Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что, избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними, процесс реформирования избирательной системы в Российской Федерации продолжается, и развитие и совершенствование избирательного права еще не исчерпало себя в деле создания оптимального правового режима, отвечающего интересам последовательного становления представительных основ народовластия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды избирательных систем…………………………………..5
2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..11
3. Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации……………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………......24
Список использованной литературы……………………………………….26
В соответствии со статьей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны.
Правовой базой проведения местного референдума и муниципальных
выборов являются Конституция РФ, Федеральные законы: от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», от 26 ноября 1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ13, законы субъектов РФ14.
Выборы депутатов в
Эти изменения прямо не коснулись весенней избирательной кампании и скорее ориентированы на предстоящие осенние выборы. Однако косвенное влияние «глобальной партизации» муниципальных собраний уже на весеннюю избирательную кампанию несомненно. Можно также ожидать серьёзного расширения участия политических партий в муниципальных выборах, которые состоятся осенью 2011 года.
Таким
образом, в настоящее время в
Российской Федерации применяются
различные избирательные
3 Основные тенденции
и проблемы развития
избирательных институтов
в Российской Федерации
Поиск оптимальной для страны избирательной системы всегда чрезвычайно сложен. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.
Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Для
современной России характерна продолжающаяся
реформа избирательной системы,
основные направления которой касаются
и выбора преобладающей её разновидности,
и таких избирательных
Реформирование избирательного законодательства внесло значительные коррективы в механизм организации и проведения выборов различного уровня. Так, законодательно была оформлена принципиально новая электоральная формула при выборах депутатов Государственной Думы РФ, завершив четырнадцатилетний спор сторонников и противников мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; исключены из числа участников избирательного процесса «долгожители» российского права - избирательные блоки; введены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, систематизирующие все избирательные правоотношения в государстве; учрежден принципиально новый механизм контроля за финансовой деятельностью политических партий - основных коллективных (а в некоторых случаях - и единственных) субъектов выдвижения кандидатов и их списков на выборах. Далее, многие из аспектов этой реформы существенно изменили традиционные для российской практики нормы избирательного права. Так, была отменена возможность голосования против всех кандидатов; введен запрет на выдвижение политическими партиями кандидатов, являющихся членами других партий; расширен перечень ограничений для реализации пассивного избирательного права в отношении лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, а также лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также некоторых других категорий граждан; установлены дополнительные ограничения в выборе форм агитации - отныне зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, в целях создания отрицательного отношения избирателей к оппонентам; наконец, отменен так называемый порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися.
В
основе активно проходящих в
последнее время процессов
Проблемы
совершенствования
Так, отмена возможности голосования против всех кандидатов, списков кандидатов занимает одно из центральных мест в политических и правовых дискуссиях. Графа «Против всех», долгое время отражавшая индивидуальность отечественной избирательной системы, совместными усилиями законодателей и правоприменителей стала достоянием истории. По поводу отмены данной графы разразился большой спор: одни исследователи (Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.) обосновывали поправку необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний, так как избиратель, заполняя эту графу, уходил от того, чтобы сделать осознанный выбор в пользу той или иной партии или кандидата; другие (А.Е. Любарев, А.С. Автономов, В.В. Гущина) - намерением власти разрушить завоевания демократии и вступить в очередной этап борьбы с избирателями, ведь голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы, они не довольны чрезмерным административным ресурсом. В.В. Вискулова в исключении из избирательного законодательства возможности протестного голосования видит результат не столько политической, сколько юридической коллизии, у которой было несколько путей разрешения, причем законодателем был выбран наиболее простой16.
Неоднозначно была воспринята и отмена порога явки избирателей на выборах всех уровней. У этой инициативы также было много сторонников и противников. Одно неоспоримо - с отменой порога явки избирателей выборы всех уровней стали законными вне зависимости от того, сколько избирателей примет в них участие.
Большой резонанс вызвало исключение из процесса наблюдения за федеральными выборами общественных наблюдателей, субъектам РФ предоставлено право такого же исключения на региональных и муниципальных выборах. Вообще, институт наблюдения - один из самых молодых институтов, и в процессе своего становления и развития он сталкивается с различными проблемами, такими как создание эффективного независимого наблюдения, отсутствие долгосрочного наблюдения, недостаток опыта, слабая подготовленность наблюдателей. Только совместные действия государства, а отчасти, и самого общества, решение проблем и организационного и правового характера, дадут стимул к дальнейшему развитию наблюдения.
Одной
из серьезных проблем
Ряд ученых (Автономов А.С., Бузин А.Ю., Иванченко А.В. и др.) и политиков (С.М.Миронов) обеспокоены нарушением принципа беспристрастности и независимости избирательных комиссий от органов власти, особенно комиссий нижнего уровня, в результате чего не обеспечивается эффективная защита избирательных прав граждан17.
В связи с существующим разнообразием правовых норм о рассмотрении избирательных споров и множественностью причин возникновения избирательных споров (противоречивость и нестабильность правового регулирования избирательных отношений, наличие в нем многочисленных пробелов и коллизий; недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, отсутствие устоявшихся демократических традиций в сфере электорального поведения; политическое противоборство субъектов избирательного процесса, в том числе стремление использовать электоральные конфликты в сугубо эгоистических целях, далеких от потребностей действительной реализации и защиты избирательных прав от возможных нарушений; амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий, обусловленные чрезмерно ограничительной детализацией предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации процедур осуществления избирательных прав граждан.), процедура судебного рассмотрения избирательных споров является сложной, а существующая судебная практика зачастую неоднозначна и противоречива, и поэтому заслуживает особого внимания и требует совершенствования. Особое место в регулировании порядка разрешения избирательных споров занимает вопрос о сроках обращения в суд и разрешения дел судом. Актуальность этого предмета законодательного регулирования связана с четко определенной этапностью избирательной кампании, вовлечением в нее значительного числа заинтересованных лиц (избирателей), возможностью блокирования проведения отдельных избирательных действий или кампании как таковой.
Одной из сложных и до конца неурегулированных проблем на сегодняшний день остается механизм, связанный с финансированием выборов, что отмечается многими современными авторами (А.А. Вешняковым, В.В. Лучиным, Пшизовой С.Н. и др.). В частности, В.Е. Чуров обратил внимание на то, что переход к новой избирательной системе в большинстве регионов привел к существенному увеличению размеров избирательных округов и, следовательно, к увеличению финансовых расходов, а возможность избрания граждан, выдвинувшихся в законодательные собрания путем самовыдвижения, существенно снизилась - увеличение размеров округов означает не только увеличение числа подписей, требующихся при регистрации кандидатов, но и общее удорожание стоимости ведения предвыборной кампании кандидатом, привлечения к его избирательной кампании большого числа активистов, увеличения тиражей агитационных материалов. Новая система выборов требует более эффективного финансирования. Кроме того, удорожание процесса предвыборной кампании происходит вследствие внедрения новых технологий, а именно —использования технических возможностей теле- и радиовещания, привлечения специалистов по опросам общественного мнения, возникновения различного рода специализированных ассоциаций по «раскрутке» кандидатов и партий. М.М. Какителашвили ставит вопрос о повышении финансовой безопасности и законности в ходе проведения выборов (в первую очередь, законодательного обеспечения механизма финансирования выборов). Ученый отмечает, что институт финансовой отчетности политических партий достаточно эффективен, однако для обеспечения законности при проведении выборов недостаточен.
Существует также ряд других аспектов и проблем, не урегулированных законодателем и не нашедшим отражения в научных трудах российских ученых в связи с быстро меняющимся законодательством о выборах.
Таким
образом, процессы оптимизации избирательной
системы России продолжаются и в настоящее
время, они многообразны и сопряжены с
различными проблемами и противоречиями.
Проблемы реформирования избирательного
законодательства - это проблемы дальнейшего
совершенствования демократии.
Заключение
Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Информация о работе Избирательная система современной России