Экономика и право.Проблемы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный односторонний процесс. Это весьма сложное явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Понятие права……………………………………………………………………………...….4
1.1 Определение права...…………………………………………………………………..….…4
1.2 Признаки права………………………………………………………………………..……..5
2. Роль экономики в возникновении и развитии права……………………………………....9
3. Право и экономика……………………………………………………………………..…….12
4. Проблемы взаимодействия права и экономики ………………………………….………..15
Заключение…………………………………………………………………………….………..21
Список использованной литературы…………………………………….........................……22

Работа состоит из  1 файл

курсовой по ТГП - копия111.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в  том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.

Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент – инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Дж. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства, посредством законодательства, на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частных предпринимателей и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.19

Социальная  система с административно-командной  экономикой начала утверждаться в Советской  России и впоследствии охватила все  страны так называемого социалистического лагеря. Справедливо отметил В.В. Лазарев уязвимость взглядов советских юристов на соотношение права и экономики в претензиях на принципиально иной характер этого соотношения. «В таком случае, – пишет В.В. Лазарев, – напрашивался вывод (которого, разумеется никто не делал), что наше государство и право, или наша экономика представляют собой нечто иное, нежели экономика, государство и право в общепринятом их значении».

Общая схема  соотношения права и экономики  выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, политика – концентрированное выражение экономики.

Уместно будет  обозначить более детально основные моменты соотношения права и  экономики в рамках административно-командной  системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:

  • господствовала государственная собственность (все экономические ресурсы находились в государственной собственности, государственная монополизация экономики) над всеми другими формами собственности;
  • отсутствовала самостоятельность хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;
  • экономические процессы управлялись преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов – прямое государственно-правовое вмешательство;
  • нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;
  • в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям;
  • план объявлялся законом; принудительное монопольное производство и принудительное распределение исключало свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;
  • чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно приводила к бюрократизации и разбуханию государственного аппарата;
  • отличительной особенностью распределения материальных благ и услуг являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Таким образом,  право, воздействуя на экономику, не только не улучшало ее функционирование, а наоборот затрудняло. Положенный в основу правопонимания тезис о подчиненности права государству придал процессу правотворчества более субъективный характер.

Очень часто  нормативно-правовые акты противоречили  друг другу, именно поэтому сложилась практика игнорирования законов – они стали подменяться прямыми указаниями чиновников.

Однако административно-командная  система, оставаясь на позициях пренебрежения  экономическими законами, создала систему  социальных гарантий: пенсионное обеспечение, бесплатное образование и здравоохранение, система социальных пособий и выплат и др. Социальная защищенность граждан создавала видимость всеобщего благополучия, социального равенства и справедливости. Но справедливость данной системы нарушалась на стадии распределения, поскольку фактически это выглядело как перераспределение в пользу государства.

Социальные  системы со смешанной экономикой получили свое распространение в  середине XX в. Они отражают реальные изменения в социально-экономической  жизни и связаны, прежде всего, с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте, либо характеризуется полным отсутствием рыночных отношений. За годы существования «капитализма» и «социализма», рыночной экономики и административно-командной системы произошло выделение наиболее функциональных и жизненно необходимых элементов перечисленных социально-экономических систем, которые оказалось возможным сочетать в тех или иных вариациях в рамках одной системы.

Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей  части ресурсов при помощи торговых сделок (то есть в рыночных отношениях), но при существенной роли государственных  органов власти и управления, которые:

• определяют правовую основу владения собственностью и функционирования рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила  деятельности предприятий;

• покупают и  производят товары и услуги, такие, как оборона, образование, дороги и т.д.;

• осуществляют социальное обеспечение граждан;

• финансируют  себя посредством налогов и займов, таким образом влияя на цены, процентные ставки и производство;

• осуществляют контроль за налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию по контролю за количеством денег в экономике, и тем самым вносят коррективы в колебания экономического цикла.20

При этом соотношение  права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества,  
право - это средство в достижении социального компромисса.21 Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

Право является неотъемлемым элементом в любой  социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными  функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор.

 

Заключение

 

Право - понятие  сложное и многогранное. Спектр мнений о нём и суждений также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

Множество определений  права можно рассматривать как  положительное явление (возможность  взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике), так и отрицательное (например, возникают трудности, порождаемые различиями, отсутствием единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования).

Экономические начала сыграли огромное значение для  возникновения политической надстройки. Но при этом следует отметить, что не только экономические предпосылки повлияли на возникновение государства, но и другие социальные процессы происходящие в обществе. Существует и обратная связь государства и экономики. Нормальной функционирование экономики невозможно без вмешательства государства. Главным для эффективного регулирования экономики является степень вмешательства государства в процессы производства и распределения и методы избираемые для такого вмешательства.

Соотношение государства  и права также имеет обратную зависимость. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая её в правовую форму. А  право придаёт легитимный характер действующему государству путём  его юридического закрепления.

Заметно и влияние права на экономику. Мировой опыт в ведении хозяйственной деятельности даёт нам право утверждать, что лишь на основании права можно построить эффективно работающую экономику.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // М.: К65 Проспект, 2013. – С.32
  2. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. –С.423
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2004. – С.247
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Экономика, 2003 г. –С.233
  5. Бэрроуз Р., Вельяновский Ц. Экономический подход к праву.// - Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний". 2002. -№6. – С.21
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000. –С.528
  7. Зинченко С.А., Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение // Государство и право. 1992. № 3. –  С.346
  8. Макаров О.В. Соотношение права и государства. // Государство и право. - 1995. № 5. - С. 246
  9. Марксистско-ленинская общая теория государств и права.// Основные институты и понятия. - М.: Прогресс,  1970. – С.369
  10. Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / /М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -  С.378
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений // Государство и право. - 1995. № 4. – С. 157
  12. Морозова Л.А. Теория государства и права.//-Учеб.4-е изд.,перераб. и.доп. – М.:Российское юридическое образование, 2010. –С.434
  13. Носова С.С. Экономическая теория . - М.: Кнорус, 2009. – С. 432
  14. Теория государства и права. /Под ред. Н.И. Матузова. – М.: Экмо, 2009. –С.455
  15. Теория государства и права: учеб. А. В. Мелехин. - М. : Маркет ДС, 2007. — С.215
  16. Теория государства и права / /Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: 2000. -С.368

 

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Экономика, 2003 г. -13 с.

2 Макаров О.В. Соотношение права и государства. // Государство и право. - 1995. № 5. - С. 18

3 Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / /М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 67с.

4 Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. // М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 69с.

5 Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. // М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 87с.

6 Теория государства и права / /Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: 2000. -65с.

7 Теория государства и права / / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: 2000. -66с.

8 Теория государства и права: учеб. А. В. Мелехин. - М. : Маркет ДС, 2007. — 215 с.

9 Теория государства и права: учеб. А. В. Мелехин. - М. : Маркет ДС, 2007. — 217 с.

10 Зинченко  С.А., Лисневский  Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение  // Государство и право. - 1999. № 3. - С. 5

11 Марксистско-ленинская общая теория государств и права.// Основные институты и понятия. - М.: Прогресс,  1970. – 286 с.

12 Зинченко С.А., Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение // Государство и право. 1992. № 3. – 5с.

13 Носова С.С. Экономическая теория . - М.: Кнорус, 2009. - 432с.

14 Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2009.- 443с.

15 Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // М.: К65 Проспект, 2013. – 4с.

16 Р. Бэрроуз, Ц. Вельяновский. Экономический подход к праву.// - Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний". 2002. -№6. – 8с.

17 Р. Бэрроуз, Ц. Вельяновский. Экономический подход к праву.// - Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний". 2002. -№6. – 10с.

18Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. –321с.

19 Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

20 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений // Государство и право. - 1995. № 4. – С. 11-19.

21 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000. –234с.

 


Информация о работе Экономика и право.Проблемы взаимодействия