Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что, избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними, процесс реформирования избирательной системы в Российской Федерации продолжается, и развитие и совершенствование избирательного права еще не исчерпало себя в деле создания оптимального правового режима, отвечающего интересам последовательного становления представительных основ народовластия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды избирательных систем…………………………………..5
2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..11
3. Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации……………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………......24
Список использованной литературы……………………………………….26
Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли в этих процессах института свободных выборов. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Процесс организации и проведения выборов осуществляется посредством избирательной системы - системы общественных отношений, включающей принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права, организацию и порядок выборов, определение итогов голосования и установление результатов выборов. В теории избирательного права как подотрасли конституционного права понятие «избирательная система» употребляется еще и в усеченном смысле как порядок определения результатов выборов, как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов. В этом узком смысле различаются пропорциональная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанные избирательные системы.
Избирательная система современной России претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Новый этап формирования избирательного законодательства в Российской Федерации начался с принятием Конституции РФ 1993 года.
В настоящее время в Российской Федерации на разных уровнях применяются различные избирательные системы: мажоритарная система при выборах Президента РФ, пропорциональная система, которая применяется для выборов Государственной Думы; смешанная – на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях.
Общая концепция избирательной системы Российской Федерации соответствует демократическим стандартам в области избирательных прав граждан – идет процесс перехода от мажоритарной к пропорциональной избирательной системе на различных выборных уровнях. Введение пропорциональной системы способствует достижению таких приоритетных целей в модернизации политической системы страны, как улучшение качества народного представительства, повышение уровня политической активности и создание дополнительных условий для свободной и справедливой конкуренции политических партий.
Реформирование избирательной системы страны касается не только выбора преобладающей её разновидности, но и таких избирательных институтов, как избирательные комиссии, финансирование выборов, разрешение избирательных споров и др. Такие многообразные процессы оптимизации неизбежно сопряжены с различными проблемами и противоречиями. Характер избирательной системы характеризует политические процессы, происходящие в стране, и российская демократия продолжает успешно развиваться, находя свои пути совершенствования и трансформации, основанные на национальных и исторических традициях.
Список
использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. и доп.);
2. Федеральный закон от 26 ноября 1996г. № 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 20.03.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О выборах Президента Российской Федерации»;
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 20.03.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ (в ред. от 23.02.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)»;
9. Федеральный закон от 05 декабря 2006 г. № 225-ФЗ (с изм. от 09.12.2010) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 20.03.2011г. № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
11. Устав (Основной закон) Амурской области от 13 декабря 1995г. №40-ОЗ;
12. Закон Амурской области от 14 мая 2004г. №321-ОЗ «О местном референдуме в Амурской области»);
13. Закон Амурской области от 12 декабря 2007г. №434-ОЗ «О внесении изменений в Избирательный кодекс Амурской области и отдельные законодательные акты области»;
14. Закон Амурской области от 26 июня 2009г. №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области»;
15. Архипова Т.Г. Государственность современной России. - М: РГГУ, 2003;
16. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М.:Норма, 2007;
17. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. Тамбов: ТГТУ, 2005;
18. Веденеев Ю.А.Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации. Журнал российского права-2006 г., №6, стр.47-57;
19. Вискулова В. В. Голосование «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного Суда РФ). Конституционное и муниципальное право. 2008. №5 стр.28-34;
20. Вискулова В. В. Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области: к истории вопроса. Благовещенск: Буквица, 2009;
21. Вискулова В. В. Пределы самостоятельности субъектов РФ в свете реформы избирательного законодательства 2005-2006 годов: правовые проблемы. Конституционное и муниципальное право. 2007г.- №13;
22. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2008;
23. Дубровина Е.П. Особенности развития законодательства о выборах в субъектах Российской Федерации. Журнал российского права-2007 г., №10;
24. Избирательное право и избирательный процесс в Российсикой Федерации. Учебник под ред. А.А. Вешнякова. М.:Норма, 2003;
25. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток,2000г.-213 стр.;
26. Красинский В.В. О коррупциогенных факторах избирательного законодательства. Российская юстиция, 2010г. №2;
27. Матейкович М.С. Федеральное избирательное законодательство нуждается в кодификации. Конституционное и муниципальное право. 2009г. №14;
28. Нудненко П.В. К вопросу об определении понятии избирательной системы. «Конституционное и муниципальное право», 2008 №5;
29. Порошин Е.Н. Избирательное законодательство и результаты выборов: взаимосвязь и взаимозависимость. Конституционное и муниципальное право, 2010г. №6, стр.24-30;
30. Пошивайлова А.В. Понятие избирательного спора: теория вопроса. История государства и права.2008г. №2, стр.34-36;
31. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: материалы международной конференции. Под ред. А.В.Иванченко и А.Е.Любарева. М.: Аспект Пресс, 2006;
32. Старостина И.А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство. Конституционное и муниципальное право. 2009. №24 стр.18-23;
33. Тхабисимова. Л.А. Современный российский избирательный процесс в условиях федерализма. Конституционное и муниципальное право- 2007г., №9;
34.
Шемелин А.В. Становление избирательной
системы в России в 1990-е годы. История государства
и права.2009г. №23, стр.34-36.
Практическое
задание
Задание 1
По
итогам выборов в Государственную
Думу голоса избирателей распределились
в процентном соотношении следующим образом:
партия А – 24,1 %, партия Б – 24,9 %, партия
В – 2,9 %, партия Г – 2,2 %, партия Д – 1,2 %.
Федеральные списки каких партий будут
допущены к распределению депутатских
мандатов? Ответ аргументируйте со ссылками
на федеральное законодательство.
К данной задаче будут применяться нормы Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в частности главы 11, регламентирующей подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы. Статья 82 устанавливает нормы определения результатов выборов депутатов Государственной Думы. Необходимыми условиями, допускающими федеральные списки партий к распределению депутатских мандатов, являются в первую очередь преодоление партией 7% барьера голосов избирателей и наличие более 60% голосов избирателей, поданных за эти списки в совокупности. Пункты 7-9 статьи 82 определяют последовательность допуска партий к распределению мандатов в зависимости от электорального барьера и совокупного процента голосов избирателей.
Обратимся к условию задачи. Барьер в 7 процентов преодолели две партии А-24,1% и Б-24,9%. В совокупности за них проголосовало 49% избирателей. Это меньше 60%. При последовательном суммировании с ними других списков оказалось, что в совокупности за все списки подано менее 60% голосов избирателей. А+Б+В+Г+Д = 24,1 + 24,9 +2,9+2,2+1,2=55,4%.
На основании подпункта 3 пункта 4 статьи 82 Закона, если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися.
Таким образом, к распределению депутатских мандатов не будет
допущена
ни одна из партий. На основании статьи
84 Закона назначаются повторные
выборы в порядке, установленном
законом.
Информация о работе Избирательная система современной России