Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:45, курсовая работа
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть Право собственности, наследственное право, а так же уголовное право законов XII таблиц;
рассмотреть Обязательственное и Семейное право законов XII таблиц;
выявить особенности судебного процесса законов XII таблиц;
Сделать выводы по окончанию проведённого анализа.
Введение
Глава 1. История создания Законов XII таблиц.
Глава 2. Общая характеристика Законов XII таблиц.
2.1. Право собственности
2.2. Обязательное право
2.3. Семейное право
2.4. Наследственное право
2.5. Уголовное право
2.6. Судебный процесс.
Заключение
Список использованной литературы.
Содержание:
Введение
Глава 1. История создания Законов XII таблиц.
Глава 2. Общая характеристика Законов XII таблиц.
2.1. Право собственности
2.2. Обязательное право
2.3. Семейное право
2.4. Наследственное право
2.5. Уголовное право
2.6. Судебный процесс.
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времен - тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, - и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу, творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм - основные начала этого целого.
Одним из ярчайших примеров источника римского права являются Законы двенадцати таблиц, датированный 451 – 450 г. до н.э. До нас дошли не многие их части.
Объектом исследования являются Законы XII таблиц.
Предметом исследования является анализ законов XII таблиц.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
Глава 1. История создания Законов XII таблиц.
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).
Свое название Законы получили
в связи с тем, что были написаны
на 12 деревянных досках, выставлявшихся
на городской площади. Никто поэтому
не мог "отговариваться незнанием
закона". По некоторым сведениям,
от всякого вступающего в ряды
Граждан юноши требовалось
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.1
Сами законы до нас не
дошли. Они известны лишь в отрывках,
которые сохранились в
От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским".
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков. Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Развитие ремесел и
торговли, которыми все больше и
больше занимались плебеи, привело
к расслоению римского плебса. Из среды
плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная
знать. С другой стороны, возросло количество
неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне
патрицианской родовой
Римский плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля (ager publicus), которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.2
К первой половине V в. до н.э.
относятся первые попытки плебеев
добиться решения аграрного вопроса.
В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий
хотел разделить захваченные во время
войны земли между плебеями. Патриции
обвинили консула в стремлении к тирании.
Однако в 456 г. до н.э. народный трибун
Ицилий провел закон о разделе между бедняками
земель на Авентине.
Другое, что требовало реформы, касалось
отмены долгового рабства, неизбежного
при несвоевременной уплате долга. И это,
как и дележ завоеванных земель, более
других задевало интересы плебеев.
Но чтобы добиться того и другого плебеи
нуждались в политических правах. Дело
доходило до острых столкновений но в
конце концов, в течение двух последующих
столетий плебеи добились удовлетворения
всех своих требований. В том числе:
1.Учреждения особой
2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;
3. Защиты от произвола
патрицианских судей (
4. Разрешения браков между патрициями и плебеями
5. Права занимать сначала
некоторые, а затем и все
главные государственные
Изгнание царей и учреждение
Республики было результатом обострения
социально-политической борьбы в Риме
в конце VI в. до н.э. В античной историографии
этот переворот изображался
Этот древнейший из сохранившихся сборников
римских законов. Восстановлен по цитатам
и пересказам более поздних античных авторов.
Согласно традиции, законодательство
XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность
языка и характер отраженных в памятнике
социальных отношений подтверждает эту
датировку. Для источниковедческой характеристики
XII таблиц необходимо учесть зафиксированные
в них пережитки первобытности, а также
нормы, восходящие к законодательству
рексов, что может быть определено только
с помощью сопоставлений с сообщениями
античных писателей. Так, предание смерти
за нарушение верности клиентских отношений,
как и разрешение убивать детей-уродцев,
определяется Дионисием Галикарнасским
как установления Ромула. Почетное положение
жриц Весты, согласно Плутарху, учреждено
Нумой. Закон об эмансипации сына после
трехкратной продажи его отцом Дионисий
относит к незапамятным временам, т.е.
к началу царской эпохи. Необходимая квота
в пять свидетелей упоминается Дионисием
применительно ко времени Ромула.
Следует обратить внимание на то, что Законы
XII таблиц почти не называют плебеев. В
этом проявляется основа памятника, т.е.
обычное право римской общины. Но оно уже
приспособлено к новым социальным условиям,
так как учитывает патрициев и плебеев,
свободных и зависимых, богатых и бедных.
Таким образом Законы XII таблиц рисуют
сложный состав римской общины начала
Республики, разные формы собственности,
которые в ней существовали.3
Свое название Законы XII таблиц получили
от того, что были начертаны на 12 деревянных
досках-таблицах, выставленных для всеобщего
обозрения на главной площади Рима, его
политическом центре-Форуме.
Отличительной чертой названных законов
был строгий формализм: малейшее упущение
в форме судоговорения влекло за собой
проигрыш дела. Упущение это принималось
за "перст божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.
Глава 2. Общая характеристика Законов XII таблиц.
2.1. Право собственности
Владение и собственность
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, продать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наиболее абсолютное правовое господство над вещью — право пользоваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного правового установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).
Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать деревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.
Основные способы приобретения вещных прав:
Некоторые вещи были изъяты из имущественного
(торгового) оборота: воздух, море, а
также земля особого
Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились: