Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:19, контрольная работа
Негибкость и неспособность административно-командной системы быстро адаптироваться к экономическим проблемам, ее невосприимчивость к достижениям НТП и неэффективность ее функционирования обусловили необходимость её преобразования в рыночную систему. Это преобразование возможно лишь путем изменения всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны 2 основных типа механизма функционирования этой системы: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного.
Экономика
переходного периода,
особенности её функционирования
Негибкость
и неспособность
Такая
экономика представляет собой смесь
элементов административно-
Специфика
такой экономики как “
преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений другими, желательными. Поэтому для новой экономики характерно сохранение в течение длительного времени старых экономических форм и отношений;
неустойчивость, нестабильность развития экономики, неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы;
интенсивное развитие
всех новых экономических форм и отношений.
Понимание необратимости эволюционного
процесса, основных его тенденций позволяет
ускорить его путем осуществления той
или иной программы реформ. Резко возрастает
роль субъективного фактора, от которого
зависит правильность выбора направлений
и путей развития, его практическая реализация.
Проблемы
экономики переходного
периода и пути их решения
Создание экономической
Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики способствует сдерживанию инфляции и стабилизации обменного курса рубля. Для этого нужно обеспечить действенный контроль за кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.
Демонополизация экономики
Формирование и развитие рыночной инфраструктуры
будет способствовать повышению эффективности
функционирования механизма рынка, расширению
и укреплению рыночных связей.
В
соответствии с особенностями той
или иной рыночной сферы в переходной
экономике появляются и получат
дальнейшее развитие обслуживающие их
элементы инфраструктуры: сфера товарного
обращения — от розничной торговой сети
до бирж; сфера рынка труда, представленная
различными бюро по трудоустройству, центрами
по переподготовке кадров, образовательными
учреждениями и биржей труда; сфера обращения
капитала включает в себя фондовые и валютные
биржи, банки и т.д.
Создание
эффективной системы социальной защиты
населения призвано обеспечивать каждому
члену общества гарантии определенного
уровня жизни, необходимого для развития
и использования его способностей (трудовых,
предпринимательских, личностных) и обеспечивающей
его при отсутствии тех или иных способностей
(старики, больные, инвалиды, дети и т.д.).
Это возможно лишь посредством социальной
переориентации экономики на основе активной
структурно-инвестиционной политики в
направлении опережающего развития производства
потребительских товаров и услуг. В
“переходной” экономике должны быть
созданы отношения и механизмы, которые
ориентировали бы все уровни хозяйствования
на достижение определенного уровня потребления
при гарантиях минимального уровня реального
потребления и его приближения к прогрессивной
структуре реального потребления товаров
и услуг, оптимальной модели потребления.
Трансформация административно-командной
системы в рыночную экономику может быть
осуществлена 2 основными вариантами:
эволюционным путем или путем
шоковой терапии. Различие между ними
заключаются в сроках проведения системных
преобразований и стабилизационных мер,
объеме регулирующих функций государства
и др.
Выбор
эволюционного или шокового пути
перехода к рыночной экономике зависит
не столько от силы воли политического
руководства, сколько от комплекса
экономических, социальных, политических,
исторических и др. факторов. Считается,
что в условиях очень высокой инфляции
макроэкономическая стабилизация может
быть достигнута при помощи реализации
полного набора быстрых и радикальных
мероприятий. Постепенный переход к рыночной
экономике, или эволюционный путь более
подходит экономике с относительно стабильной
финансовой системой, сравнительно невысоким
удельным весом тяжелой промышленности
и довольно развитым сельским хозяйством.
Структура
экономики переходного
периода
“Переходная”
экономика специфична, она характеризует
эпоху экономических, политических
и социальных преобразований. Отсюда и
особенность ее характера, ее структуры,
отличающей от “обычной” экономики. Эта
особенность в том, что переходный период
базируется на разных типах и видах собственности,
разнообразных формах хозяйствования.
В экономике бывших социалистических
стран, осуществляющих переход к рыночной
экономике, противоречиво сосуществуют
элементы и экономические связи старой
и новой экономических систем. С одной
стороны — это элементы - государственные
предприятия, колхозы, домашние хозяйства
и государство. С другой стороны это новые
элементы: фермерские хозяйства, акционерные
общества, различные негосударственные
фонды, разнообразные банковские учреждения.
С изменением состава элементов в рыночной
экономике изменяется характер и содержание
экономических связей. Произошел “развал”
старых (планово-директивных) связей, и
начался процесс формирования новых (рыночных)
связей. Формирование новых рыночных связей
— длительный процесс, зависящий как от
элементов экономики, так и от внешних
условий.
Постепенно,
структура экономики будет упрощаться,
господствующее положение в ней займут
экономические связи и отношения, присущие
новой системе. Но это не значит, что сформируется
однородная по своей социально-экономической
структуре экономика. Рыночная экономика,
которой в чистом виде не существует, представляет
собой экономику смешанной социально-экономической
системы. Смешанная экономика характеризуется
тем, что в ней равноправно сосуществуют
в подвижных формах взаимодействия государственный,
частный и государственно-частный сектор.
И подтверждение тому — социально-экономическая
структура индустриально развитых государств.
В США, Великобритании, Франции, Германии
и др. странах есть государственные предприятия,
мощные частные корпоративные объединения,
частные фирмы, распространен малый бизнес.
Эти структуры образуют смешанное хозяйство.
Современная смешанная экономика - многосекторная.
Многосекторность и многопрофильность
- это наличие многих равноправных секторов
и типов хозяйства, их взаимодействие
между собой. Взаимодействие в экономике
реализуется государством, частными корпорациями
и рынком. Переход к новой экономической
системе, базирующейся на рыночных началах,
требует серьезных институциональных
изменений в экономике. Одно из них — образование
новых субъектов хозяйствования, адекватных
этой системе. Новые субъекты хозяйства,
формируются 2 основными способами:
реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы;
создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.
Становление смешанной экономики - необходимое условие рыночных преобразований. Рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок, и экономика — не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.
Переход к рынку предполагает создание конкурентно-образующей среды. Ее структурными элементами должны стать различные собственники. Для рынка важно, чтобы были реальные собственники и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид деятельности, форму собственности, способ организации производств. Обеспечить такие условия можно посредством реформирования отношений собственности. При этом темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в рыночной экономике. Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, и т.д. Таким образом, под предпринимателем подразумевается собственник, обладающий специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность.
В
формировании такого класса собственников-предпринимателей
состоит одна из главных задач создания
смешанной экономики, которая предполагает
наличие различных форм хозяйствования,
базирующихся на разных формах собственности.
Развитие смешанной экономики способствует
выбору товаропроизводителями форм собственности.
Имеется
и ряд трудностей, тормозящих развитие
предпринимательства в экономике переходного
периода:
Информация о работе Экономика переходного периода, особенности её функционирования