось своего рода сводом правительственных указов и  приговоров, следовательно, отразило на себе предшествующую ему правительственную политику, главным образом времени царствования Михаила Федоровича.

Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм «Уложения» вошли «Новоуказные статьи» о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.)

В «Уложении» определялся  статус царя - самодержавного и наследного монарха - главы государства. Наказывался  даже преступный умысел против персоны царя.

«Уложение» содержало  комплекс норм, регулировавших важнейшие  отрасли государственного управления (эти нормы можно отнести к  административным): прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, изменившая положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья, регламентация  органов местного самоуправления, режим  въезда и выезда - все эти меры составили основу административно - полицейских преобразований.

Судебное право в «Уложении» составило особый комплекс норм, регламентирующих организацию процесса и суда. Подробно описывается процедура суда. Суд  начинался с подачи челобитной грамоты. Затем происходил вызов ответчика  в суд. Ему предоставлялось право  дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины, но после  третьей неявки он автоматически проигрывал процесс.

Розыск или «сыск» применялся по наиболее серьезным уголовным  делам. Особое внимание отводилось государственным  преступлениям. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более  трех раз с определенным перерывом. Показания, полученные при пытке, должны были быть перепроверены. Показания пытаемого протоколировались.

Объектами преступления «Соборное  Уложение» считало церковь, государство, семью, личность, имущество, нравственность.

Для системы наказаний было характерно следующее:

-Индивидуализация наказания.

-Сословный характер наказания.

-Неопределенность в установлении наказания.

«Уложение» отличалось большой  жестокостью. Смертная казнь предусматривалась  в 60 случаях, была сильно развита система  членовредительских наказаний. Предусматривались  тюремное заключение, ссылка. К представителям привилегированных сословий применялось  «лишение чести и прав». Широко применялись имущественные санкции.

«Соборное Уложение» 1649 г. во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных памятников. «Судебники» XV-XVI веков представляли собой свод постановлений преимущественно  процедурного, процессуального свойства.

«Соборное Уложение» 1649 г. значительно  превосходит предшествующие памятники  русского права прежде всего своим  содержанием, широтой охвата различных  сторон действительности того времени - экономики, форм землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и  независимых слоев населения, государственно-политического  строя, судопроизводства, материального, процессуального и уголовного права.

Второе отличие - структурное. В «Уложении» дана довольно определенная систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом, что легко могут быть объединены по разновидностям права - государственное, военное, правовое положение отдельных  категорий населения, поместное, вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовные преступления.

Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в  неизмеримо большем объемом «Уложения» в сравнении с другими памятниками.

Наконец, «Уложению» Принадлежит  особая роль в развитии русского права  вообще. И «Русская Правда», и «Судебники» прекратили свое существование и действие, оказав на «Уложение» довольно скромное влияние, по сравнению с другими его источниками. «Уложение» же как действующий кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлениями, просуществовало свыше двухсот лет.

Впервые в истории русского законодательства в светские разделы  права были включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикции церкви. В системе преступлений они  были поставлены на первое место.

Также впервые дано систематическое  описание государственных преступлений и определен процесс по ним. Таким  преступлениям передан политический характер; они квалифицируются как  измена государю и Русскому государству. В особый разряд выделены военные  преступления, основным из которых  считались переход на сторону  неприятеля и любые формы сношения с ним. Впервые введено понятие умысла и наказания за него.

Впервые в истории Руси дана классификация преступления. По систематике преступлений и их правовой квалификации «Соборное Уложение» - несомненный шаг вперед.

Будучи действующим сводом права своего времени, «Соборное  Уложение» 1649 г. служит крупным памятником юридической мысли. В целом, первая попытка систематизировать право  России прошла успешно настолько, насколько это было возможно в то время.

 

2.УЛОЖЕННАЯ КОМИССИИЯ 1754-1766 гг.10

C 1754 г. начинает работу  новая уложенная комиссия, задачей  которой вновь становится переработка  старой и создание новой системы  права. Указом Сената был намечен  план деятельности комиссии. Новое  «Уложение» должно было состоять  из четырех частей:

1) судопроизводство и организация суда;

2) о правах состояния;

3) об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность);

4) уголовное право (преступления  и наказания).

Традиционным материалом для кодификационной обработки  были нормы о судоустройстве и  уголовном праве. Имущественные  права кодифицировались в комиссии 1720-1727 гг. Что касается норм о правах состояния, то это был новый массив, которым должны были регламентироваться формирующиеся сословные права.

Информация о работе Исторический опыт систематизации российского законодательства