История развития конституции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:34, реферат

Описание

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918,1925,1937,1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.
Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 29.82 Кб (Скачать документ)

Впервые в Конституцию  РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР. 

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в  Конституции  РСФСР 1937 года  отражено ее собственное федеративное  устройство.  Появились самостоятельные  главы о высших органах государственной  власти АССР, об органах государственного  управления АССР, об органах государственной  власти автономных областей. Впервые  была закреплена норма о национальных  округах.

Последующее развитие конституционной системы бывшего  СССР осуществлялось в связи с  принятием новой Конституции  СССР в 1977 году.

На ее основе в 1978 году была принята Конституция в  РСФСР, как и конституции в  других союзных республиках

 На протяжении  своего 15-летнего срока действия  Конституция 1978 года претерпевала  значительные изменения. Это касалось  не только содержания конкретных  норм, но и самой сущности Конституции.  В ней закреплялся статус РСФСР  как союзной республики в составе   СССР, а затем и как независимого  государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних  этапах своего существования, в отличие  от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным  образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех  конституций этого периода должно  было отразить новый этап, в  который, как утверждалось, вступило  советское общество – этап  «развитого социализма», означавшего  превращение советского государства  из государства диктатуры пролетариата  в общенародное государство, что  прямо закреплялось в первых  статьях всех конституций. В  связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение  об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в  политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры  пролетариата была преобразована в  идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции  РСФСР 1978 года прямо говорилось о  сохранении в ней преемственности  идей и принципов Конституции  РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.

2. Классовый характер  конституций подчеркивался и  тем, что они еще более откровенно  и прямо отражали роль коммунистической  партии, которая является «руководящей  и направляющей силой советского  общества, ядром его политической  системы, государственных и общественных  организаций», как записано в  ст. 6 Конституции СССР 1977 года и  в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.

Знаменательно, что  это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней  – статья о партии включалась в  гл. Х и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной  структуры.

3. В конституциях  сохранялась и классовая ориентированность  демократии, которая именовалась  «социалистической демократией». Однако  рамки ее были значительно  расширены. Утверждался, в частности,  принцип равенства граждан перед  законом независимо от происхождения,  социального и имущественного  положения, образования, языка,  отношения к религии, рода и  характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили  более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как  право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает  народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР  вслед за Конституцией СССР  весьма значительно изменилась  структурно. В отличие от Конституции  1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция  стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

Все это свидетельствовало  о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более  совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно  к положениям Конституции РСФСР  о ее федеративном устройстве  можно отметить следующие новые  моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР Конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

6. Конституция 1978 года впервые в прямой форме  установила, что РСФСР является  суверенным государством. 

Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции  РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии  постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Начавшийся процесс  перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме  был ознаменован законами РСФСР  «Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов  РСФСР», принятыми в 1989 году.

Этими законами существенно  менялись система органов РСФСР  и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной  власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно  действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет  стал двухпалатным органом. 

В новом избирательном  законе, хотя и не предусматривалась  обязательная альтернативность выборов (т. е. наличие в бюллетене не менее  двух кандидатов), но открывалась возможность  ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял  Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут  быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились  поэтапно:

а) отказ от характеристики государства как социалистического  и советского, определение его  как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая  законность», и т.п.; исключение положений  о строительстве коммунизма как  цели общества;

б) устранение из Конституции  положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной  собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной  собственности в качестве основной; допущение свободы экономической  деятельности;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и  другие изменения Конституции свидетельствовали  о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза  ССР Конституция РСФСР приобрела  новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо  назревавшая потребность перемен  первоначально выразилась в требованиях  реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе  РСФСР, приняли Декларации о своем  государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная  расстановка политических сил в  составе народных депутатов приводила  к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс  пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию  РСФСР, которая приобретала в  связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились  события в октябре 1993 года, разрешившиеся  в ходе вооруженного столкновения властей  роспуском Съезда народных депутатов  и Верховного Совета. Налицо был  не только политический, но и конституционный  кризис.

 В этих условиях  принятие новой Конституции должно  было явиться базой, способствующей  установлению стабильности в  обществе.

 Проектов новой  Конституции было подготовлено  много. Главными из них являлись  проект Конституционной комиссии  и проект, подготовленный Конституционным  Совещанием, созванным по решению  Президента Российской Федерации.  Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения  проекта Конституционной комиссии  и был принят за основу при  окончательной доработке Конституции  с привлечением субъектов Федерации,  депутатов, их различных фракций,  специалистов, рабочих групп. Именно  этот проект Конституции и  был вынесен Президентом на  всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по  проекту Конституции Российской  Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного  Указом Президента. Согласно Положению,  Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало  большинство избирателей, принявших  участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция  была принята всенародным голосованием (12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования  25 декабря  того же года. 

Конституционно-правовые отношения

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими  видами правоотношений состоит в  следующем:

1) конституционно-правовые  отношения имеют свое собственное  содержание: возникают в особой  сфере отношений, составляющих  предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым  отношениям свойствен особый  субъектный состав: некоторые субъекты  этих отношений не могут быть  участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые  отношения характеризуются большим  разнообразием, что создает многослойные  юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через  цепь взаимосвязанных между собой  правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано  нормой конституционного права и  содержанием которого является юридическая  связь между субъектами в форме  взаимных прав и обязанностей, предусмотренных  данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и  различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического  вида возникают в результате реализации норм – правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких  норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида – правоотношения общего характера, в которых конкретно  не определены субъекты, не установлены  их конкретные права и обязанности.

Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно  реализуется через сложную систему  правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти  правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает  на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением  сообразуют свою деятельность все субъекты, должные реализовывать названный  принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме  их права, вытекающие из предписаний  данной нормы-принципа.

Информация о работе История развития конституции в России